Тема: «Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – как средство воспитания самостоятельности обучающегося»
Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов труда.
Томас Эдисон
Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания.
Обучение не может считаться правильно ориентированным и не может протекать успешно, если не ставится задача вооружения школьников системой умений и навыков учебного труда.
Из всего многообразия приемов самостоятельной работы сегодня я хотела бы остановиться только на некоторых из них.
Одним из этапов урока является устный счет. И сейчас, я предлагаю вам посмотреть на экран, и ознакомится с заданиями, которые я использую на уроке.
Учащиеся устно выполняют упражнения с листа № 1 (слайд 3) и на карточках (слайд 4) зачеркивают те числа, которые совпадают с ответами решенных примеров. При верных вычислениях у них на карточках должно остаться по 3 не зачеркнутых числа.
Затем у учащимся на столах лежат лист № 2, где находятся найденные числа и соответствующие им слова. Из этих слов они должны составить пословицу. Кто первый справится с заданием, поднимает руку. (слайд 5)
Ребята полностью самостоятельно справились с заданием, показав знания не только по математике, но и по литературе.
Усвоение знаний по предмету зависит от многих факторов.
Главным из них является не только способности учащихся, но и отношение ребят к достижению учебных успехов, которое зависит:
от усидчивости;
развитости у школьника собственно интеллектуальных умений (наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, делать самостоятельный вывод и т.д.)
контроля со стороны взрослых на уроке и дома.
Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание.
Ведь выполнение домашних заданий является одним из важных видов самостоятельной работы, используемых, главным образом, для закрепления изученного.
Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке – нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления – этому должен учить хорошо организованный домашний труд. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.
Главное назначение домашнего задания:
воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т.д.)
Как готовить домашнее задание ученику поможет специальная памятка (слайд № 6)
Домашнее задание должно учить ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя, взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом. Но очень часто родители вмешиваются в процесс обучения, лишая ребенка самостоятельности в помощь родителям я также хочу предложить специальную памятку (слайд № 8)
Самостоятельная работа как метод обучения может использоваться на всех этапах процесса обучения.
Во всем многообразии её видов самостоятельная работа учащихся не только способствует сознательному и прочному усвоению ими знаний, формированию умений и навыков, но и служит для них средством воспитания самостоятельности как черты личности, а в дальнейшем позволяет самостоятельно решать различные жизненные задачи.