СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему "О мероприятиях по сохранению и укреплению здоровья школьников"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе выступления учитель знакомит родителей учащихся с мероприятиями по сохранению и укреплению здоровья детей.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему "О мероприятиях по сохранению и укреплению здоровья школьников"»

МБОУ КР ОО «Кривчиковская средняя общеобразовательная школа»








ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЩЕШКОЛЬНОМ


РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ






«О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО


СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ


ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ»






подготовила

учитель начальных классов

Сыромятникова Е. И.






Всё чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым».
От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка.

Уважаемые родители!

Мы живём в XXI веке, который уже окрестили веком максимальных скоростей и науки. Новый век, технический и научный прогресс требуют от любого человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим можно справиться? Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой. С такими интеллектуальными нагрузками, которая предлагает сегодня современное образование, может справиться только постоянная физическая работа тела, другими словами – абсолютно здоровый ученик. Поэтому сегодня мы поговорим о здоровье вообще и о здоровье школьников в частности, о том, как помочь нашим детям сохранить и укрепить здоровье.

Что такое «Здоровье»? 

Основываясь на определениях Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья:

  • Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

  • Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.

  • Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.

  • Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.

Как утверждает медицинская наука, здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:

  • 50–55 % зависит от образа жизни :малоподвижный образ жизни, вредные привычки, неправильное питание, психологический климат.

  • 20–25 % влияние окружающей среды и экологии (только от 5 до 10 процентов детей рождаются здоровыми).

  • 20 % – наследственность (по наследственности передаются такие заболевания, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие заболевания).

  • И только 5 % зависит от медицины.

Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья:

  • малоподвижный образ учащихся;

  • перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;

  • стрессовые воздействия во время обучения;

  • несбалансированное питание;

  • отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;

  • несоблюдение режима дня;

  • несоблюдение гигиенических требований.

По данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. Поэтому, очень важно, дорогие родители, не упустить время, а грамотно сформулировать каждой семье основные задачи сохранения и укрепления здоровья школьников процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду в каждой семье.

Результаты медицинских осмотров говорят о том, что школьники имеют различные нарушения состояния здоровья

Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Низкий уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и еще более осложняет проблему. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений – детские неврозы.

Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей?

Я расскажу из своего опыта, как работаю по укреплению здоровья детей: на уроках, на уроке физической культуры, во внеурочной и внеклассной деятельности.

Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических (освещенность, оборудование, проветривание, комнатные растения) и психолого-педагогических условий проведения урока (доброжелательная атмосфера).

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения необходимо проводить физкультминутки. Кроме этого желательно фиксировать психологический климат на уроке, организовывать при необходимости эмоциональную разрядку; постоянно обращать внимание за соблюдением обучающимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки проводятся, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих:

·         упражнения для формирования правильной  осанки;

·         упражнения для укрепления зрения;

·         упражнения для укрепления мышц кистей рук;

·         упражнения для укрепления «мышечного корсета»;

·         упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Особое внимание необходимо уделять профилактике зрительных функций у младших школьников. Близорукость и другие зрительные расстройства стали массовыми. Выход из сложившейся ситуации в следующем: расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока.

Использование информационно-комуникативных технологий на уроках способствует не только разнообразить учебный процесс, но и разнообразить форму проведения гимнастики для глаз (электронные физкультминутки для глаз с музыкальным оформлением).

Кроме этого, на уроках используются разнообразные приемы работы, чтобы обучающиеся не утомлялись. Введение и закрепление материала проводятся с использованием яркого наглядного материала, меняются виды деятельности (письменные, устные)

Занятия проводятся с использованием различных педагогических технологий (игротерапия, сказкотерапия, ИКТ), в интересных игровых формах, так как именно игра является основным видом дея­тельности детей.

Часть урока физической культуры посвящаем теории. Мы говорим о культуре поведения, знакомимся с правилами, составляем памятки по сохранению и укреплению здоровья. На уроке соблюдается двигательная активность детей. Они выполняют различные упражнения, знакомятся с подвижными играми, проводят эстафеты, соревнования. Теперь у нас 3 урока физкультуры в неделю, что тоже способствует увеличению двигательной активности детей.

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя является  работа по формированию здорового образа жизни обучающихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе.


Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:

Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья обучающихся.

Организация работы по формированию правильного отношения обучающихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.

Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.


Чтобы сохранить и укрепить здоровье обучающихся мною проводятся учебные занятия и внеклассные мероприятия, которые способствует рождению положительных эмоций у детей, снятию психоэмоционального напряжения и, в конечном итоге, усвоению программного материала.

Так как положительные эмоции - это показатель здорового самочувствия, то у нас организуются и проводятся тематические праздники. Дети участвуют в сценках, читают стихи и поют песни. Всё это радует ребят.

Особенно широкое поле деятельности для привития навыков гигиены и здорового образа жизни содержит материал кружка «Школа здоровья». Мы провели занятия «Азбука здоровья», «Познай себя», «Здоровье всему голова», «Советы Доктора Айболита», «Движение - основа жизни», «Вредные привычки», «Правильное питание – залог здоровья», «Режим дня», «Сон – лучшее лекарство», «Моё настроение», «Чтобы зубы были здоровыми», «Личная гигиена», «Эмоции и здоровье», «Осанка человека», «Закаливание» и др.

Традицией стало проводить «Дни здоровья», «Веселые старты», спортивные праздники. Мы часто ходим на экскурсии, гуляем и играем на свежем воздухе. У нас прошли занятия «А можно ли это детям» по профилактике вредных привычек, практическое занятие «Чистота – залог здоровья», «Урок Чистой воды» - беседа с просмотром презентации. Проходят занятия по безопасности «Безопасное поведение в школе и дома», «Дорожная азбука», «Улица полна опасностей», «Осторожно: тонкий лёд!», «Подозрительный тип», «Вред при работе за компьютером», «Безопасное поведение на воде», «Опасные места», «Пожарная безопасность», «Поведение на железной дороге», «Экологическая безопасность» и др.

С детьми проводятся беседы по профилактике гриппа и простудных заболеваний, каждый день до начала уроков проходит зарядка, дети выучили комплексы упражнений и с удовольствием проводят зарядку. Проводим генеральную уборку класса.

Используя выше перечисленные здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с детьми, способствую сохранению и укреплению здоровья обучающихся, и тем самым повышая их социальную активность.

Хочу немного сказать о режиме дня наших детей.

Скажу лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это – рациональное чередование работы и отдыха. Вспомним слова И.П. Павлова: “Всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстанавливаться. А отдых таких реактивнейших элементов, как корковые клетки, должен в особенности быть охраняем”.

Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требуют усиленной работы именно этих “реактивнейших элементов”. Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят. Особенно нужно обращать внимание родителей на выполнение домашнего задания. Нельзя приступать к домашней работе сразу после школьных занятий. Выполнять домашнее задание необходимо с перерывами на отдых. Также соблюдать режим питания, сна.

Учителю и родителям необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеале ребёнок должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия детей.


ПОРТРЕТ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

-жизнерадостен;

-активен;

- доброжелательно относится к окружающим его людям-взрослым и детям;

- положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий;

- развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично;

- достаточно быстр, ловок и силен;

- суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности;

- неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована.

- он не нуждается в каких либо лекарствах;

- не имеет лишней массы тела.

Конечно, здесь дан “портрет” идеального здорового ребенка, какого в жизни сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, - задача вполне посильная.

Я полностью согласна со словами В.А Сухомлинского: « Только союз семьи, врача, учителя сможет вырастить и воспитать здорового, сильного, умного человека!»

В своей работе я стараюсь искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, и здоровьесберегающим.