СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете "Развитие личностных качеств в процессе трудовой деятельности как основа социализации обучающихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "Развитие личностных качеств в процессе трудовой деятельности как основа социализации обучающихся"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида»


















Развитие личностных качеств

в процессе трудовой деятельности

как основа социализации обучающихся




















Подготовила: Вишневская Л.Ю.,

воспитатель

высшей категории



2020 год

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности.

Она направлена на развитие у обучающихся общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Включаясь в трудовой процесс, ребёнок коренным образом меняет представление о себе и об окружающем мире.

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями трудовая деятельность более значима, чем для нормально развивающихся детей. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями обучающихся самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, т.е. меньшей, чем в норме, сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Определенное значение имеет также сниженная активность обучающихся, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы.


Ребёнок с нарушением интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.


Трудовая деятельность способствует формированию у обучающихся таких положительных качеств личности как:


  • организованность;

  • дисциплинированность;

  • чувство ответственности за порученное дело;

  • добросовестность;

  • самостоятельность;

  • аккуратность;

  • усидчивость;

  • терпение.


Коллективная трудовая деятельность способствует формированию навыков общения, сотрудничества с детьми и взрослыми, что улучшает адаптацию обучающегося в обществе.


В интернате при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Их можно разделить на четыре основных вида:


  • самообслуживание;

  • хозяйственно-бытовой труд;

  • общественно-полезный труд;

  • ручной труд.


Самообслуживание - это труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей ребёнка.


Он включает в себя:

  • формирование культурно-гигиенических навыков;

  • умение пользоваться предметами гигиены;

  • освоение правил ухода за одеждой и обувью;

  • уборка кровати, уборка своего игрового и рабочего места.


Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в её жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание становится нормой, естественным процессом.


Следующий вид трудовой деятельности - хозяйственно-бытовой труд, который занимает весьма значительное место в нашей повседневности. Он направлен на удовлетворение потребностей не только своих, но и сверстников, и связан с необходимостью поддержания чистоты и порядка в быту.

Хозяйственно-бытовой труд включает в себя:


  • ежедневная уборка группы интерната;

  • ручная стирка мелких вещей;

  • утюжка вещей;

  • мелкий ремонт одежды;

  • умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений;

  • формирование трудовых навыков в процессе дежурства в столовой;

  • уход за комнатными растениями.



Ещё один вид трудовой деятельности обучающихся - это общественно-полезный труд.

Сюда можно отнести участие в субботниках по благоустройству и уборке территории интерната.

Субботник, как и любая другая совместная деятельность, сплачивает детский коллектив. Также во время субботников формируется бережное и ответственное отношение к окружающей природе.


Большую роль в трудовом воспитании играет ручной труд.

Ещё В. А. Сухомлинский говорил: "Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребёнка. Он отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние".

Ручной труд представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Содержание ручного труда очень разнообразно: работа с тканью, нитками, бумагой, природными материалами, здесь и поделки из бросового материала, и мягкие игрушки и т. д. Своими руками дети могут сделать разные вещи и подарить их своим близким. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей.

Ручной труд является самым любимым видом трудовой деятельности для обучающихся


Трудовая деятельность благотворно влияет на уровень развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Она способствует коррекции дефектов в личностном развитии ребёнка, формирует волевую и эмоциональную сферы, вырабатывает социально значимую мотивацию, подготавливает обучающегося к будущей профессиональной деятельности, то есть, осуществляет его социальную адаптацию.