СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление "Работа психолога с трудными подростками"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа - это важный институт в жизни человека в становлении личности. 

Просмотр содержимого документа
«Выступление "Работа психолога с трудными подростками"»

Школа – гимназия № 30




ВЫСТУПЛЕНИЕ

на педсовете


«Работа психологов с трудными и

девиантными детьми»







Подготовила выступление:

психолог Мякушко Г.К.




Астана

«Работа психологов с трудными и

девиантными детьми»


Сложности и противоречия современной жизни мощно влияют на несформированное сознание, чувства и поведение детей и молодёжи. Дух общества, среда обитания с их стихийными, неписаными требованиями и принципами, словно гигантский пресс, мнут и ломают взгляды и принципы людей, формируя их на новый лад, зачастую помимо воли самого человека, тем более - молодого, сводя на нет усилия тех, кто пытается его воспитать – родителей и педагогов. Одна из самых болезненных проблем, переживаемых обществом, - потеря ценностных ориентаций у его членов, падение престижа семьи как социального института.

Нашим детям тоже очень трудно в сегодняшнем обществе. Как помочь нашим детям, которые могут стать или созидателями, или разрушителями будущего?

Каждый вправе задать вопрос: что же будет с молодым поколением ХХI века?

Наша задача – сформировать высоконравственное социально – адаптированное поколение.

Школа – это важнейший институт в жизни человека, но она получает уже в какой-то мере «готовый продукт», который исправить порой бывает достаточно трудно. Тем не менее, школа – единственное звено, в стенах которого подобно строящемуся зданию, из кирпичиков собирается целая личность.

Чтобы сегодняшние дети не превратились в изгоев общества в деморализованных преступных элементов, поэтому каждый, кто работает с подрастающим поколением, должен владеть психолого –педагогическими знаниями с целью предупреждения, выявления и оказания психолого- педагогической помощи детям и подросткам., особенно детям и подросткам «группы риска», проживающим совершенно иной путь развития.

Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.

Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

(Слайд № 2). Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества.

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать нате или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружаю­щему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связа­на с деятельностью и выражается в поведении человека, кото­рое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.

Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризо­вано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушаю­щее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адек­ватного учета средой особенностей его индивидуальностии про­являющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации.

(Слайд № 3). Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются:

  • агрессивное поведение,

  • конфликты с учителями и сверстниками,

  • употребление алкоголя и наркотиков,

  • совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.),

  • непосещение школы,

  • бродяжничество,

  • попытки суицида и т.д.

(Слайд 4)




(Слайд 5.) Основные задачи, которые решает социально-психологическая служба в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей группы риска, следующие:

  • выявление неблагополучных семей, способных принять социально-психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы; 


(Слайд 6.) Основные усилия педагога-психолога и социального педагога направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии. Важным остается психологическое сопровождение образовательного процесса, профессионального самоопределения, а также создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, педагогическом коллективе. 

(Слайд 7.) Социально - психологическая работа с трудными детьми профилактическое направления:


(Слайд 8.) Алгоритм работы с детьми «группы риска» может быть следующим:
1. Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы).

Выделение детей «группы риска». Его мы проводим совместно с классными руководителями, которые заполняют социальный паспорт класса. По этим данным формируется банк данных детей и подростков «группы риска». Важное условие эффективной работы по выявлению детей группы риска - своевременное обращение классного руководителя или учителя к педагогу - психологу или социальному педагогу в случаях: 

  • наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без уважительных причин и т. д.);

  • появления у подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.);

  • употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ; 

  • кризисной ситуации в семье; в иных случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу психологическому благополучию подростка. 

  • Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты.

  • Анализ полученных данных и выявление отклонений.

  • Определение основных направлений работы по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении).

  • Работа с детьми всех участников образовательного процесса.

  • Работа с детьми, родителями, педагогами.

  • Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.

  • Анализ динамики развития.

  • Корректировка программы развития.

(Слайд 9.) Основные приемы психолого-педагогического воздействия:

  • Проявления доброты, внимания и заботы;

  • Просьба

  • Поощрение

  • Прощение

  • Поручительство

  • Убеждение

  • Внушение

  • Доверие

  • Вовлечение в интересную деятельность

  • Моральная поддержка


(Слайд 10.) Одна из самых главных проблем детей, находящихся в социально-опасном положении, - это наличие большого количества времени, когда они предоставлены сами себе. Основным направлением по ее решению является работа с родителями.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

  • РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ВОСПИТАНИЯ

  • ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ

  • ОКАЗАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ПО АДЕКВАТНОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.


Таким образом, можно сделать вывод, что только комплексный подход к профилактике несовершеннолетних «группы риска» может дать стабильный положительный результат и позволит избежать возобновления критической ситуации.

Стоит отметить, что эффективность работы будет зависеть от ряда обстоятельств: желания самого ребенка, профессионального мастерства педагога, и комплексного подхода в решении проблемы.

(Слайд 11.) В конце своего выступления я хотела бы раздать вам психологические рекомендации по взаимодействию с детьми «группы риска», а также на этих листовках есть алгоритм работы классного руководителя по выявлению данной категории детей.


Нужны спокойствие, выдержка, твердость, терпение, настойчивость, обязательно спокойный тон, доброжелательность, аргументированность, если мы взяли ответственность за будущее человека.

Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому ученику;

-определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;

-необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;

-признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;

-владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;

-быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!