«Формирование системы оценки метапредметных результатов обучения в контексте международных исследований» Районный семинар учителей биологии
Гизитдинова Н.А.
учитель биологии
МКОУ «Новосёловская средняя школа»
Методологические основы разработки заданий для формирования и диагностики естественнонаучной грамотности
Процедуры ЕСОКО проверяющие ЕНГ Основные международные сопоставительные исследования качества образования, в которых участвует Россия
- PISA – международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)
- TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study)
- PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)
- TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)
- PIAAC – международное исследование компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies)
Естественнонаучная грамотность и ФГОС: противоречия нет!
- В действительности ФГОС включает практически все
умения, характеризующие естественнонаучную грамотность, но они «растворены» в Стандарте среди массы других предметных и метапредметных результатов.
- Но само понятие «естественнонаучная грамотность»
отсутствует в Стандарте и программах по естественнонаучным предметам.
PISA
Что это?
• Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA
Для чего?
• обладают ли 15-ти летние учащиеся З и У, необходимыми для полноценного функционирования в обществе.
• влияние на эти достижения факторов, связанных с учащимися.
Как часто?
• Каждые три года: 2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015, 2018 и 2021
Кто проводит?
• Центр оценки качества образования Института стратегии развития
образования РАО www.centeroko.ru
PISA концептуальные основы
- Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучно грамотный человек стремится
участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства.
Почему ЕНГ– это гражданская характеристика?
В качестве примера, вот какие вопросы предлагается исследовать школьникам в ряде заданий PISA:
Каковы экологически
безопасные способы
производства энергии?
В каком количестве можно ловить рыбу, чтобы эта рыба не исчезла совсем?
вопросы
Как количество привитых
людей влияет на количество
заболевших?
Чем опасен
избыточный углекислый газ в
атмосфере и как лучше ликвидировать разливы нефти в
океане?
Как журналисты могут
искажать факты о научных
открытиях и новых
технологиях?
PISA концептуальные основы
Содержание знаний в научной оценке
Физические системы Живые системы Земля и космические
• Структура вещества • Клетка системы
• Свойства вещества • Концепция организма • Структура Земли
• Химические • Человек • Энергия на Земле
изменения вещества • Популяции • Изменения на Земле
• Движение и силы • Экосистемы • История Земли
• Энергия и ее • Биосфера • Земля в космосе
преобразования • История и масштаб
• Взаимодействие Вселенной
между энергией и
веществом
PISA результаты
536 тыс. 15-летних учащихся из 72 стран мира
6036 учащихся из 210 образовательных организаций
42 регионов России
7% – 7-8 классы, 80% – 9 класс, 10% – 10-11 классы, СПО - 3%
В 2015 году основное внимание уделялось
естественнонаучной грамотности .
Спасибо за внимание!