Слово – о Родине.
Малая родина... У каждого она своя, но для всех это та путеводная звезда, которая многое определяет на протяжении всей жизни. И нет ничего у человека дороже, чем Родина, красота которой открылась ему в детстве, как чудо.
Краеведение – социально-значимое направление работы в ДОУ.
Актуальность краеведения в д/саду обусловлена тем, что в современном обществе во многом утрачены нравственные и эстетические ориентиры подрастающего поколения. Именно поэтому духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание становится приоритетной задачей. Региональный компонент как вариативная часть ООП является фактором, способствующим решению этой проблемы. Знакомясь с малой родиной, ребенок начинает любить ее и сохраняет это чувство на всю жизнь.
Программа «Наш край»
Разработана с учетом социокультурных, исторических, географических, природных особенностей Тутаевского района. Местонахождение нашего края в центре культурного наследия России, на неповторимой, уникальной исторической земле дает нам, педагогам возможность формирования личности юного патриота на основе краеведческого материала.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса к окружающему миру.
- Воспитание нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю.
- Организация общественно-полезной деятельности на благо своей малой родины
Принципы и условия реализации программы:
Комплексный подход.
Работа представлена в совокупности нескольких блоков:
Когнитивный: сбор и систематизация информационного и наглядного материала. (по принципу доступности и понятности).
Методический: определение содержания и форм работы. (по принципу тематического планирования и интеграции образовательных областей).
Деятельностный – организация совместной деятельности в системе: педагог – дети – родители - социум.
(Сотрудничество детского сада, семьи, учреждений культуры и дополнительного образования города)
Реализация программы предполагает осуществление непосредственно образовательной, проектной деятельности, организацию целевых прогулок, экскурсий, а также участие детей в массовых городских мероприятиях.
Основные направления и содержание программы.
Путешествие в историю.
Каждый уголок родного края хранит в себе память вековых событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, их исторического прошлого. Необходимо направить познание детей в нужное русло. Чем лучше дети будут знать прошлое, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, тем яснее представят будущее.
Природа нашего края.
Природа – важный фактор в воспитании патриотизма. Она рано входит в жизнь ребенка, доступна и понятна ему. Изучение природы дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться и охранять то, что нас окружает.
Географическое положение и природные ландшафты.
Фенологические наблюдения.
Растительный и животный мир.
Трудовая деятельность в природе.
«Их именами славен край».
«Главное богатство – это люди…» писал К.В. Конюшев, поэтому каждый момент ознакомления с родным краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – защитнику, труженику, достойному гражданину.
Люди нашего края внесли огромный вклад в развитие страны: науку, культуру, народное хозяйство. Их жизнь являет собой пример беззаветного служения своему Отечеству и народу. Жизнь выдвигает и новых героев. Мы узнаем имена лучших и славных людей, которые удостаиваются звания «Почетный гражданин города и района».
Встречи с прекрасным.
С раннего возраста у ребенка следует развивать умение понимать и ценить красоту. Наш народ сквозь сито веков просеял свое культурное достояние, оставив нам самое ценное в художественных промыслах, живописи, декоративно-прикладном искусстве, фольклоре. Культура должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.
Встречи с прекрасным – это и знакомство с творчеством местных поэтов, художников, посещение выставок, концертов творческих коллективов, спектаклей народных театров.
Наш край сегодня.
Много существенных перемен произошло в нашем крае за последние десятилетия. Работают промышленные предприятия, меняется облик города, развивается социальная и культурная инфраструктура. Мастерство, трудолюбие, как эстафета, передаются из поколения в поколение. Нужно показать детям значимость края для всей страны, вызвать чувство гордости за свою малую родину, потому что сегодняшнюю историю создают их родители, их близкие люди.
Современный облик города.
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия.
Социальная и культурная инфраструктура.
Культурная жизнь города
Предполагаемый результат:
Формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, уважающей историческое, культурное наследие.
Воспитание патриотизма, гражданственности, интереса и любви
к своей малой родине.
Для чего мы изучаем наш край?
Чтобы:
Много знать
Хорошо учиться
Восхищаться красотой
Удивляться
Гордиться
Любить
Делать добрые дела.