СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Выступление с презентацией на МО учителей русского языка
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 п. Чограйский
Арзгирского района Ставропольского края
Использование различных форм работы при организации исследований на уроке и проведения контроля знаний
Учитель русского языка и литературы
Назарова Л.Д
2016 год
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский.
Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.
Как же сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).
Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки: - самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); - необычные условия работы; - активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").
Нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию.
Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.
И именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой.
Нужно не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний. При этом учитель должен сделать так, чтобы нелегкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
В своей работе использую нестандартные уроки:
1. Интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях.
2. Уроки в форме соревнований: лингвистический конкурс, эстафета, турнир, деловая или ролевая игра, викторина.
3. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: интервью, репортаж, рецензия, исторический комментарий, лингвистическое исследование.
4. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок-презентация, урок-откровение.
5. Уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, телемост, телепередача, устный журнал.
6. Уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз.
Классификация нестандартных уроков русского языка
Состязательные уроки:
КВН
Турнир
Эстафета
Конкурс
Аукцион
Игровые уроки:
Деловая игра
Ролевая игра
Уроки путешествия:
Заочная экскурсия
Путешествие
Экскурсия
Уроки русского языка
Интегрированные уроки:
Русский язык и ИЗО
Русский язык и литература
Русский язык и биология и др.
Коммуникативные уроки:
Диспут
«Круглый стол»
Дебаты
Дискуссия
Диалог
Уроки самостоятельной работы:
Исследование
Эксперимент
Лабораторная работа
Проектная работа
Контрольно-обобщающие уроки:
Общественный смотр знаний
Творческий отчёт
II. УРОКИ ПУТЕШЕСТВИЯ:
Урок-путешествие
Урок - заочная экскурсия
Урок-экскурсия
Методика проведения:
Ученики получают задания заранее – подготовиться к путешествию по определённому маршруту (теме). Учитель составляет карту-схему предстоящего маршрута, даёт ребятам список дополнительной литературы, помогает сформировать необходимый «багаж знаний» для предстоящего путешествия, инструктирует их во время проведения самого урока.
Обучающиеся, участники путешествия, выполняют определённые задания, связанные с преодолением определённых «высот», посещением «станций» и других мест, демонстрируют свои знания, умения, навыки по изучаемой теме.
Особенностью данных уроков является широкое использование наглядности, технических средств обучения, раздаточного дидактического материала, межпредметных связей.
III. ИГРОВЫЕ УРОКИ:
Урок – деловая игра
Урок – ролевая игра
Методика проведения:
За несколько дней до урока класс делится на небольшие группы, примерно равные по силам, которые будут играть роль учёных, сотрудников газет и журналов, писателей, критиков и т.д. Для каждой группы очерчивается своя область интересов, например: суть изученного явления, использование этого явления на практике, история развития научных идей по этому вопросу, связь данной темы со смежными науками и т.д.
В принципе уроков такого типа лежит главный принцип: «здесь и сейчас» - если ученик играет какую-то роль, то он именно здесь, на уроке, является не собой, а учёным, исследователем, критиком, писателем, журналистом и т.п. Одни выступают с научными докладами, другие выступают в роли их оппонентов.
Проведение подобных уроков предполагает большую подготовительную работу: изучение дополнительной литературы, написание рефератов, докладов и других творческих работ.
В конце урока все участники получают оценки.
IV. УРОКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
- Урок-исследование;
- Урок-эксперимент;
- Лабораторная работа;
- Проектная работа.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ:
Данные поисково-исследовательские уроки проводятся на этапах усвоения и закрепления учебного материала. В ходе уроков обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи на основе анализа языкового материала. Для чёткой организации самостоятельной работы обучающихся используются карточки- инструкции, карточки с алгоритмическими предписаниями, в т.ч. с указанием способа самоконтроля. Учитель руководит самостоятельной работой обучающихся, контролирует основные этапы выполнения работы, оказывает индивидуальную консультационную помощь. На уроках оптимально сочетаются индивидуальная, групповая и коллективная работа. Задания максимально индивидуализированы (задание может быть единым для всех, но каждый работает индивидуально над исследуемым материалом или работает над разным фактическим материалом).
V. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ:
Русский язык – изобразительное искусство
Русский язык – литература
Русский язык – биология (естествознание)
Русский язык – информатика
Русский язык (научный стиль речи) – любой предмет
Методика проведения:
Интеграция учебных предметов – это работа целого творческого коллектива учителей, а не только учителя-словесника. Возможная интеграция естественнонаучной и гуманитарных культур помогает преодолеть недостатки предметного обучения и способствует формированию у ребёнка целостной картины мира.
Проведение интегрированного урока требует большой предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся: сбор и анализ необходимой учебной информации, изучение дополнительной литературы, выполнение творческих домашних заданий. Изучаемый программный материал разных учебных предметов должен органично сочетаться и соответствовать цели и задачам интегрированного урока.
Результативность использования нетрадиционных методов работы
Нетрадиционные формы урока - одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов. Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения: положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.
Данные уроки позволили развить у учащихся творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Значительно повысился интерес учащихся к изучаемому предмету, науке. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе был вызван и необычной формой проведения урока. Такие занятия позволили шире вводить элементы занимательности. Исходя их наблюдений и результатов анкетирования, можно сделать вывод, что перегрузка учащихся снизилась. Мною были проведены такие нетрадиционные уроки, как урок – диспут, урок – эстафета, урок – деловая игра, урок – путешествие, урок – КВН и другие. Учащиеся выступали и как объекты, и как субъекты учебной деятельности: готовили индивидуальные сообщения, участвовали в роли литературных героев.
Благодаря нетрадиционным формам проведения уроков русского языка уровень знаний учащихся повысился. (2013 учебный год качество знаний 52%, 2014 учебный год качество знаний 61%). Ребята с большим интересом принимаются за самостоятельные творческие поиски (создают презентации, творческие проекты). Они с удовольствием участвуют в школьных и городских олимпиадах (Бальжирова Яна – победитель всероссийской олимпиады по литературе на муниципальном уровне в 2015-2016 уч.году; победитель всероссийской олимпиады по МХК на муниципальном уровне в 2015-2016 уч.году: призёр всероссийской олимпиады по литературе на муниципальном уровне в 2014-2015 уч.году), в конкурсах чтецов (Порошина Оксана – призёр районного этапа международного конкурса чтецов «Живая классика»; участник краевого этапа международного конкурса чтецов «Живая классика»; призёр районного конкурса чтецов «Души прекрасные порывы»). С каждым годом увеличивается количество участников международных и всероссийских олимпиад «Лисёнок», «Олимпиус», (2014 год – 7 учащихся, 2015 год – 14 учащихся). Ребята активно принимают участие в конкурсах сочинений.Положительные результаты подтверждают необходимость использования нетрадиционных форм на уроках русского языка.
Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы. Нетрадиционные формы важно применять на уроках русского языка при изучении морфологии, потому что умелое их применение побуждает к активной учебной деятельности, вызывает массу положительных эмоций, способствует формированию мотивации учения школьников. Именно на таких уроках детям особенно интересно. На фоне положительных эмоций детьми лучше усваивается учебный материал, работоспособность учащихся значительно повышается. На нетрадиционных уроках удаётся заставить работать каждого ребёнка. Сформированность положительной мотивации учения школьников, повышение активности на уроке, познавательной деятельности определялась тем, что нами использовались дидактические игры на уроках, разнообразные задания на развитие мышления и памяти, активное восприятие детей пробуждала применяемая на уроке наглядность. Также большую роль играли кроссворды, загадки, используемые на уроках, методы поощрения детей.
Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Нетрадиционные уроки способствуют формированию мотивации учения, выступают средством повышения интереса и активности младших школьников; нетрадиционные уроки отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.
Использование инновационных педагогических технологий: технологии развития критического мышления, игровых технологий, проектного и исследовательского метода, групповой работы, проблемного обучения, здоровье сберегающих технологий и других – позволяет превратить обычные уроки русского языка в необычные.
При подготовке и проведении необычных (нестандартных, нетрадиционных) уроков следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при условиях, если учитель:
Нестандартный урок принимает в качестве одного из ведущих средств обучения;
Хорошо владеет методикой (технологией) проведения нетрадиционных уроков;
Умело использует нетрадиционные и традиционные формы работы;
Владеет способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;
Включает нестандартные уроки в систему своей работы.
Различные формы и методы контроля знаний учащихся
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Для выяснения роли контроля в процессе обучения математике рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.
В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Типы контроля
В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Виды контроля
Виды контроля | Содержание | Методы |
Вводный | Уровень знаний школьников, общая эрудиция. | Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение. |
Текущий | Освоение учебного материала по теме, учебной единице. | Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование. |
Коррекция | Ликвидация пробелов. | Повторные тесты, индивидуальные консультации. |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. | Представление продукта на разных уровнях. |
Методы контроля
Устный опрос
На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.
При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:
выяснения готовности класса к изучению нового материала,
определения сформированности понятий,
проверки домашних заданий,
поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке,
при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.
Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.
В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами которой являются:
обращение с вопросом ко всему классу,
конструирование ответа,
рецензирование ответа,
оценка ответа и ее обоснование,
постановка вопросов ученику самими учащимися,
взаимопроверка,
самопроверка.
Для устного контроля можно использовать листы контроля знаний.
Письменный контроль
Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.
Диктант
Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового.
Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа, несложных вычислений. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися.
Зачет
Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.
Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.
Зачет - это одна из основных форм контроля в старших классах.
Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы ученик мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем.
Самостоятельная работа
Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.
Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.
Контрольная работа
Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.
С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.
Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.
Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.
Практическая работа
Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.
Лабораторная работа
Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя.
Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест.
Тест
Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.
Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.
Различают следующие виды тестов.
Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.
Избирательные тесты могут быть различными:
1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.
2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.
3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).
Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.
Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.
Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.
Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.
Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех учащихся.
Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:
1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.
2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.
3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.
4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.
5.Активизирует мышление школьников.
6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.
Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.
Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
Нетрадиционные виды контроля
За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.
Кроссворд
Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25.
Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.
Викторина
Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.
Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.
Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем.
Приложение.
Разработки уроков.
Лабораторная работа по теме «Тире между подлежащим и сказуемым».
8 класс.
Цель: совершенствовать пунктуационные навыки обучающихся, связанные с постановкой тире между подлежащим и сказуемым; обучать умению самостоятельно решать познавательные задачи на основе языкового анализа текста; развивать логическое мышление обучающихся, мотивировать их на собственное творчество.
Оборудование: раздаточный материал (карточки-инструкции с текстами стихотворения и алгоритмическими предписаниями о ходе лабораторной работы); проверочная карточка для самоконтроля, ученические «Тетради-справочники», учебник «Русский язык. 8 класс»
Тип урока: урок освоения нового материала.
Девиз урока: «От творчества учителя - к творчеству ученика».
Ход урока:
Оргмомент. Сообщается тема, цель урока, делается запись темы лабораторной работы в «Тетради – справочнике».
II. Проведение инструктажа (знакомство с алгоритмом действий во время самостоятельной лабораторной работы по теме урока):
Карточка-инструкция:
Прочитай стихотворение, определи его тему (тема поэта и поэзии)
Н. Лаздан
***
Я не учёный.
Я поэт.
Поэзия – моя судьба
и сила.
Поэма, ода и сонет –
Вот лирики могучие светила.
Светить – задача мудреца.
Понятно всем, как
Дважды два – четыре.
Слагать стихи – нести свой крест Творца.
Поэт не Бог.
Он – светофор.
Регулировщик –
Лира…
Найди и выдели грамматические основы предложений (задание выполняется на листочках, на которых напечатаны тексты стихотворения).
Определи, какими частями речи выражены главные члены.
Сформулируй вывод о том, почему ставится или не ставится тире между подлежащими и сказуемыми, и оформи его в виде краткой, схематичной записи в таблице.
Прочитай материал § на стр. и заполни те графы таблицы, которые отмечены звёздочками.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Тире ставится | Примеры | Тире не ставится | Примеры |
1. |
| 1. |
|
2. |
| 2. |
|
3. |
| 3* |
|
4. |
|
|
|
5* |
|
|
|
Примечание: |
| Примечание: |
|
1. |
| 1. |
|
*Пример на данное положение правила в тексте отсутствует.
Примечание: слабые ученики могут сверять свои выводы с правилом по учебнику, а затем заполнять таблицу.
III. Самостоятельная работа с последующим самоконтролем.
В ходе работы учащиеся заполняют в «Тетради – справочнике» таблицу.
Проверочная карточка (выполняется на доске или проектируется на экран):
Тире ставится | Примеры | Тире не ставится | Примеры |
1.сущ.-сущ. | Поэзия – судьба. | 1.П.- личн.мест. | Я поэт. |
2.инф.-сущ.; сущ-инф. | Светить – задача мудреца. | 2. П. не +Ск. | Я не учёный. |
3.числит-числит. | Дважды два – четыре. | 3*П. ср..союз+Ск. |
|
4.инф – инф. | Слагать стихи – нести свой крест Творца. |
|
|
5*сущ-числ; числ-сущ. |
|
|
|
Примечание: |
| Примечание: |
|
1.П. – это (вот, значит) Ск. | Поэма, ода и сонет – вот лирики светила. | К п.1:если на личн.мест.падает логич.ударение, то тире может ставиться | Он – светофор. |
IV. Закрепление нового материала. Диктант «Проверяю себя».
Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от детства. Если человек не растеряет этот дар, то он – поэт или писатель. Ощущение жизни как непрерывной новизны – вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство.
(К.Г.Паустовский)
Работа над деформированными предложениями.
Пунктограмма «Тире между подлежащим и сказуемым» часто встречается в произведениях устного народного творчества (в пословицах и поговорках).
Задание: Спишите пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы, расставляя пропущенные знаки препинания.
Бедность не поро...
М..лчать потворств..вать злому делу.
Учен..е свет а неучен..е тьма.
Знания в юности это мудр..сть в старост...
Ж..знь как страшный сон.
Ж..знь прож..ть не лапти сплести. (Обратить внимание на последнюю пословицу: тире здесь ставится, так как не относится к дополнению «лапти», а не к сказуемому «сплести»).
V. Развитие речи. (Творческая работа выполняется обучающимися дома).
Вам предстоит написать сочинение-миниатюру на тему любой из указанных пословиц.
- Какой тип речи вы будете использовать в своём сочинении? (рассуждение).
- Какова композиция текста-рассуждения? (тезис-доказательства-вывод).
VI. Рефлексия.
Оценивается уровень усвоения изученного материала: ученикам предлагается ответить на вопросы из серии «Заморочки из бочки»:
И подлежащее, и сказуемое выражены одной и той же частью речи, а запятая не поставлена. Почему? (есть частица НЕ или сравнительный союз).
Подлежащее – личное местоимение, сказуемое – существительное, но тире между ними стоит. Почему? (логическое ударение падает на местоимение).
Подведение итога работы, запись Д/З: правило по учебнику, конспект по «Тетради- справочнику», сочинение – миниатюра (тема по выбору обучающегося).
Примечание: оцениваются все конспекты (таблицы), выставляется отметка за лабораторную работу каждому ученику, за сочинения-миниатюры выставляются только отличные и хорошие отметки.
Урок развития речи по русскому языку в 8 классе
«О скверном и святом»
Цель:
Показать, что представляет собой сквернословие как языковое явление (этимология, семантика, роль в языке).
Развивать умение дискутировать, аргументировать свою точку зрения.
Воспитывать речевую культуру учащихся, уважение к матери, собеседнику и самому себе.
Оборудование:
Сборник стихов Э. Асадова, раздаточный материал (тексты стихотворения Асадова «О скверном и святом»), запись темы и эпиграфа урока на доске.
Тип урока: урок-диспут.
До урока учащимся предлагается определиться с точкой зрения по вопросу, можно ли употреблять нецензурные выражения. В связи с этим класс делится на группы единомышленников.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Начать наше занятие мне хотелось бы с одной легенды о языке. (Пересказ легенды о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе
- Какой вывод можно сделать на основании данной легенды?
(Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете).
- Прав ли, на ваш взгляд, был Эзоп?
Данная легенда свидетельствует о том, что наш «великий, могучий русский язык» - явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое. Обращение к теме занятия – «О скверном и святом…»
- К какой категории слов относятся подобные слова? (антонимы)
В названии темы представлено сочетание лексически не сочетаемых, взаимоисключающих друг друга понятий: «святое» и «скверное». Занятие мы проведём в форме диспута или дискуссии, позволяющих высказывать и отстаивать противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу.
Предлагается выполнить следующее задание (для каждой группы):
- Разбейте тетрадный лист на 2 колонки. Запишите в 1 графе 10 слов, которые вы относите к категории «святых» (записать их в порядке уменьшения значимости); во 2 – 10 слов из разряда «скверных» (затем учащиеся оглашают списки слов).
- Почему вы спокойно перечисляли слова 1 группы и «стушевались», называя слова другой группы? (Неловко, неприлично употреблять подобные слова на уроке, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, ребята часто употребляют такую «сниженную» лексику, в т.ч. и нецензурную).
Звучит аудиозапись
Подобную речь мы часто слышим из уст героев современных телесериалов, исполнителей популярной музыки. Ну, а людей, подобных герою стихотворения А. Лысова «Дикарь», мы встречаем повсеместно. ( Подготовленное выразительное чтение стихотворения учеником).
Анатолий Лысов
Дикарь.
Я видел нынче дикаря Пусть лексикон дикарский пуст,-
И говорил с ним даже, Зато как речь цветиста:
Но, откровенно говоря, Что шаг, то мат слетает с уст
О нём всего не скажешь. Такого «шаг-матиста».
Сказать лишь можно, что с лица Дикарь на площади. Он рад
И не дикарь он вовсе: стать мастером особым,
Не носит он в носу кольца Чтоб сделать трёхэтажный мат
Монет в ушах не носит. Скабрёзным небоскрёбом.
Его одежду описать И дикарей вокруг щадят,
Словами можно тоже: Обходят стороною,
Он по одёжке, так сказать, Как будто речь на площадях
На всех на нас похожий. Должна стать площадною.
Но передать его язык А надо, что ни говори,
Поэт не правомочен: Пресечь их брань вначале –
В таком бы случае мой стих Пресечь, покуда дикари
Был сплошь из многоточий. Совсем не одичали!
Вы догадались: речь идёт
Опять про мат и матик,
Про речь, которую ведёт
Подобный «мате-матик».
Словарно-семантическая работа: подбор слов - синонимов к слову «скабрёзный» (неприличный, непристойный, нецензурный, матерный, скверный).
- Как относиться к тому, что «язык подонков и блатарей» грозит стать нормой?
- Каково отношение учащихся школы к нецензурной лексике? (Выступление учащегося с анализом анкетирования школьников по данной проблеме).
Дискуссия на тему: «Можно ли употреблять нецензурные выражения?»
Учащиеся представляют разные точки зрения по этому вопросу, аргументируют свои суждения:
Не стоит сквернословить, т.к. это показатель низкой культуры (50% учащихся)
Раз есть в русском языке нецензурные слова, значит, их можно употреблять (30%)
Сквернословить нельзя, т.к это великий грех (20 %).
- Чьи аргументы показались вам более убедительными?
- Чтобы понять и осмыслить сущность сквернословия как языкового явления, нам нужно обратиться к его истории, этимологии, исследованиям, которые есть в этой области.
Чтение и анализ стихотворения Э. Асадова «О скверном и святом».
Э.Асадов.
О скверном и святом.
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.
Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли подхватили
И понесли сквозь годы и века…
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идёт от слова «мать»,
Сквернейшее – от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
1970 г.
В названии стихотворения лежит такой художественный приём, как оксюморон – сочетание лексически не сочетаемых слов.
- Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: «самое святое», «сквернейшее»? («мать» - «мат»)
- Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова ).
- Что вызывает особый гнев поэта? (оскорбление имени и чести матерей)
- На каких исторических фактах оно базируется?
Лекция: «Из истории русского мата» .
Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» отмечал: «Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то, что это, бесспорно, самый сквернословный народ в целом мире,- и об этой противоположности, право, стоит хоть немножко подумать».
Что имеет в виду Достоевский, говоря о целомудренности русского народа?
Он отметил тем самым такую особенность разговорной речи: употребляя непристойные слова, говорящий не имеет в виду, в сущности, ничего плохого, непристойного, т.е. не связывает данные слова с конкретным их содержанием (матерщинные слова в основе своей имеют ярко выраженную сексуальную семантику).
Матерщина считается в принципе недопустимой для произнесения или написания – нецензурная лексика – даже и в том случае, когда она воспроизводится от чужого имени, как чужая речь, за которую говорящий или пишущий, вообще говоря, не может нести ответственности.
Вот как об этом говорится в первом духовном (церковном) стихе «Пьяница»:
Который человек хоть однажды
По матерну взбранится,
В шутках или не в шутках,
Господь почтёт за едино.
Разгадка подобного отношения к матерщине объясняется тем, что матерщина имела отчётливо выраженную культовую функцию в славянском язычестве.
Матерная ругань широко представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, сельскохозяйственных – т.е. в обрядах, связанных так или иначе с плодородием.
В древнерусской письменности – в условиях христианско-языческого двоемирия – матерщина закономерно рассматривается как черта бесовского поведения. Борьба с матерной руганью велась на Руси под знаком борьбы с язычеством. Матерщинник считался не христианином, а язычником.
В древнерусской литературе встречается мнение, что матерная брань – «то есть жидовское слово» – т.е. речь иноверца – человека иной веры: язычника, чужестранца.
Помимо языческой этимологии, существует также представление и о татарском происхождении матерной брани (появление целой группы нецензурных слов, сниженной лексики во время татаро-монгольского ига).
Для выяснения роли матерной брани в языческом культе особый интерес представляет поучение против матерщины – «Повесть святой отец о пользе душевной всем православным христианам», приписываемое Иоанну Златоусту, в котором говорится, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, «третья мать» – Мать-Земля:
-Не подобает православным христианом матерны лаяти. Понеже Мати Божия Пречистая Богородица… тою же Госпожою мы Сына Божия познахом…
-Другая мати, родная всякому человеку, тою мы свет познахом.
-Третия мати – земля, от нея же кормимся и питаемся и тьмы благих приемлем, по Божию велению к ней же паки возвращаемся, иже есть погребение.
В одном из вариантов этого поучения утверждается, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, которые, по-видимому, могли осмысляться как гнев земли: «…и за то Бог спущает казни, мор, кровопролитие, в воде потопление, многие беды и напасти, болезни и скорби».
В древнерусской литературе говорится о том, что матерная брань поносит не только и не столько мать собеседника, к которому обращено ругательство, но прежде всего – родную мать самого бранящегося. Так как по своему первоначальному смыслу матерная брань является не оскорблением, а скорее заклинанием, заклятием, проклятием. (обратиться к эпиграфу урока – словам Я. Козловского:
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.) Таким образом, слова «проклятие» и «заклинание» - слова однокоренные, говорящие о том, что творить добро или зло на земле можно и с помощью магии слова.
Отношение матерной брани к земле соотносится с культом мёртвых. Поскольку земля воспринимается как место обитания предков (родителей), культ земли связывается вообще с культом предков. Очень характерно убеждение, например, что матерщина тревожит покоящихся в земле «родителей».
В древнерусских текстах подчёркивается, что матерная брань, оскорбляя родителей говорящего, оскорбляет тем самым и его самого как представителя и продолжателя рода.
Подведение итогов занятия.
Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе. Нужно помнить, что язык – «это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное». (Л.И. Скворцов).
Чтение учителем стихотворения «Слова» (автор не известен)
Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава –
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой, с собою нету слада,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слёзы, -
Горькие слова, слова – полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!
- Давайте дарить букеты из мудрых, добрых слов! Спасибо всем за работу.
Домашнее задание: изложить в письменном виде свою систему борьбы с нецензурной бранью на разных уровнях, включая государственный.
Нестандартные заключительные уроки русского языка.
Лингвистический турнир «Своя игра». 8-9 классы. (2 часа).
Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать изученный программный материал по русскому языку за курс основной школы, повторить основные разделы лингвистики; прививать интерес к родному языку, развивать творческие способности обучающихся.
Условия игры.
В игре участвуют 6 человек. Остальные – болельщики.
Игра состоит из 3 раундов. В 1 раунде играет 6 учеников. Во втором раунде – 3 ученика, в 3 раунде – 2. Перед началом игры у каждого игрока по 50 очков. За правильный ответ очки приплюсовываются, за неправильный – вычитаются.
Оформление класса.
Школьная доска расчерчена по разделам, указана стоимость вопросов.
Игровые места – 3 школьные парты для участников; стулья для болельщиков.
Выставка книг, справочной литературы, использованной при подготовке материала к игре.
Раздаточный материал, сигнальные карточки, листочки.
Декорации для инсценировки лингвистических миниатюр.
Первый раунд.
ЛЕКСИКА
10 – Слова одной и той же части речи, близкие по лексическому значению (синонимы).
20 -Она бывает длинная, густая, русая, или острая, блестящая, или песчаная, узкая (коса).
30 – Какое свойство русской лексики использует автор в стих.:
Вечером девочка Мила
В садике клумбу разбила.
Брат её, мальчик Иван,
Тоже разбил …стакан. (многозначность слова).
40 – Словарный запас одного человека (лексикон).
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
10 – Говорят: «Приставки пра- не бывает». А ведь бывает же! Приведите пример. (прадед)
20- Как правильно: придавать или предавать? (оба варианта правильны)
30 – Перечислите способы образования слов в русском языке ( приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход слова из одной части речи в другую).
40 – Расшифровать аббревиатуры (по 10 за каждое слово):
ООН, МГП, ТГПУ, МЧС (Организация Объединённых Наций, Международное гуманитарное право, Томский государственный педагогический университет, Министерство чрезвычайных ситуаций).
ФОНЕТИКА
10 – Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков (день)
20 – Являются ли родственными слова: фонетика и телефон? (этимологически – да: греч. «фоно» - звук)
30 –С каким языковым явлением сталкиваемся при подборе однокоренных слов к слову «друг»? (чередование г//ж//з)
40- С какого звука не могут начинаться слова в русском языке? (ы)
ФРАЗЕОЛОГИЯ
10 – Вспомните фразеологический оборот со значением «молчать» (держать язык за зубами, воды в рот набрать)
20- О чём идёт речь: не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не бельё, а их развешивают? (уши)
30- Каково происхождение выражения «как пить дать»? (По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение в значении «точно, несомненно».)
40 – «от аза до ижицы» - устаревший фразеологизм (до 1918 г., до реформы азбуки). Назовите его современный аналог. («от а до я»)
МОРФОЛОГИЯ
10 – Какого рода существительное «тюль»? (м.р.)
20 – Назовите неизменяемые части речи. (Наречие, деепричастие, союз, частица, предлог)
30 – Эту часть речи В.И. Даль охарактеризовал следующим образом: «… - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного». Что это за часть речи? (причастие)
40 – Роман Л.Н. Толстого, в названии которого – существительные-антонимы. Назовите это произведение. («Война и мир»)
СЛОВАРИ
10 – Чем знаменит В.И. Даль? (Автор словаря «Толковый словарь живого великорусского языка», более 200 000 слов)
20 – Что можно узнать в этимологическом словаре? (о происхождении слов)
30 – Какой школьный словарь содержит информацию о правописании слов? (орфографический)
40 – Назовите известные вам виды лингвистических словарей. (За каждый вид – 10 очков). – Задание выполняют все участники на листочках.
Лингвистическая миниатюра (обучающимися из числа болельщиков разыгрывается сценка)
Второй раунд
СИНТАКСИС СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
20 – Продолжите фразу – определение: «Словосочетание – это…» (сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически).
40 – Как определить в словосочетании главное слово? (задать вопрос)
60 – Определите тип и грамматическое значение словосочетания: вязаный шарфик. («прил. +сущ.», ГЗ – предмет и его признак)
80 – Перечислите основные способы связи слов в словосочетании. (согласование, управление, примыкание)
СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
20 – Привести пример нераспространённого простого предложения. (Идёт урок.)
40 – Чем отличаются предложения: Рассвет. Рассвело. (1 – назывное, 2 – безличное)
60 – Найдите подлежащее в предложении: Юннаты, оберегайте птиц! (нет подлежащего)
80 – Предикативность – это 1 из главных признаков предложения. Подберите синоним к слову «предикативная» основа. (грамматическая)
ПУНКТУАЦИЯ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
20 – На конце простого предложения могут стоять сразу два знака препинания. Какие это знаки? (?! Или!.. или ?..)
40 – Когда деепричастный оборот не выделяется на письме запятыми? (фразеологизм)
60 – Когда не обособляется определение, выраженное причастным оборотом? (если стоит перед определяемым словом)
80 – Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (сущ. – сущ., сущ.- н. ф. гл., н. ф. гл. – сущ., числ. – числ., числ. – сущ., сущ. – числ., н.ф. гл. – н. ф. гл.)
СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
20 – Чем отличается сложное предложение от простого? (наличием 2 и более основ)
40 – Какие знаки препинания ставятся между частями сложного предложения? (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)
60 – В чём особенность предложения: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше», - писал М. Горький. ( предложение с прямой речью)
80 – Нужна ли запятая перед союзом И? Почему?
Её провожают берёзы и ясень встречает в пути. (Запятая не ставится, т.к. есть общий член предложения ЕЁ)
ОРФОГРАФИЯ
20 – Почему в слове «юный» одна Н, а слове «юннат» -НН? (юннат – сложное слово: юный натуралист)
40 – Как пишется слово «сп..ртакиада»: с О или с А? (с А: г. Спарта)
60 – Нужен ли мягкий знак в слове «плач(ь)»? (да, если это глагол; нет, если это существительное)
80 – Выбрать правильный вариант написания слова (все выполняют по карточке задание): военачальник, военоначальник, военноначальник. (военачальник)
СТИЛИСТИКА
20 – Найдите ошибку в предложении: Когда я кушаю, я говорю и слушаю. ( В книге К.И. Чуковского «Живой как жизнь» есть интересная информация о глаголе «кушать». При подлежащем Я глагол кушаю лучше не употреблять, т.к. это считается недостатком воспитания и говорит о нескромности человека.)
40 – Почему предложение звучит двусмысленно?
Сергей подарил другу щенка, и он был очень доволен. (Сергей, друг, щенок?) (Неуместное использование личного местоимения ОН)
60 – Перечислите основные стили русского языка. (разговорный, книжные: научный, художественный, публицистический, официально-деловой).
80 – Почему данное предложение было помещено в рубрике «Нарочно не придумаешь»?
Подъезжая к дому, у меня слетела шляпа. (Комична ситуация, представленная в предложении, вследствие неправильного употребления деепричастного оборота).
Лингвистическая миниатюра (обучающимися из числа болельщиков сценка разыгрывается)
ТРЕТИЙ РАУНД
2 участника должны ответить на один и тот же вопрос: Как называется наука о языке? (лингвистика) +20 очков за правильный ответ.
Подведение итогов. Награждение победителей и участников.
9.Результативность использования нетрадиционных методов работы
Нетрадиционные формы урока - одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов. Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения: положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.
Данные уроки позволили развить у учащихся творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Значительно повысился интерес учащихся к изучаемому предмету, науке. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.
Интерес к работе был вызван и необычной формой проведения урока. Такие занятия позволили шире вводить элементы занимательности. Исходя их наблюдений и результатов анкетирования, можно сделать вывод, что перегрузка учащихся снизилась.
Мною были проведены такие нетрадиционные уроки, как урок – диспут, урок – эстафета, урок – деловая игра, урок – путешествие, урок – КВН и другие. Учащиеся выступали и как объекты, и как субъекты учебной деятельности: готовили индивидуальные сообщения, участвовали в роли литературных героев.
Благодаря нетрадиционным формам проведения уроков русского языка уровень знаний учащихся повысился. (2011 учебный год качество знаний 52%, 2013 учебный год качество знаний 61%). Ребята с большим интересом принимаются за самостоятельные творческие поиски (создают презентации, творческие проекты). Они с удовольствием участвуют в школьных и городских олимпиадах (Жуковская Юлия – призёр всероссийской олимпиады на муниципальном уровне), в конкурсах чтецов (Клевцова Карина – победитель муниципального конкурса чтецов «Читаем о Родине нашей»). С каждым годом увеличивается количество участников международного конкурса орфографической грамотности “Грамотей-марафон” (2011 год – 7 учащихся, 2012 год – 14 учащихся). Ребята активно принимают участие в международных предметных чемпионатах, в конкурсах сочинений (Победители городского конкурса сочинений «Письмо ветерану» - Мельников Павел, Чернухина Анастасия).
Положительные результаты подтверждают необходимость использования нетрадиционных форм на уроках русского языка.
Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы. Нетрадиционные формы важно применять на уроках русского языка при изучении морфологии, потому что умелое их применение побуждает к активной учебной деятельности, вызывает массу положительных эмоций, способствует формированию мотивации учения школьников. Именно на таких уроках детям особенно интересно. На фоне положительных эмоций детьми лучше усваивается учебный материал, работоспособность учащихся значительно повышается. На нетрадиционных уроках удаётся заставить работать каждого ребёнка. Сформированность положительной мотивации учения школьников, повышение активности на уроке, познавательной деятельности определялась тем, что нами использовались дидактические игры на уроках, разнообразные задания на развитие мышления и памяти, активное восприятие детей пробуждала применяемая на уроке наглядность. Также большую роль играли кроссворды, загадки, используемые на уроках, методы поощрения детей.
Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Нетрадиционные уроки способствуют формированию мотивации учения, выступают средством повышения интереса и активности младших школьников; нетрадиционные уроки отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.
Результаты опроса учеников
Уроки русского языка становятся интереснее, если в них включены нестандартные задания
6 класс
75%учеников
25% учеников
9 класс
68% учеников
32% учеников
11 класс
64% учеников
32% учеников
Да. Уроки русского языка становятся интереснее, если в них включены нестандартные задания.
Нет. Ничего не изменилось.
10.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование инновационных педагогических технологий: технологии развития критического мышления, игровых технологий, проектного и исследовательского метода, групповой работы, проблемного обучения, здоровье сберегающих технологий и других – позволяет превратить обычные уроки русского языка в необычные.
При подготовке и проведении необычных (нестандартных, нетрадиционных) уроков следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при условиях, если учитель:
Нестандартный урок принимает в качестве одного из ведущих средств обучения;
Хорошо владеет методикой (технологией) проведения нетрадиционных уроков;
Умело использует нетрадиционные и традиционные формы работы;
Владеет способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;
Включает нестандартные уроки в систему своей работы.