Выступление перед учителями начальных классов на МО
«Цель деятельности педагога»
Цель деятельности педагога - это его познавательное стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости учащихся.
Цель есть не любой образ будущего, но непременно образ желаемого будущего, достижению которого и должна быть подчинена вся деятельность преподавателя. Поэтому цели урока должны быть максимально конкретными.
Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п. Её необходимо конкретизировать, например:
1) обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей.
2) обобщить и систематизировать знания о... (или по конкретной теме).
3) отработать навыки (какие?).
4) устранить пробелы в знаниях (каких?).
5) добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).
Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определённых свойств личности и черт характера.
Какие же свойства личности необходимо воспитывать? Прежде всего нравственные качества человека, готовность к труду, к защите Отечества и др.
В общем виде можно представить следующий перечень целей воспитания на уроке:
- воспитание патриотизма;
-воспитание интернационализма;
3) Воспитание гуманности
4) Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к знаниям
5) Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям
6) Воспитание дисциплинированности
7) Воспитание эстетических взглядов
Цель развития предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.
Развитие мышления (развитие аналитического мышления - формирование умения выделять существенные признаки и свойства: развитие синтезирующего мышления - развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала; развитие аналитикосинтезирующего мышления - развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы; развитие абстрактного мышления - развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них; развитие умений применять знания на практике и др.).
Развитие познавательных умений (формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты; развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности - частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы, её решение).
Развитие общетрудовых и политехнических умений (развитие коммуникативно-технических умений – нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, развитие операционно – контрольных умений – умения пользоваться приборами и инструментом, умения планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия ).
Развитие умений учебного труда (развитие умения работать в должном темпе – читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать; развитие приемов наблюдения – цель наблюдения и его последовательность, состав наблюдаемых объектов).
Развитие воли и самостоятельности (развитие инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; развитие умения владеть собой – выдержка, самообладание; развитие умений действовать самостоятельно).
Второе правило – это уточнение типа урока. Учитывая, что целеполагание лежит в основе всякой деятельности человека, целесообразно подразделять уроки по цели организации занятий на следующие типы:
первый тип – уроки изучения нового учебного материала (сюда входят вводные, вступительные, наблюдений и сбора материала – как методические варианта уроков первого типа );
второй тип – уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);
третий тип – уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
четвертый тип – комбинированные уроки;
пятый тип – уроки контрольные (уроки учета и оценки знаний и умений).
Следующим (третьим) правилом организации урока является уточнение вида урока. В своей практической деятельности мы можем пользоваться такими видами уроков, как:
а) урок – лекция;
б) урок – беседа;
в) киноурок;
г) урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);
д) урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);
е) урок лабораторных работ;
ж) урок практических работ;
з) урок – экскурсия;
и) урок – семинар;
к) дидактическая игра;
л) анализ ситуации;
м) устный опрос;
н) письменный опрос;
о) контрольная работа;
п) зачет.
Четвертое правило – это выбор методов и приемов обучения. В рамках теории развивающего обучения разработана система методов, построенная на основе принципа целеполагания (отражающего систему целей обучающего и обучаемого), принципа бинарности (отражающего характер взаимодействия деятельности учителя и учащегося) и принципа проблемности.