СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические подходы
Общие подходы к формированию и оценке функциональной грамотности
Ковалева Галина Сергеевна, руководитель Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», к.п.н.
До 2024 года в целях осуществления прорывного научно-технического и социально-экономического развития страны планируется обеспечение вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира, в том числе обеспечение темпов экономического роста выше мировых. Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Повышение качества общего образования , реализация указов президента России может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС общего образования, т.е. за счет формирования функциональной грамотности, достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.
г. Москва, 2020 год
Вопросы для обсуждения
«Мы должны научиться измерять то, что важно, а не то, что легко измерить»
Основания для оптимизма
Из указа Президента России от 7 мая 2018 года Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) …
Приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (PISA: математическая, естественнонаучная, читательская и др.)
Изменение
запроса на
Качество
Общего
образования
Создание поддерживающей позитивной образовательной среды за счет изменения содержания образовательных программ для более полного учета интересов учащихся и требований 21 века (Япония, Сингапур, Китай, Корея и др.)
При реализации поставленных задач важно учитывать международные тенденции развития образования. Одной из главных тенденций является ИЗМЕНЕНИЕ ЗАПРОСА НА КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Эта тенденция в основном проявляется по двум направлениям:
Изменение приоритетных целей образования и качественное изменение образовательной среды.
Развитие понятия функциональной грамотности
Функциональная грамотность (определение 1)
Леонтьев А.А .: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [ Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35. ] .
В качестве основных ориентиров при обсуждении вопросов, связанных с функциональной грамотностью учащихся будем использовать работы отечественных ученых и положения международного исследования PISA, в рамках которого впервые были разработаны подходы к оценке функциональной грамотности и получены данные об уровне функциональной грамотности школьников в странах мира.
Приведем несколько определений, которые раскрывают основной смысл данного понятия.
Функциональная грамотность (определение 2)
Новый словарь методических терминов и понятий: «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде»
[ Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342].
Функциональная грамотность (определение 3)
Виноградова Н.Ф. : « Функциональная грамотность сегодня — это базовое образовани е личности Ребенок должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
- способностью строить социальные отношения…;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»
[ Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. , с. 16–17].
Функциональная грамотность (определение 4)
Анализ приведенных определений показывает, что основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя при этом определенные знания, умения и компетенции.
На практике функциональная грамотность проявляется в действиях учащихся, а оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения учащихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.
Оценка качества образования в международных рейтингах опирается на данные международных исследований PIRLS, TIMSS и PISA
PIRLS –
Progress in International Reading Literacy Study, 4 класс
ОСВОЕНИЕ ОСНОВ ЧТЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ
TIMSS –
Trends in Mathematics and Science Study, 4 , 8 и 11 классы
ОСВОЕНИЕ ОСНОВ МАТЕМАТИКИ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ:
Для понимания проблемы формирования и оценки функциональной грамотности необходимо оценить состояние российского образования .
В исследованиях PIRLS и TIMSS оценивается общеобразовательная подготовка , успехи в обучении
В исследовании PISA речь идёт преимущественно о функциональной грамотности и навыках разрешения проблем , иными словами об ответе на вопрос: « Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений? ».
Каковы же на сегодня успехи России в этих исследованиях?
PISA –
Programme for International Student Assessment, 15-летние школьники
9 и 10 классы
СФОРМИРОВАННОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:
СФОРМИРОВАННОСТЬ НАВЫКОВ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
11
Результаты российских учащихся по отдельным областям содержания образования (2015-2016 годы)
Средние результаты российских учащихся в исследованиях PIRLS, TIMSS, PISA по всем ступеням общего образования, полученные в 2015 и 2016 годах, представлены на слайде. Около каждого значения результата российских учащихся по международной 1000-балльной шкале приводится рейтинг российских результатов среди стран-участниц в данном направлении исследования. Для сравнения выделено среднее значение международной шкалы – 500 баллов, которое было установлено по среднему результату для стран-участниц исследования при формировании шкалы. Например, средний балл российских учащихся 4 класса по математике составил 564 балла, выше среднего международного, 7 место в рейтинге стран.
Как видно из представленных данных, позитивные стороны российского образования (выше среднего международного балла, в группе стран с высокими результатами) проявляются в результатах выпускников начальной школы по чтению (первое место из 50 стран, 581 балл), математике (7 место из 49 стран, 564 балла) и естествознанию (4 место из 49 стран, 567 баллов). Только 1-2% учащихся не достигают базового международного уровня по выделенным направлениям, а высший уровень (более 625 баллов) демонстрируют от 20% учащихся по математике и естествознанию до 26% - по чтению.
Результаты учащихся 8-9 классов основной школы неоднозначны: уровень овладения основами математики и естественнонаучных предметов превышает средний международный уровень (538 баллов и 544 балла соответственно по шкале TIMSS). При этом способность учащихся применять свои знания, умения и опыт для решения жизненных задач в ситуациях личностно и социально значимых оценивается по математике на уровне близком к среднему международному (494 балла), а по естественнонаучным предметам – ниже этого уровня – 487 баллов.
Уровень сформированности читательской грамотности российских девятиклассников находится вблизи среднего международного (495 баллов по шкале PISA).
Следует справедливо отметить, что по двум направлениям исследования (математической и читательской грамотности) за последние годы проявилось существенное повышение результатов.
При сравнении с начальной школой отмечается существенное снижение результатов: за пять лет обучения в основной школе с 2011 по 2015 годы в соответствии с международными требованиями уровень читательской грамотности одной и той же генеральной совокупности российских школьников снизился более чем на 80 баллов, c лидирующих позиций 1-2 места до 26 места в рейтинге стран.
По финансовой грамотности российские 15-летние учащиеся в 2015 году улучшили свои результаты 2012 года и превысили средний международный уровень (512 баллов по шкале PISA).
Наиболее проблемной областью для российских выпускников основной школы оказалась метапредметная область – решение проблем в сотрудничестве (значительно ниже среднего международного уровня – 473 балла по шкале PISA). В данном инновационном направлении исследования PISA была реализована интегральная оценка способности решать проблемы в ходе проектной или исследовательской деятельности в компьютерной среде, имитирующей работу в группе учащихся и моделирующей различные взаимодействия между членами группы (например, неравномерное распределение обязанностей, возникновение конфликтов).
11
Динамика результатов российских учащихся за период с 1995 по 2016 годы
11
Приоритетное направление в обеспечении конкурентоспособности российского образования – повышение эффективности
11
Почему исследование PISA?
Основной вопрос исследования PISA
Анализ результатов PISA помог уточнить природу явления
Российские учащиеся в исследовании PISA показывают низкие результаты
15
Участники исследования PISA-2018
Участники исследования:
600 000 учащихся, представляющие 32 млн. 15-летних учащихся в образовательных учреждениях из 79 стран-участниц и экономик и 70 отдельный территорий
Россия – 4608 учащихся – 264 образовательных организаций
Москва – 5768 учащихся – 151 образовательная организация
Московская область – 2016 учащихся – 61 образовательная организация
Республика Татарстан – 5816 учащихся – 239 образовательных организаций
15
Страны-участницы PISA-2018
Молдова
Австралия
Австрия
Нидерланды
Новая Зеландия
Албания
Норвегия
Алжир
Аргентина
ОАЭ
Перу
Баку (Азербайджан)
Беларусь
Польша
Бельгия
Португалия
Болгария
Республика Корея
Российская Федерация
Босния и Герцеговина
Бразилия
г. Москва
Бруней-Даруссалам
Республика Татарстан
Московская область
Великобритания
Венгрия
9 регионов РФ (финансовая грамотность)
Вьетнам
Румыния
Саудовская Аравия
Германия
Сербия
Гонконг
Сингапур
Греция
Словацкая Республика
Грузия
Дания
Словения
Доминиканская Р-ка
Израиль
Индонезия
Иордания
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Казахстан
Канада
Катар
Колумбия
Косово
Коста-Рика
Латвия
Ливан
Литва
Люксембург
Макао (Китай)
Македония
Малайзия
Мальта
Морокко
Мексика
США
Таиланд
Тайвань
Тринидад и Тобаго
Турция
Украина
Уругвай
Филиппины
Финляндия
Франция
Хорватия
Черногория
Чешская Республика
Чили
Швейцария
Швеция
Шотландия
Эстония
Япония
15
15
Результаты РФ в международном исследовании PISA-2018 ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
15
Результаты РФ в международном исследовании PISA (2000-2018)
15
Уровни функциональной грамотности в исследовании PISA
Самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях
4 уровень – проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации
600
Среднее значение международной шкалы
500
2 уровень – пороговый, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших не учебных ситуациях
400
15
15
15
15
Анализируем результаты лучших: Китай (четыре провинции: Пекин, Шанхай, Цзянсу и Чжэцзян)
Численность 15-летнего населения:
Россия – 1 343 738
Китай (4 провинции) – 1 221 746
Учитывая процент учащихся 15-летнего возраста, достигших 5-6 уровней функциональной грамотности в стране в исследовании PISA-2018, а также численность населения стран, был определен вклад каждой страны в глобальную выборку учащихся с наивысшими достижениями одновременно в трех составляющих функциональной грамотности: читательской, математической и естественнонаучной. Вклад России в данную глобальную выборку учащихся составляет 2,8%, вклад Китая – 25%.
15
Сравнение результатов Московской области и России
Различия в результатах статистически незначимые, составляют 7 баллов.
15
Сравнение уровней функциональной грамотности учащихся Московской области и России
15
Сравнение результатов Московской области и России по читательским умениям и типам текстов
15
Гендерные различия в результатах учащихся Московской области и России
Статистически значимые различия наблюдаются по читательской грамотности.
15
Сравнение результатов учащихся Московской области и России с учетом социально-экономического статуса их семей
15
Читательская грамотность
Читательские умения
Источник информации
Один текст (65%)
Локализация информации
Несколько текстов (35%)
(25%)
Просмотр и поиск
Понимание
Рефлексия и оценка
(15%)
Поиск и выбор соответствующего текста
Интеграция и интерпретация
Выявление буквального смысла
Оценка качества и надёжности
(30%)
(15%)
Обобщение и формулирование выводов
(10%)
(45%)
(15%)
Обобщение и формулирование выводов
информации (10%)
Выявление и анализ противоречий
(15%)
(10%)
Размышление над содержанием и формой текста (20%)
Результаты выполнения заданий по видам читательских умений
Результаты выполнения заданий в зависимости от ситуации чтения
Результаты выполнения заданий в зависимости от типа текста
Пример заданий на читательскую грамотность
Ситуация функционирования текста : личная
Формат текста : сплошной
Тип текста : повествование
Читательское умение : выявлять буквальный смысл
Форма вопроса : открытый вопрос
Трудность : 513 баллов по 1000-балльной шкале,
3 уровень
Комментарий. Это задание самое легкое в блоке «Рапануи». В России с ним справились 65% участников. Самый низкий результат – 21% (Перу), самый высокий – 84% (Республика Корея). От учащегося требуется просто связать два соседних предложения, увидев, что последующее раскрывает смысл предыдущего. В ответе достаточно было выписать или пересказать предложение: «Что случилось с этими растениями и большими деревьями, с помощью которых перемещали моаи?» С этой несложной задачей треть российских учащихся не справились. Но из тех, кто приступил к ответу, правильно ответили 79%.
Ситуация функционирования текста: общественная
Формат текста: сплошной
Тип текста : рассуждение
Читательское умение: размышление над содержанием и формой текста
Форма вопроса: множественный выбор
Трудность: 654 балла по 1000-балльной шкале, 5 уровень
Ответы: 1) факт , 2) мнение, 3) факт; 4) факт; 5) мнение Ответ принимается полностью (оценка – два балла)
Выбор: верно выбраны 5 ответов из 5. Ответ принимается частично (оценка – один балл)
Выбор: верно выбраны 4 ответа из 5.
Комментарий . 42% российских учащихся полностью выполнили это задание. Самый низкий результат – 17% (Марокко), самый высокий – 71% (США).
Из учеников, приступивших к выполнению задания, 36% получили 2 балла, 28% – 1 балл. Задание проверяет умение различать факт и мнение . Первое и последние три утверждения не вызвали больших трудностей у российских учащихся. Их верно квалифицировали от 76% до 89% отвечавших. По второму утверждению результаты ниже – 58%, что вполне объяснимо. Оно содержит «фактологическую» (указание на Рапануи как на один из примеров, описанных в книге) и «оценочную» часть («самых будоражащих»). В тексте акцент делается на оценке, а более 40% отвечавших обратили внимание на фактологическую сторону высказывания.
Ситуация функционирования текста: общественная
Формат текста: сплошной
Тип текста: толкование
Читательское умение: выявление и анализ противоречий
Форма вопроса: выбор одного правильного ответа из четырех
Трудность: 597 баллов по 1000-балльной шкале,
4 уровень
Комментарий . 40% российских учащихся ответили на это задание правильно. Самый низкий результат среди стран-участников – 11% верных ответов (Марокко), самый высокий – 77 % (Китай, 4 провинции).
Несмотря на то что логика ответа на вопрос очевидна и текст содержит указания-подсказки, более 24% учеников выбрали дистрактор С, 17% – дистрактор В, 14% – дистрактор А. Для верного ответа читателю нужно было не только внимательно работать с текстом, но и воссоздать логику рассуждений .
Ситуация функционирования текста: общественная и личная (multiple)
Формат текста: сплошной
Тип текста: множественный
Читательское умение: обобщение и формулирование выводов
Форма вопроса: выделение части текста и перетаскивание слов или отрывков текста в поле ответа
Трудность: 665 баллов по 1000-балльной шкале,
5 уровень .
Комментарий: 15% российских учащихся дали верный ответ на этот вопрос. Самый низкий результат – 4% (Марокко), самый высокий – 46% (Сингапур).
Ответ . Причина (Джаред Даймонд): Люди вырубили леса, чтобы расчистить землю для земледелия и других нужд.
Причина (Карл Липо и Терри Хант): Полинезийские крысы съели семена, в результате чего не могло вырасти новых деревьев.
Следствие: Большие деревья исчезли с Рапануи.
Математическая грамотность
Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МИР
РЕАЛЬНЫЙ МИР
Проблема, в контексте
Математическая
проблема
Формулировать
Применять
Оценивать
Математические
результаты
Результаты
в контексте
Интерпретировать
Динамика результатов российских учащихся по математической грамотности (по компетенциям и областям содержания)
Результаты по областям содержания и видам деятельности
Результаты по видам деятельности
Естественнонаучная грамотность
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и доказательства.
От учащихся требуется продемонстрировать компетенции в определенном контексте
Контексты
Знания и отношение определяют результаты учащихся
Компетенции
Личные, местные/национальные и глобальные проблемы, как современные, так и исторические, которые требуют понимания вопросов науки и технологий.
Знания
Способность научно объяснять явления, применять методы естественнонаучного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Отношение
Понимание основных фактов, идей и теорий, образующих фундамент научного знания. Такое знание включает в себя знание о природе и технологиях (знание содержания), знание о методах получения научных знаний (знание процедур), понимание обоснованности этих процедур и их использования (методологическое знание).
Отношение к науке, которое характеризуется интересом к науке и технологиям, пониманием ценности научного изучения вопросов , там, где это необходимо, и осведомленностью о проблемах окружающей среды, а также осознанием важности их решения.
42
Динамика результатов российских учащихся по естественнонаучной грамотности (по компетенциям и областям содержания)
42
Контекстные характеристики
Факторы в фокусе исследования
Результаты
Концептуальная модель исследования PISA-2018 для изучения равенства в образовании
44
Факторы повышения качества российского образования (по результатам анализа данных PISA-2018)
Факторы эффективной российской школы
Школьные ресурсы :
Школьный климат , способствующий комфортному обучению:
Характеристики учителей:
Распределение школ по уровням функциональной грамотности
Россия
Московская область
Чтение
1c
Математика
0%
1b
Естествознание
0%
3%
1a
-
3%
2
46%
0%
3
33%
2%
51%
4
51%
0%
5
62%
48%
0%
2%
6
0%
0%
0%
0%
0%
0%
Характеристики образовательных организаций, не достигших 2-го уровня
Количество творческих кружков
Чтение
1
Математика
Процент компьютеров на одного ученика в 9 классе5
Естествознание
1,38
0,33
Процент подключенных к интернету компьютеров
0,89
1
Количество учеников на одного учителя
В среднем
0,37
0,41
Деструктивное поведение учителей
13,20
0,80
1,65
0,78
1,06
12,27
0,62
0,90
0,65
12,16
1,09
14,96
0,57
Как правило, это небольшие школы (из сельской местности или небольших городов), в среднем 12-13 учеников на одного учителя, причем деструктивное поведение учителей (неподготовленность к урокам, прогулы уроков, неуважительное отношение к учащимся) в этих ОО превышает среднее международной шкалы почти на 1 стандартное отклонение.
Начало нового цикла исследования PISA -2021
Исследование PISA-2021 является одним из ориентиров обновления учебно-методических материалов для системы общего образования.
Изменение психологии человека и его мыслительной деятельности в ходе цифровизации Андрей Курпатов. Сбербанк. Давос. 29 января 2020 года https://www.facebook.com/100000600370843/posts/3333291786700801?sfns=mo
Мышление отражает информацию, которую потребляет мозг
Можем ли мы отдать развитие когнитивных функций мышления учащихся машинам?
Главные детерминанты качества школьного образования
(по результатам PISA)
(по результатам ITL, PISA)
Правило Красной Королевы : « Необходимо бежать со всех ног, чтобы оставаться на одном и том же месте ».
Льюис Кэрролл "Алиса в Зазеркалье".
Проект Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования функциональной грамотности».
Руководитель - Ковалева Галина Сергеевна, к.п.н., руководитель Центра оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО РАО»
«Мы должны научиться измерять то, что важно, а не то, что легко измерить…»
А. Эйнштейн
Задача повышения качества образования - формирования функциональной грамотности - способности применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических задач –
начала реализоваться в 2019 году в рамках проекта Министерства просвещения Российской Федерации «Мониторинг формирования функциональной грамотности», осуществление которого поручено ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Перед профессиональным сообществом была поставлена задача разработки национального инструментария и технологии,.
Основные положения проекта
1. Мониторинг формирования функциональной грамотности – это проект, направленный на формирование способности учащихся применять в жизни полученные в школе знания.
2. Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка. Это поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности.
3. Проект реализуется с целью повышения качества и конкурентоспособности российского образования в мире.
4. Главная задача – разработка системы заданий для учащихся 5-9 классов - основы для новых методик формирования функциональной грамотности.
5. Основа проекта - идеи и инструментарий международного исследования PISA.
6. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Механизмы эффективного проведения мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности
Основные этапы мониторинга формирования функциональной грамотности
В проекте участвуют
(в апробации 2019 года участвовало 24
региона)
Основные составляющие функциональной грамотности
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Читательская грамотность
Финансовая грамотность
Глобальные компетенции
Креативное мышление
Чему должны научиться дети (OECD 2030) Через оценку качества образования система образования настраивается на новые результаты
Как дети способны действовать
Предметные
Межпредметные
Практические
Когнитивные и
мета-когнитивные
Социальные и эмоциональные
Физические и практические
Способность мобилизовать
знания, умения, отношения и ценности, а также проявлять рефлексивный подход к процессу обучения, обеспечивающая возможность взаимодействовать и действовать в мире
Schleicher A., Ramos G. Global competency for an inclusive world // OECD, 2016. URL: https:// www.oecd.org/pisa/aboutpisa/Global-competency-for-an-inclusive-world.pdf
Особенности заданий для оценки функциональной грамотности
Чем отличается новая система заданий от традиционно используемых в отечественной школе?
По каждому направлению функциональной грамотности разрабатываемые задания объединены в тематические блоки, составляющие основу инструментария (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) и приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.
Предложенные ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни, наиболее близкими к личному миру учащихся и вызывающими у них интерес. Предложенные ситуации также связаны с профессиональной деятельностью, повседневной жизнью местного общества, проблемами окружающей среды. Могут быть предложены и ситуации, связанные с наукой.
Наличие контекста задания является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Ведь функциональная грамотность и предполагает способность применить знания в реальной ситуации, а не в привычной учебной. Именно наличие контекста, в который помещена проблемная ситуация, дает ответ на вопрос, зачем может понадобиться то или иное знание. Задания (задачи) вне контекста очень часто не мотивируют учащихся прикладывать усилия для их выполнения.
Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
Как отличить задания, направленные на формирование и оценку функциональной грамотности?
Как оценить уровень сформированности функциональной грамотности?
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
Функциональная грамотность – способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций , в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
Математическая грамотность
Мониторинг 7 класс
Мониторинг 5 класс
Исследование PISA
Кассовый аппарат
Бугельные подъемники
Покупка телевизора
Петергоф
Рассуждать
Взвешивание фруктов
Ремонт комнаты
Естественнонаучная грамотность
Мониторинг 5 класс
Мониторинг 7 класс
Исследование PISA
Горки
Лыжи
Аквариум
Чем питаются растения?
Метро
Зеркала
Читательская грамотность
Мониторинг 5 класс
Мониторинг 7 класс
Моя Россия: большое в малом
Погружение
Собака бывает кусачей
Тихая дискотека
Определение читательской грамотности, данное разработчиками PISA
В рамках Мониторинга по читательской грамотности разработаны 6 блоков заданий для 5 класса и 6 блоков для 7 класса.
При разработке материалов были учтены факторы, изменившие характер чтения и передачи информации: распространение электронных текстов, чтение которых требует других стратегий, изменение ситуаций чтения, когда используются несколько различных источников информации одновременно, а сама информация может быть противоречивой и нуждаться в проверке.
Тексты отбирались и создавались с учетом нескольких позиций. Прежде всего, это ориентация на круг социальных и личных интересов учащихся данного возраста. Тематика разнообразна: путешествия по родной земле, безопасность, школьная жизнь, человек и технический прогресс, человек и природа, научные открытия, великие люди нашей страны и др. Предпочтение было отдано текстам, расширяющим кругозор школьников и содержащим новые интересные для них факты. Еще одной важной особенностью отбора текстов была способность школьника воспринять данную тему и реалистичность использования полученной из текста информации в жизни. В предлагаемых материалах рассматривались такие ситуации, как участие в конкурсах проектов и сочинений, встреча с бездомными собаками на улице и т.д. Материал моделировался таким образом, чтобы из текста школьник узнал, как поступить в той или иной ситуации, и мог сам принимать решения, оказавшись в подобных условиях.
Всероссийский конкурс сочинений
Автопилот
Финансовая грамотность
Мониторинг 5 класс
Мониторинг 7 класс
Валюта
Исследование PISA
Деньги
Траты Димы
Сашина копилка
Слева и справа на слайде – примеры названий ситуаций, предложенных в качестве основы заданий для 5 и 7 класса.
В центре – предложенные исследованием PISA три области оценки финансовой грамотности: содержание, познавательная деятельность и контексты.
В каждой из них четыре составляющих.
Содержание:
- деньги и операции с ними
- планирование и управление финансами
- риски и выгоды
- финансовая среда
Контексты:
- образование и работа
- дом и семья
- личные траты, досуг и отдых
- общество и гражданин
Познавательные умения
- выявление финансовой информации
- анализ информации в финансовом контексте
- оценка финансовых проблем
- применение финансовых знаний и понимания
Две семьи
Рациональное поведение
Глобальные компетенции
Мониторинг 7 класс
Мониторинг 5 класс
Исследование PISA
Доступ к чистой воде
Между горами и морем
Государство «Мусорные острова»
Забота о животных
«Глобальные компетенции» и «глобальная компетентность» – взаимозаменяемые понятия
Подчеркиваем новизну и новаторский характер, говорим, что это направление развивается и многие параметры международного исследования корректируются, уточняются.
Это относится, например, к модели на слайде 71.
При показе слайда 71 обратите, пожалуйста, внимание, что центральное изображение – модель, показанная на слайде – относится ко времени начала разработки данного направления функциональной грамотности
Образование в мире: право и бизнес
Здоровье
Креативное мышление
Мониторинг 5 класс
Мониторинг 7 класс
Нет вредным привычкам
Геометрические фигуры
Визуальное самовыражение
Сюжет для спектакля
Игра «Путешествие по школе»
Письменное самовыражение
Хочу помочь!
Школа будущего
Решение социальных проблем
За чистоту воды
Изобретаем соревнование
Решение естественнонаучных проблем
Разработанный инструментарий для апробации - система заданий, включающая различные ситуации из реальной жизни
Выполнение каждой работы
рассчитано на 2 урока
В рамках первого этапа проекта разработана система заданий для учащихся 5 и 7 классов, включающая различные ситуации из реальной жизни (132 комплексных ситуаций и множественных текстов и 513 отдельных заданий к предложенным ситуациям и текстам).
Разработанные задания прошли апробацию в 24 регионах Российской Федерации. В апробации приняли участие 10656 учащихся 5 и 10140 учащихся 7 классов, более 520 учителей из 344 образовательных организаций, более 50 специалистов из региональных и муниципальных органов управления образованием.
В среднем, каждый вариант выполняло от 800 до 900 учащихся
Апробация измерительных материалов
В 2019 году ДОБРОВОЛЬНО приняли участие 24 региона ( 344 образовательные организации, более 500 учителей, 10656
учащихся 5-х и 10140 учащихся 7-х классов)
Центральный ФО:
Сибирский ФО:
Владимирская область
Республика Алтай
Костромская область
Красноярский край
Иркутская область
Ивановская область
Кемеровская область
Московская область
Новосибирская область
Смоленская область
Омская область
Тамбовская область
Тверская область
Ярославская область
Дальневосточный ФО:
Приморский край
Сахалинская область
Забайкальский край
Уральский ФО:
Свердловская область
Ямало-Ненецкий АО
Южный ФО:
Краснодарский край
Ростовская область
Республика Крым
Северо-западный ФО:
Псковская область
Г. Санкт-Петербург
Приволжский ФО:
Республика Татарстан
Общие итоги апробации
Результаты выполнения работ по функциональной грамотности учащимися 5 и 7 классов
5 класс
7 класс
Образовательные организации, показавшие самые высокие результаты по функциональной грамотности в 2019 году
Основные затруднения в выполнении заданий мониторинга формирования функциональной грамотности
Что подготовлено к учебному году
http://skiv.instrao.ru
Основные публикации
- №14 « На пути решения стратегических за дач»
Формируем функциональную грамотность: СЕРИЯ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» проект Института стратегии развития образования РАО
Глобальные компетенции
Креативное мышление
Финансовая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Дилеммы и проблемы проекта
Что делать? Как формировать функциональную грамотность?
Технологии развивающего обучения
Эффективные педагогические практики
Учебные задания и учебные ситуации
«ТРИ КИТА» в моделях
образовательных достижений
РФ (ФГОС) и ОЭСР (PISA-2030)
ЗНАНИЕ
ЦЕННОСТИ
РАЗВИТИЕ УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Способность
ДЕЙСТВИЕ
80
Как учить? Основные
педагогические средства
Основная педагогическая задача: инициировать детское действие и образовательный запрос учащихся
Основные педагогические средства в руках учителя:
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ
и УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ
80
80
Формируем функциональную грамотность
Поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты
Учение в общении , или учебное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах
Cоздание учебных ситуаций, инициирующих учебную деятельность учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности
Интеграция знаний: общие методологические подходы, выявление связей, аналогий
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПРАКТИКИ
Приобретение опыта успешной деятельности , разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения
Оценочная самостоятельность школьников, задания на само- и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др.
Задания, которых не хватает в учебном процессе
Нужны учебные задания, представленные во внеучебном контексте
Нужны учебные задания, не содержащие указаний на способ действия
Нужны учебные проекты – путь от задачи к способу способствует присвоению знаний
Нужны кейсы, ролевые и деловые игры , проекты , моральные дилеммы и другие задания, способствующие приобретению опыта позитивных действий .
Нужны учебные задания, способствующие осознанию смысла изучаемого
Квалификация учителя
проявляется в том, … (1)
(1) какую часть учащихся – всех, подавляющее большинство или только отдельных детей – учитель может включить в учебный процесс, насколько умело может инициировать ( или даже спровоцировать) учебную деятельность детей, появление у них образовательного запроса;
Математика, 8 класс
Математика, 4 класс
Квалификация учителя
проявляется в том, … (2)
(2) даёт ли учитель возможность детям обмениваться мнениями по поводу учебного задания, обсуждать пути его решения, полученные результаты, сравнивать эффективность различных способов решения и поощряет ли системой оценки такого рода деятельность (называемую обычно учебным сотрудничеством , позиционным сотрудничеством или учением в общении );
Организация работы
в парах и группах
Квалификация учителя
проявляется в том, … (3)
(3) организует ли учитель поисковую активность детей или тренирует только их исполнительскую дисциплину;
Квалификация учителя
проявляется в том, … (4)
(4) стимулирует ли учитель становление и развитие самостоятельной оценочной деятельности детей или полностью присваивает себе все функции контроля и оценки;
Задачи образовательных организаций в развитии функциональной грамотности учащихся
Спасибо за внимание!