СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на школьном МО учителей русского языка и литературы на тему: «Игровые технологии на уроках в 5 классе»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на школьном МО учителей

русского языка и литературы

на тему:

«Игровые технологии на уроках в 5 классе»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на школьном МО учителей русского языка и литературы на тему: «Игровые технологии на уроках в 5 классе»»













Выступление на школьном МО учителей

русского языка и литературы

на тему:

«Игровые технологии на уроках в 5 классе»



























ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-х КЛАССАХ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС



Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности.

В. А.Сухомлинский.


Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта является оценка образовательных достижений обучающихся. Как достичь высоких результатов в образовательном процессе? Как повысить эффективность урока? Как сделать так, чтобы на уроке было интересно всем ученикам, чтобы каждый ребёнок был вовлечён в учебный процесс. На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

Актуальность использования игровых технологий.

Игровые технологии формируют:

- коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнёра, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли);

- познавательные УУД (сравнивать, искать решения, находить закономерности);

- личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы );

- регулятивные УДД (планировать, оценивать правильность выполнения действий).

Игра побуждает учеников к учебной деятельности. В её структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.

Игровые технологии я использую в основном в 5-х классах. Это связано с тем, что пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в среднюю школу, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя в это время сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Для меня важно сделать ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки – игры, уроки – путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, я увлекаю детей и тем самым создаю почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствуют развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно так и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Игры можно классифицировать по-разному. Сегодня я вам расскажу о том, какие игры применяю в работе, используя классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики. Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по словообразованию, синтаксические.

При изучении раздела «Фонетика» в 5 классе использую элементы игры, что очень нравится ребятам и способствует лучшему запоминанию изучаемого материала, т.к. количество часов ограничено. Вот пример фонетической игры.

Игра «Салат». В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи: 1 - в слове 2 слога, 7букв, 6звуков (морковь); 2 - в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец); 3 - в слове 1слог, все согласные звуки твердые (лук); 4 - в слове 4 слога (помидоры).

В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.

Игра «Новоселье». Звери и птицы построили многоэтажный дом. Когда же стали заселяться, то начались споры, кому, где жить. И тогда решили: те животные, чьи названия состоят из одного слога, пусть живут на первом этаже, чьи названия из двух слогов – на втором этаже и т. д .

Учитель называет животное, дети отвечают, на каком этаже будет жить то или иное животное. Примеры животных: ласка, еж, барсук, енот, куница, лось, лиса, заяц, хорь, бобр, косуля, волк, росомаха, рысь, медведь, горностай.

«Соберем букет».

Задание

Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук. ( Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик)

Задание

Несколько шуточных вопросов потребуют знания алфавита. У учащихся вырабатывается умение различать звук и букву.

- Из названий каких двух букв можно приготовить пищу? ( «К» и «Ш»)

- Названия каких двух букв составляют целую эпоху? ( «Р» и «А»)

- В каких словах по СТО согласных? ( СТОл, СТОн, СТОй, СТОп)

- Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

- Есть в реке и в озере, а в воде нет; есть в огурце и арбузе, а в дыне нет. Что это?( «Р»)

- Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? («И»)

Раздел «Лексика»  очень благоприятен для внедрения и использования игровой технологии.

Игра «Загадки. Веселые омонимы». Мы с ребятами с удовольствием  их отгадываем:

1. Право, я прическа – чудо! Заплести меня не худо. На лугу с шипеньем острым управляюсь с сенокосом. В воду я вдаюсь полоской – узкой, серенькой и плоской. (Коса).

2. Я сборник карт. От ударения зависит два моих значения. Захочешь – превращусь в название блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас).

3. Я травянистое растение с цветком различного цвета, но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету. (Ирис).

Таким образом, у учащихся в игровой форме формируется умение определять лексическое значение омонимов.

Мы с ребятами сочиняем загадки, а также рисуем, тем более что в первой четверти мы прошли тему «Загадки», познакомились с их признаками и языком. Ребятам очень понравилась эта тема, т.к. загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения и отражать их в творческих работах.

Предлагаю детям  самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах (школа, пенал и др.). Например:

1. Кто сюда войдет, тот ум приобретет. (Школа.)

2. На столе я лежу, ручки сторожу. (Пенал.)

При изучении темы «Фразеологические обороты» мы с ребятами не только играем, но и рисуем фразеологизмы. Здесь уж фантазия ребят раскрывается в полной мере. Вот одна из дидактических игр.

Игра «Собери фразеологизм».   Кто-то рассыпал шесть фразеологических единиц. Соберите их за одну минуту. Кто быстрее и сообразительнее?

Не товарищ, у него язык, семь пятниц, из огня, как в воду, телят не гонял, гусь свинье, без костей, на неделе, да в полымя, канул, куда Макар.

( Ответ:  Куда Макар телят не гонял. Гусь свинье не товарищ. У него язык без костей. Семь пятниц на неделе. Из огня да в полымя. Как в воду канул. ).

Игра «Закончить предложение фразеологизмами».

1.Он долго не мог дать ответ…..(тянул кота за хвост)

2.Мальчик смотрел на изображение, как…..(баран на новые ворота)

3.Товарищ не говорил правды, всех нас….. (водил за нос)

4.Юноша с детства приучен к труду, он не будет….. (сидеть на шее) у родителей.

5.Верят в мои успехи люди, но есть и такие…..(вставляет палки в колеса)

6.Однажды в гостях я поставил себя в неловкое положение, иначе говоря…..(сел в калошу)

7.Близнецы были похожи..... (две капли воды).

8.Пишет неаккуратно и неразборчиво, как…..(курица лапой).

9.Главная  задача школьника – учиться, запомните это…..(зарубить на носу)

В результате подобной работы обогащается речь учащихся, расширяется их  кругозор.

Следующая игра «Замени фразеологизм одним словом» (наречием или глаголом):

Рукой подать. (Близко). В час по чайной ложке. (Медленно). Морочить голову. (Обманывать). Во весь дух. (Быстро). Склонять по падежам. (Ругать). Засучив рукава. (Хорошо работать). Спустя рукава. (Работать плохо). Прикусить язык. (Замолчать).

Эта дидактическая игра помогает нам с ребятами не только усвоить данную тему, но и повторить глаголы и наречия. А я перед игрой обязательно задам вопросы для повторения этих частей речи.

С удовольствием ребята откликнулись на игру «Посчитай-ка!» Сколько фразеологизмов со словом «нога» в этом тексте?

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

  1. На короткой ноге – в близких, дружеских отношениях.

  2. Встать с левой ноги – быть в плохом настроении.

  3. Со всех ног – очень быстро, стремительно (бежать).

  4. Уносить ноги – спасаться бегством, удирать от опасности.

  5. Ни ногой – совсем не ходит, не ездит куда-либо, не бывает у кого-либо.

  6. Ноги не будет – кто-либо никогда не приедет, перестанет посещать кого-либо, бывать где-либо. Обычно как угроза, запрещение.

При изучении темы «Устаревшие слова» мы с ребятами играем в  «Переводчика». Суть игры такова: необходимо перевести на понятный язык устаревшие слова.

Показать на репродукции картины с изображением человека в полный рост указанные части тела и предметы:

Око - (глаз). Зеница - (глаз, зрачок). Чело - (лоб). Рамо - (плечо, множественное число - рамена). Выя - (шея). Длань - (ладонь). Чрево - (живот). Шуйца - (левая рука). Перст - (палец). Десница - (правая рука). Перси - (грудь). Чресла - (поясница, бедро). Вежды - (веки). Ланиты - (щёки). Уста - (губы). Пясть - (ладонь с пальцами).

Такие игры, я считаю, обогащают словарный запас, воспитывают стремление к самосовершенствованию.

При изучении раздела «Словообразование» я тоже использую элементы игровой технологии. При работе с составом слова, я предлагаю учащимся игровой элемент, где они не только собирают слова «по кирпичикам», но и повторяем с ними морфемы.

Игра «Собери слово»

1Корень тот же, что и в слове СКАЗКА. Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК. Приставка та же, что и в слове РАСХОД.

2.Корень мой находится в ЦЕНЕ. В ОЧЕРКЕ найди приставку мне. Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ вы встречали. Вся же в дневнике я и в журнале.

При подготовке ребят к олимпиадам в одном из заданий я нашла достаточно интересный игровой момент «Узнай часть речи в одинаковых словах», который использую при изучении различных частей речи:

1) Посадила мама в печь пироги с капустой печь. 2) Снежное покрывало покрывало все поле. 3) Ведро дало течь, и вода стала течь. 4)Я ожёг палец и получил ожог.

Детям нравится игра « Ромашка»



Образуйте и запишите однокоренные слова , прибавляя к ним приставки.

Игра «Третий лишний»

Найдите лишнее слово, обоснуйте свой выбор.

Желток, железо, желтый

Носильщик, нос, носатый

Часовщик, часть, час

Печурка, печать, печка

Циркуль, цирк, циркач.

В результате подобных заданий у учащихся формируется умение определять состав слова, выделять нужные морфемы, различать однокоренные слова, лучше усваиваются способы образования слов.

При изучении темы «Словосочетание и предложение» использовала  игру «Серпантин одной фразы», где отрабатывалось умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Предлагаю фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.

Например:

1-й ученик -  Я пишу стихи.

2-й ученик - Я пишу веселые стихи.

3-й ученик - Я пишу стихи по вечерам.

4-й ученик - Я пишу веселые стихи по вечерам каждый день.

5-й ученик - Я пишу веселые стихи по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.

Достаточно интересным игровым элементом является «Завершение рассказа». Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. Ребята играли во дворе. Вдруг ...».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы - 10 мин.

Рассказ можно оценить по следующим критериям:  законченность рассказа,  яркость и оригинальность образов, необычность поворота и сюжета, неожиданность концовки.

5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.

При изучении Морфологии излюбленная форма – путешествия, заочные экскурсии.

Так, на уроке Путешествие в страну Местоимений групповые задания: 1.Вспомнить телепередачи, в названии которых есть местоимения.

2. Назвать пословицы, в которых есть местоимения.

3. Перечислить фразеологизмы с местоимениями.

На этом же уроке – работа в парах:1вар. придумывает предложение с вопросит. местоимением, а 2вар. составляет предложение, в котором вопросит. местоимение заменяется определительным.


Внедрение информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс открывает перед нами, учителями, широкие возможности, позволяет идти в ногу со временем. Наряду с традиционными дидактическими играми я использую на своих уроках видеосказки, загадки, ребусы в формате презентаций, электронные варианты проверочных заданий. Все это не только оживляет процесс изучения, делает его интереснее, динамичнее, а и позволяет лучше познать «компьютерный» мир детей.

В соответствии со ФГОС в тематический план должно быть включено 20% неурочных форм занятий.

По форме проведения можно выделить следующие группы уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «Посиделки», «Клуб знатоков».

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления

Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении “ на равных” , где исчезает робость, возникает ощущение – “ я тоже могу”, то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение.

В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний. В игре происходит огромная воспитательная работа.

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те дети, которые учатся неохотно, работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку).

В Евангелии есть замечательная притча о талантах, где говорится не только об их приумножении, но также и о том, что «исходный капитал» был дан каждому его господином. Таланты были даны каждому, но каждому разное число. Эта притча имеет прямое отношение к педагогическому процессу. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помочь им раскрыться –миссия учителя.

Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и на любой ступени обучения. Ни для кого не секрет, что построенные с использованием игровой технологии уроки пользуются особым    успехом у ребят. Успех такого урока   в его необычности, в доступности  изложения материала, в  использовании     яркой  наглядности. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда видишь, с каким азартом работают дети и просят: “Давайте ещё поиграем! “

На основе анализа и обобщения моего опыта по формированию и развитию творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

1. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.

2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.

Следует особое внимание обратить на то, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим

Воспитание познавательного интереса - работа, требующая не только хорошей подготовки, но и полной самоотдачи. «Дитя утомляется не трудностью материала, а однообразием его преподавания»- эти слова

К. Д. Ушинского относятся к обучению.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».





















ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-х КЛАССАХ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования уча­щихся к учебной деятельности.

Но и увлекаться играми тоже не стоит. Они уместнее всего в 5–7 классах, что соответствует возрастной психологии.

Игровые формы, которые я использую на своих уроках: урок- ролевая игра, урок- аукцион, урок-викторина, урок- КВН, урок- концерт.

Пользуется успехом урок-концерт. Он является итоговым в каждом разделе. Требует большой подготовки. Дети любят выступать, инсценировать сценки, рассказывать стихотворения наизусть, показывают свои презентации, иллюстрации. На такие уроки я приглашаю родителей учащихся и коллег. На уроке литературы по сказкам я провожу урок-аукцион. Например, учащимся даются слова и к ним несколько эпитетов, нужно выбрать самые подходящие: «девица- красная», «молодец добрый», «море- синее», «тучи черные», «лес дремучий».

Варианты использования игровых технологий на уроках литературы.

На уроках я использую кроссворды, чайнворды, ребусы, анаграммы.

Учащимся нравится, когда проходят на уроках инсценировки небольших эпизодов (заранее подготовленные и экспромтом), викторины, КВН, конкурсы чтецов и презентаций.

На уроках обучающиеся создают словесные портреты героев, сочиняют сказки, стихи, готовят вопросы к викторинам. Затем я выбираю лучшие вопросы и по ним провожу викторины. За активное участие дети получают жетоны. Мы вместе совершаем заочные экскурсии и путешествия во времени и так далее. Все виды работы проходят как индивидуально, так и по группам.

Во время изучения устного народного творчества я проводила игру: «Назови сказочный персонаж и сказку, в которой он присутствует».

При изучении творчества А.С.Пушкина я провела викторину: «Угадай сказку А.С.Пушкина по иллюстрации».

На итоговых уроках по разделам я провела игру: «Назови героя по заданному описанию».

Можно провести викторину: «Назовите писателя и его произведение, которое вы читали или знаете».




Игровые задания на уроках литературы.

1.  “Если бы…“ ( фантастическая гипотеза ). Ребятам предлагается встретиться в обычной обстановке с необычными героями. ( каждая пара развивает свою гипотезу, как можно интереснее и быстрее ).

2.   Ролевой игровой диалог. Партнеры по диалогу ( соседи по парте ) выбирают себе роли ( например, путешественников ) и беседуют на тему урока. В старших классах это могут быть “ журналисты “ противоположных направлений, авторы книг, читатели прежних веков.

3.  Коллективный рассказ. По очереди рассказывают сказку ( рассказ ) все ученики. Победитель тот ряд или группа, где никто ни разу не ошибся, не задержал ход сказки паузами. Или иной вариант –  “ бесконечная история “: победитель – тот ряд, чья сказка окажется длиннее. 

4.  Воображаемый диалог.   В отличие от предыдущих, - индивидуальная работа. Письмо сказочнику, писателю, учителю, критику ученики пишут прямо на уроке, делясь своими впечатлениями от прочитанного произведения. 

5.  Персонификация неодушевленного героя. (андерсеновский прием):  история о старой двери, выброшенном футбольном мяче, карандаше, тетради и т.д.

6.  Старинная детская игра по вопроснику. После ответа на следующий вопрос листок с ответом загибается, чтобы ответ не был виден. Потом вопрос задаёт следующий участник игры, тот, кто отвечал. Рассказ получается смешным, т.к. ответы одного игрока неизвестны другому. Схема вопросов:

1)   Кто это был?

2)   Где находился?

3)   Что делал?

4)   Что сказал?

5)   Чем кончилось?   (вопросы взаимосвязаны).

7.  Словесная игра. Объяснить термины в произведении. Например, музыкальные – в “ Квартете “ Крылова, военные – в “Сыне артиллериста“ и т.д. Победитель тот, кто сумеет лучше объяснить значение слов.

8.  Игра – импровизация. Домыслить и разыграть эпизод, только намеченный автором.

9. “Живые картины” Изобразить эпизод изучаемого текста, чтобы другие ученики угадали автора и произведение.

10. “Английские шарады“ Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из изучаемого произведения (лучше поэтическую, известную всем). Слова из фразы распределяются на играющих так, чтобы на каждого выпало по одному слову. Ученики выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, “ водит ” следующим.

11. “Вечер у костра” ( урок – концерт )  Используя свечи, затемнение, инсценирование костра, вокруг которого рассаживаются выступающие и зрители, дети читают стихи, прозу. (пишется сценарий ).

12. Урок – спектакль. Инсценирование произведения или отрывка с последующим анализом “актеров” и  “зрителей”.

13. “Рисунки Тургенева.” На доску помещают портрет неизвестного человека или рисуют его профиль. Ученики должны описать до мельчайших подробностей жизнь и характер этого человека, опираясь на его зрительный образ. Эту игру придумал  И. С. Тургенев. Награждается самый интересный словесный портрет.

14. “Телефонный разговор” ( составление диалога ). Развивает культуру общения.

15. “Продолжи мою мысль” Учитель диктует первую строку, а дальше дети составляют рассказ
































Список использованных источников


  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: кн. для учащихся /под ред. Л.П.Крысина. – М.: Просвещение, 1995.

  2. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе // Русский язык. – 2009. - № 23.

  3. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1994.

  4. Иванова В.А. Тайны слова: занимательная грамматика. Волгоград, 1961.

  5. Игровые технологии на уроках русского языка. Авт.-сост. В.Н.Пташкина, Волгоград, 2011.

  6. Казбек-Калиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Айрис-пресс, 2004.

  7. Московский интеллектуальный марафон: сб. заданий. – М.: Интеллект-Центр, 2002.

  8. Организация внеклассной работы по русскому языку: пособие для учителя. – М.: Владос, 1999.

  9. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка – М.: Мирос-Маик, «Наука-Интерпериодика», 2000.