Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Кондопоги РК
Работа классного руководителя
с родителями обучающихся
(опыт работы учителя начальных классов Мальми Т.М.)
Когда я стала готовиться к своему выступлению об опыте работы классного руководителя с родителями, подумала, что ведь многие из нас являются классными руководителями, но не все классные руководители начальной школы. А разница большая и существенная. Мы – начальная школа – получаем детей, о которых практически ничего не знаем, отдаем их через 4 года уже учениками, маленьким коллективом. Вот посмотрите:
Начальная школа | Средняя школа + старшая школа |
| своеобразный коллектив есть свои традиции определенный багаж знаний родительский коллектив умеющий работать и помогать в работе классному руководителю характеристика класса и каждого ученика в отдельности |
Большая разница!
И почему вспомнился 1978-1979 учебный год, первый год работы, п. Гирвас, встреча с наставником Германовой Валентиной Васильевной заслуженным учителем РК, которая сказала: «Какой бы ни был ученик – он уже человек, он уже личность. Какой бы ни был родитель – уважай его, он уже твой помощник, только найди с ним общий язык». Скорей всего это и дало начало педагогической жизни.
В законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми воспитателями». И это так на самом деле. Воспитательное влияние семьи велико, но, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат семьи, какие сложились отношения, обычаи, традиции, во многом зависит личность ребенка в будущем. Для того чтобы помочь родителю в воспитании детей классному руководителю необходимо изучать семью. Желательно посетить каждую семью и познакомиться с ней в естественной обстановке. Правда, посещение семьи, как форма работы с родителями на сегодня в педагогике спорная. Некоторые считают, что этого делать нельзя, некоторые за посещение семьи. В чем же у них разногласие?
+ | - |
Классный руководитель узнает условия, в которых живет ребенок, а значит, при возможности сможет повлиять на их улучшение | Это вторжение в личную жизнь семьи может привести к осложнению взаимоотношений педагога с семьей |
Я за посещение семьи! Ведь воспитание = семья + школа. В ходе первого ознакомления с семьей при посещении я выясняю условия, созданные для выполнения домашних заданий, трудовые семейные обязанности ребенка, могу поинтересоваться, как организован досуг ребенка, каков круг его общения. В ходе беседы с родителями стараюсь понять стиль жизни семьи, ее уклад, чем живет семья, каковы взаимоотношения друг с другом, семейные традиции. Используя эту форму работы, я поняла, что необходимо выполнять следующие условия (см. диск «Работа классного руководителя с родителями», слайд 7, 9).
После посещения семей и их изучения заношу все полученные сведения в свою рабочую тетрадь, где все могу видеть, постоянно вношу туда новые данные. Приведу пример 1 страницы рабочей тетради (см. диск «Работа классного руководителя с родителями», слайд 10).
Также после таких посещений могу составить для себя картину по типам семей, по их характеру, хотя в школе обычно идет деление семей только на благополучные и неблагополучные семьи. Типы семей в моих наборах (наверное, как и у всех классных руководителей) всегда разные. Остановлюсь в виде примеров на этом выпуске (см. диск «Работа классного руководителя с родителями», слайд 11).
Кроме посещения семей эффективными методиками педагогической диагностики являются беседы, анкетирование и т.д. (см. диск «Работа классного руководителя с родителями», слайд 12).
Во время работы «Малышкиной школы» уже получаем материал от психолога, его проверки, где тоже видно, что значит семья для ребенка в его 6-7 лет, видны отношения в семье.
Это мы узнаем после анализа рисунков психологом школы Капитуровой Т.Е. (см. диск «Работа классного руководителя с родителями», слайд 6). Все это дает возможность нам как классным руководителям создать социологический паспорт класса.
Познакомились с классным коллективом и переходим ко второму направлению в работе – информирование родителей о содержании УВП в классе. Это собрания. На первом же родительском собрании даю краткие сведения о себе и своей семье, знакомлю родителей с целью, задачей и программой своей будущей деятельности, с планом учебно-воспитательной работы. Уже здесь стараюсь обсудить совместно с родителями пути реализации данной программы. Считаю, что уже на первом родительском собрании необходимо познакомить родителей со специфическими задачами и проблемами предстоящего учебного года.
Например:
В детском саду – воспитатель + няня – только общение
В начальной школе – а в школе уже многообразие учебных предметов, значит много учителей, а значит и много требований.
Также считаю необходимым дать информацию об уровне сплоченности, организованности класса, его успехах, неудачах.
Составы у меня бывают очень трудные, взрывные, но убеждаю родителей, что их ребенку здесь будет хорошо, он наладит дружеские отношения с одноклассниками, ему будет комфортно в этом коллективе. И, наверное, получается, так как лишь однажды ребенок был переведен в другой класс, не окончив начальную школу вместе с нами (Бердникова К.), а остальные меняли школу лишь после окончания начальной школы.
Чтобы родители могли видеть обстановку в классе, налаженные отношения, интересную групповую деятельность, приглашаю родителей на уроки, на внеурочные мероприятия. Здесь у них есть возможность увидеть своего ребенка, и мы можем обсудить все проблемы, если они существуют.
В этом наборе ко мне пришла новенькая девочка из Кеми, и после собрания ее мама, Анастасия Анатольевна, сказала, что шла на собрание со страхом, но была поражена тем, что не услышала никаких нотаций, а просто шел диалог учителя с родителями, где все вместе искали решение проблем, с мнениями родителей считались.
А толчком для совместной работы с 1 класса была анкета. Она дает ощутимый результат; сразу видно кто может стать помощником в работе, ведь некоторые родители стесняются сказать о своих возможностях, или опасаются, что не смогут выполнить какое-то поручение. В анкете прошу родителей помочь мне в решении некоторых вопросов организации работы в классе. Предлагаю высказать свои или выбрать из нижеперечисленного дела или поручения, выполнение которых не затруднит их.
После анализа этих анкет получаю данные для будущей работы, заношу их в таблицу. Что получилось? (см. диск «Работа классного руководителя с родителями», слайд 15).
Рисуют (срисовывают) – 8 семей
Могут организовать экскурсию – 6 семей
Могут помочь в создании материальной базы – 3 семьи
Печатают (ксерокопии) – 4 семьи
3 семьи остались в стороне, с ними надо будет работать, может что и получится.
Отсюда вытекает 3 направления в работе с родителями.
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Все родители после рождения детей становятся педагогами, но далеко не у всех есть педагогическое образование. Наша задача знакомить родителей с различными проблемами образования, обучения и воспитания детей (см. диск «Работа классного руководителя с родителями», слайд 26). Для этого на эти встречи приглашаются специалисты:
психологи
социальные работники
Они проводят беседы по психолого-педагогической тематике, тематические консультации. В этом наборе мы дважды слушали психолога и дважды социального работника. На индивидуальных консультациях и диагностиках у психолога побывало 1/2 класса.
Просвещение идет через лектории, родительские собрания. Какие же темы собраний были выбраны в 1 и 2 классе (см. диск «Работа классного руководителя с родителями», слайд 24).
Четвертым направлением в работе является взаимодействие с классным руководителем
Одна из главных забот классного руководителя – организация работы с родительской общественностью, оказание ей методической помощи. Поэтому объектом внимания для меня становится родительский комитет (см. диск «Работа классного руководителя с родителями», слайд 19).
Родительский комитет класса выполняет следующие функции (см. диск «Работа классного руководителя с родителями», слайд 16).
Возглавляет работу председатель, избранный общим собранием. Конечно, наиболее удобный способ выбора – собственное желание. Через год можно изменить состав. Для чего? Важно, чтобы как можно больше родителей сотрудничали с нами. У меня родительский комитет от 7 до 11 человек. Обязанности председателя, казначея (см. диск «Работа классного руководителя с родителями», слайд 17).
Деятельность родительского комитета мы осуществляем по плану, составленному в соответствии с планом учебно-воспитательной работы.
Особое место в работе родительского комитета занимают вопросы воспитания самих родителей в так называемых «трудных семьях» (см. диск «Работа классного руководителя с родителями», слайд 18). Главная задача – воспитание ответственности у родителей по отношению к своим детям, социальная защита детей в семье. Какие методы используем? Все это дает хороший результат, так как мы с родительским комитетом работаем вместе сообща и можем «перевоспитать» трудных родителей.
Работа родительского комитета – не только «трудные» семьи, это и наши праздники, экскурсии, походы. Не буду задерживать больше ваше внимание, вот это все сделали члены родительского комитета за 3 года (см. диск «Работа классного руководителя с родителями», слайд 21).
Были и праздника в параллели, вот один из отзывов о нем (см. диск «Работа классного руководителя с родителями», слайд 20). 1 класс «Золотая осень».
Совместно мы стараемся улучшить взаимоотношения учитель-ученик-родитель. Выбираем разные формы:
индивидуальные
групповые
коллективные
Все это протекает без авторитарного давления, в непринужденной обстановке. Все вышеперечисленные направления, методы и формы работы классного руководителя с родительской общественностью способствуют созданию благоприятной среды для организации школьного воспитательного процесса. И вот отзывы родителей разных выпусков (см. диск «Работа классного руководителя с родителями», слайд 27-29).
В мае месяце перед последним родительским собранием в 4 классе провожу анкетирование детей и родителей. Результаты анкетирования использую при подготовке итогового собрания, которое провожу с участием обучающихся. Это собрание праздничное и запоминающееся и для детей, и для родителей.
Анкета для обучающихся:
Понравилось ли тебе учиться в нашем классе?
Какие предметы понравились больше всего и почему?
Хочется ли тебе учиться дальше?
Что запомнилось больше всего?
Какими ты представляешь учителей в 5 классе?
Каким представляешь классного руководителя?
Что бы ты хотел пожелать своей первой учительнице?
Анкета для родителей:
Какими вы видите будущих учителей своего сына/дочери?
Что вы ожидаете от классного руководителя, который будет работать с вашим ребенком?
Какую помощь вы можете оказать классу, чтобы жизнь вашего ребенка в 5 классе и дальше была интересной?
Спасибо за внимание!