Психологические основы обучения чтению
Чтение - это один из видов речевой деятельности, представляющий
собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой
информации.
Умение читать включает в себя соотнесение зрительного образа
речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с ее
слухоречедвигательным образом и последнего с его значением. Триединство
этого процесса сохраняется при любом виде чтения, будь то чтение вслух
или чтение про себя.
В первом случае речедвигательный компонент реализуется во внешне
выраженной речи; во втором случае во внутренней речи.
По мере расширения читательского опыта и совершенствования навыка
быстрого чтения промежуточный компонент начинает играть все меньшую
роль, а зрительный образ речевой единицы все в большей степени напрямую
соотносится с ее значением. Однако, как показали исследования психологов,
на этапе становления синтетических способов чтения огромное значение для
понимания читаемого имеет то, осуществляется оно с внешним
артикулированием или скрытым. И чем менее сформирована техника чтения,
тем важнее роль громкого проговаривания. Именно оно помогает
начинающему читателю осознать буквенные символы и связать их с
наполненной смыслом устной речью, которой он уже давно владеет. Данная
психологическая закономерность обусловливает такой подход, когда детей
вначале учат чтению вслух и только затем постепенно переводят на чтение
про себя как более продуктивный способ усвоения письменной информации.
Особенно это важно в отношении умственно отсталых детей, для которых
скрытого артикулирования явно недостаточно для установления связи между
зрительным, слухоречевым и смысловым компонентами. Вот почему
учащиеся специальной школы даже в 7-м классе лучше осмысливают
содержание текста при чтении вслух, чем при чтении про себя.
С помощью киносъемки удалось установить, что глаза читающего
человека движутся по строчке скачкообразно, с короткими остановками,
равными 0,15—0,2 с. Как правило, опытный чтец делает на строчке 3-6
остановок (в зависимости от сложности текста), во время которых
происходит осознание прочитанного. Если то, что воспринято сенсорно,
непонятно, глаза читающего совершают повторное движение, возвращаясь к
прочитанному. У начинающего чтеца это возвращение с целью осознания
прочитанного сопровождается повторным произнесением слога или слова.
Данную психологическую особенность необходимо учитывать и при
обучении умственно отсталых детей. У последних многочисленные повторы
могут играть ту же роль и возникать чаще, так как у этих школьников
понимание смысла еще более затруднено, чем у учащихся с нормальным интеллектом. Вместе с тем важно следить, чтобы чтение с повторением не
превращалось в стереотип, не происходило без надобности.
Минимальной единицей, которая подвергается осмыслению опытным
чтецом, является синтагма, выражающая наряду с лексическим значением и
смысловые отношения (в словосочетании «золотая голова» каждое слово
имеет определенное значение, а подлинный смысл синтагмы - оценка
качества ума и т.п.).
Синтагма - совокупность нескольких слов, объединённых по
принципу семантико-грамматически-фонетической сочетаемости.
Смысловая переработка прочитанного происходит на уровне не только
тех речевых единиц, которые воспринимаются зрительно, но и того
материала, который прогнозируется. Смысловая догадка при этом может
возникнуть на основе прочитанного слова, синтагмы, предложения.
Психологи выделяют в становлении навыков чтения три этапа:
аналитический, синтетический и автоматизированный. На первом этапе
зрительно воспринимаемой единицей является буква или слог. Поле зрения
ученика в этот период еще очень ограниченно. Понимание значения
прочитанного слова существенно отстает от его произношения, так как
требуется время, чтобы присоединить один слог к другому, воспроизвести
слово и только после этого «узнать» его.
Но уже на данном этапе, освоив послоговое чтение, ребенок
предпринимает попытки догадаться о слове в целом, основываясь на первом
слоге. Но поскольку смысловая догадка не работает на уровне слога,
школьник, как правило, ошибается. Однако наличие желания угадать слово
свидетельствует о стремлении ученика к сознательному чтению.
На этапе синтетического чтения единицей становится слово. Время
прочтения предложения заметно сокращается и приближается к моменту
произнесения последней речевой единицы в структуре синтагмы или
предложения. Продолжает развиваться и процесс прогнозирования.
Основываясь на прочитанном слове, этот процесс становится более
успешным, хотя возможность ошибок не исключается. Но, как правило, эти
ошибки не приводят к нарушению общего смысла читаемого, так как дети
получают возможность ориентироваться на ранее прочитанный контекст
(после слова зажурчал ребенок произносит ручей, а надо ручеек; после
прочитанных слов мальчик упал и громко ученик говорит заплакал вместо
заревел). Эта тенденция к использованию смысловой догадки проявляется и у
умственно отсталых детей, хотя у них, в отличие от учащихся массовой
школы, она может превратиться в угадывание и на этом этапе, в результате
чего нарушается смысл прочитанного (упал в воду и стал... - читают вместо
тонуть - тянуть). В любом случае не следует резко одергивать ученика, потому что сама тенденция очень позитивна. Она - залог развития навыка
беглого чтения.
Единица чтения автоматизированного этапа - синтагма или
предложение. Понимание начинает опережать процесс произнесения
читаемого, поскольку определенный отрезок текста зрительно схвачен и
осмыслен быстрее, чем произнесен. Вероятностное прогнозирование,
которое на данном этапе осуществляется на уровне синтагмы или
предложения, оказывается почти безошибочным. Учащиеся полностью
овладевают навыком беглого чтения.
В обучении умственно отсталых детей все три этапа хорошо
прослеживаются, поскольку они растянуты во времени: весь первый год и
первое полугодие 2-го класса дети находятся на этапе аналитического
чтения, вторая половина второго года обучения и весь 3-й класс - это
промежуточный период, когда еще не полностью сформировано чтение
целым словом и ученики не перешли на этап синтетического чтения. В 4-м и
5-м классах должен быть закончен этап синтетического чтения, но такой
переход характерен не для всех умственно отсталых школьников.
Промежуточным между вторым и третьим этапами является 6-й класс, а с 7-
го класса школьники должны освоить автоматизированное чтение. Однако,
как показывают исследования, не все умственно отсталые ученики достигают
автоматизма в чтении. Причинами, тормозящими развитие тех характерных
признаков процесса чтения, которые свойственны данному этапу, являются
нарушение осознания читаемого, слабое развитие смысловой догадки.
Умственно отсталые учащиеся оказываются не в состоянии полностью
овладеть умением опережающего осмысления еще не до конца
произнесенного текста, хотя беглость чтения, как техническая сторона этого
процесса, у них может быть сформирована.