СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом объединении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система деятельности

классного руководителя по работе

с трудновоспитуемыми детьми

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении»

Система деятельности

классного руководителя по работе

с трудновоспитуемыми детьми

 

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

(С. Давидович)

 

«Трудные» дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям.

 По отношению к ребёнку  термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.

«Трудные» дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию «трудных» попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердиться.

К «трудным» относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины.

 

Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает – он тоже «трудный». У нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду.

 

Среди причин, порождающих "трудных" детей, можно выделить следующие:

  • отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

  • незнание их интересов и потребностей;

  • политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

  • усиление влияния псевдокультуры;

  • неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

  • отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

  • чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

  • сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;

  • "эпидемия" разводов;

  • потеря эмоционального контакта с ребёнком.

 

  Система деятельности классного руководителя по предупреждению отклонений в поведении и перевоспитании учащихся заключается в следующем:

 

1. Выявить учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права, отстающих в учебе.

 

2. Определить причины отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальные психологические особенности  личности у выявленных школьников.

 

           3. Наблюдать за трудновоспитуемыми детьми, фиксировать результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.

 

3. Составить индивидуальный план педагогической коррекции личности.

 

 4. Систематически отслеживать посещаемость занятий трудновоспитуемыми учениками. Своевременно оповещать родителей о пропусках занятий в тот же день.

 

         5.  Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, привлекать к участию в различных формах КТД, использовать общественные поручения, создавать для таких детей «ситуацию успеха».

6. Обучать правильному отношению к неудачам, умению исправлять свои ошибки.

 

           7. Нейтрализовать вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную обстановку. Индивидуально работать с неблагополучными семьями.

 

            8. Поддерживать тесную связь с детской комнатой милиции. Организовывать встречи с работниками ПДН.

 

             9. Проводить профилактические классные часы  и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры).



Принципы воспитательно-коррекционной работы с

трудновоспитуемыми учащимися

 Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним.

 Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик.

 Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

 Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции. Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:

 Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).

 Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педагогического коллектива школы).

 Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения

видов деятельности и проявлений личности учащихся.

 Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.

ПАМЯТКА классному руководителю

по работе с проблемными детьми

 Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми

подростками.

 Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле

вопрос успеваемости подростков.

 Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

 Строго следить за выставлением оценок в дневник.

 Ежедневно встречаться с подростками.

 Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.

 Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является

личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.

 Вовлекать в трудовую деятельность серьезные дела, исполнение

общественных поручений.

 Предупредить возможность неправильных действий детей.

 Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится «трудный».

 Обучить детей методам самовоспитания.









ПАМЯТКА

классному руководителю

по работе с проблемными детьми

 Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми

подростками.

 Постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков.

 Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

 Строго следить за выставлением оценок в дневник.

 Ежедневно встречаться с подростками.

 Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.

 Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является

личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.

 Вовлекать в трудовую деятельность серьезные дела, исполнение

общественных поручений.

 Предупредить возможность неправильных действий детей.

 Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится «трудный».

 Обучить детей методам самовоспитания.

















Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Приреченская основная общеобразовательная школа

Верхнемамонского района

Воронежской области»


















Система работы классного руководителя

в воспитании трудных учащихся









Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Курдюкова Н.Н.





2017 год