СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на родительском собрании "Система работы социального педагога"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы социального педагога в школе

Просмотр содержимого документа
«Выступление на родительском собрании "Система работы социального педагога"»

Система работы социального педагога в школе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях.

Под детской безнадзорностью понимается «отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно — в безразличии родителей, воспитателей к детям».

Таким образом, к категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей. Ряд исследователей относят таких детей к «группе риска»:

1)    дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-паталогической характеристики;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных, не имеющих юридической силы обстоятельств;

3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Основными причинами, способствующими росту беспризорности и безнадзорности, являются:

–      социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);

–      социально-педагогические причины (неблагополучные семьи, жестокое обращение с ребенком, невнимание родителей к проблемам ребенка, частые конфликтные ситуации в семье и школе, дома и др.);

–      психолого-педагогические причины (негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе, дурная компания и др.).

Какими бы причинами ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; мало обеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи. 

Цель деятельности как социального педагога – оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации.

Задачи:

– предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

– обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

– социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

– оказание педагогической поддержки каждому нуждающемуся в этом ребенку.

Алгоритм работы социального педагога:

  1. Выявление детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации

В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении и группы риска, с целью последующей помощи им.

Создание банка данных осуществляется совместно с инспекторами ПДН и комиссиями по делам несовершеннолетних (КДН и ЗП).

Социальный паспорт школы составляется в начале и корректируется в течение всего учебного года.

  1. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков.

Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации.

С помощью диагностических методик происходит

  • выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе,

  • определение причин отклонений в поведении нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников,

  • положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях.

  • изучение школьной мотивации, интересов, способностей и склонностей ученика,

  • изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика,

  • выявление уровня социального благополучия ребенка,

  • выявление ситуаций жестокого обращения и пресечение насилия на начальном этапе.

  1. Разработка плана педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания. 

Планы разрабатываются для оказания своевременной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в группе риска и социально опасном положении, они должны предусматривать вовлечение ребенка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке индивидуальной программы принимают социальный педагог, психологи, классные руководители, фельдшер.

На каждого несовершеннолетнего находящегося в группе риска или семью составляется программа индивидуального сопровождения. В ней ведется результат о проделанной работе.

4. Реализация индивидуальной программы по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних и семей.

Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребенка на достойную жизнь, здоровье, образование и реализация его способностей.

Профилактическая работа с обучающимися, пропускающими учебные занятия.

В школе осуществляется контроль за получением образования несовершеннолетними. Ежедневно классные руководители ведут мониторинг посещаемости учениками, систематически пропускающими учебные занятия, ведется работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающих учащихся. Основные формы работы школы в этом направлении: разработан алгоритм работы классного руководителя с данной категорией учащихся, ведется правовое просвещение детей и их родителей, привлекаются различные специалисты, проводится совместная работа со специалистами ПДН и КДН (по мере необходимости).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!