Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида»
Развитие личностных качеств
в процессе трудовой деятельности
как основа социализации обучающихся
Подготовила: Вишневская Л.Ю.,
воспитатель
высшей категории
2020 год
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности.
Она направлена на развитие у обучающихся общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Включаясь в трудовой процесс, ребёнок коренным образом меняет представление о себе и об окружающем мире.
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями трудовая деятельность более значима, чем для нормально развивающихся детей. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями обучающихся самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, т.е. меньшей, чем в норме, сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Определенное значение имеет также сниженная активность обучающихся, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы.
Ребёнок с нарушением интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.
Трудовая деятельность способствует формированию у обучающихся таких положительных качеств личности как:
Коллективная трудовая деятельность способствует формированию навыков общения, сотрудничества с детьми и взрослыми, что улучшает адаптацию обучающегося в обществе.
В интернате при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Их можно разделить на четыре основных вида:
самообслуживание;
хозяйственно-бытовой труд;
общественно-полезный труд;
ручной труд.
Самообслуживание - это труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей ребёнка.
Он включает в себя:
формирование культурно-гигиенических навыков;
умение пользоваться предметами гигиены;
освоение правил ухода за одеждой и обувью;
уборка кровати, уборка своего игрового и рабочего места.
Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в её жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание становится нормой, естественным процессом.
Следующий вид трудовой деятельности - хозяйственно-бытовой труд, который занимает весьма значительное место в нашей повседневности. Он направлен на удовлетворение потребностей не только своих, но и сверстников, и связан с необходимостью поддержания чистоты и порядка в быту.
Хозяйственно-бытовой труд включает в себя:
ежедневная уборка группы интерната;
ручная стирка мелких вещей;
утюжка вещей;
мелкий ремонт одежды;
умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений;
формирование трудовых навыков в процессе дежурства в столовой;
уход за комнатными растениями.
Ещё один вид трудовой деятельности обучающихся - это общественно-полезный труд.
Сюда можно отнести участие в субботниках по благоустройству и уборке территории интерната.
Субботник, как и любая другая совместная деятельность, сплачивает детский коллектив. Также во время субботников формируется бережное и ответственное отношение к окружающей природе.
Большую роль в трудовом воспитании играет ручной труд.
Ещё В. А. Сухомлинский говорил: "Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребёнка. Он отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние".
Ручной труд представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Содержание ручного труда очень разнообразно: работа с тканью, нитками, бумагой, природными материалами, здесь и поделки из бросового материала, и мягкие игрушки и т. д. Своими руками дети могут сделать разные вещи и подарить их своим близким. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей.
Ручной труд является самым любимым видом трудовой деятельности для обучающихся
Трудовая деятельность благотворно влияет на уровень развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Она способствует коррекции дефектов в личностном развитии ребёнка, формирует волевую и эмоциональную сферы, вырабатывает социально значимую мотивацию, подготавливает обучающегося к будущей профессиональной деятельности, то есть, осуществляет его социальную адаптацию.