Система работы социального педагога в школе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях.
Под детской безнадзорностью понимается «отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно — в безразличии родителей, воспитателей к детям».
Таким образом, к категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей. Ряд исследователей относят таких детей к «группе риска»:
1) дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-паталогической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных, не имеющих юридической силы обстоятельств;
3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
Основными причинами, способствующими росту беспризорности и безнадзорности, являются:
– социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);
– социально-педагогические причины (неблагополучные семьи, жестокое обращение с ребенком, невнимание родителей к проблемам ребенка, частые конфликтные ситуации в семье и школе, дома и др.);
– психолого-педагогические причины (негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе, дурная компания и др.).
Какими бы причинами ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; мало обеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.
Цель деятельности как социального педагога – оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации.
Задачи:
– предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
– обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
– социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
– оказание педагогической поддержки каждому нуждающемуся в этом ребенку.
Алгоритм работы социального педагога:
-
Выявление детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации
В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении и группы риска, с целью последующей помощи им.
Создание банка данных осуществляется совместно с инспекторами ПДН и комиссиями по делам несовершеннолетних (КДН и ЗП).
Социальный паспорт школы составляется в начале и корректируется в течение всего учебного года.
-
Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков.
Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации.
С помощью диагностических методик происходит
-
выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе,
-
определение причин отклонений в поведении нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников,
-
положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях.
-
изучение школьной мотивации, интересов, способностей и склонностей ученика,
-
изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика,
-
выявление уровня социального благополучия ребенка,
-
выявление ситуаций жестокого обращения и пресечение насилия на начальном этапе.
-
Разработка плана педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания.
Планы разрабатываются для оказания своевременной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в группе риска и социально опасном положении, они должны предусматривать вовлечение ребенка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке индивидуальной программы принимают социальный педагог, психологи, классные руководители, фельдшер.
На каждого несовершеннолетнего находящегося в группе риска или семью составляется программа индивидуального сопровождения. В ней ведется результат о проделанной работе.
4. Реализация индивидуальной программы по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних и семей.
Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребенка на достойную жизнь, здоровье, образование и реализация его способностей.
Профилактическая работа с обучающимися, пропускающими учебные занятия.
В школе осуществляется контроль за получением образования несовершеннолетними. Ежедневно классные руководители ведут мониторинг посещаемости учениками, систематически пропускающими учебные занятия, ведется работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающих учащихся. Основные формы работы школы в этом направлении: разработан алгоритм работы классного руководителя с данной категорией учащихся, ведется правовое просвещение детей и их родителей, привлекаются различные специалисты, проводится совместная работа со специалистами ПДН и КДН (по мере необходимости).