СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО воспитателей: "Духовно - нравственное воспитание младших школьников".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на МО воспитателей: "Духовно - нравственное воспитание младших школьников"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО воспитателей: "Духовно - нравственное воспитание младших школьников".»


Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.

Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или  умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить как о проблемах духовно-нравственном воспитании, так и о колоссальной работе воспитателей младшей школе.

Духовно-нравственное воспитание школьников включает в себя развитие в сфере личностных, общественных и государственных отношений.

Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания.

Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций, когда дети не задумываясь говорят о том, что они хотят стать банкирами, миллионерами, пиратами и т.д.

В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными.  Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях очень небольшой процент детей.

Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние наших воспитанников, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах мы можем никакого результата не получить.

А теперь хотелось бы рассказать , о том какая работа ведется в моей группе по духовно-нравственному воспитанию.

В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных (человеческих) отношений между детьми.

По этому поводу мы с детьми постоянно проводим работу. Дети в классе разные, из разных социальных групп. Например, Банникова Е.- девочка из социально-неблагополучной семьи. Естественно многого у нее не в таком количестве как у других детей. Во- первых вместе с учителем мы стараемся следить, чтобы не было притеснений в ее адрес, во-вторых стараемся наоборот всячески способствовать тому, чтобы дети делились, не были единоличниками, не осуждали. Беседы на эту тему проводятся регулярно и это касается всех детей, без исключения. К сожалению, дети в моей группе достаточно эгоистичны. Это объясняется тем, что каждый из них находится один в семье, излюбленные родителями. Например Мальцев М. –ребенок, который совершенно не знает слово НЕТ. Всегда и во всем старается делать так как ему удобно. Но могу сказать, что небольшой скачок все таки произошел в этом году. Если раньше он отбирал все булочки в столовой у детей и считал, что это правильно, то сейчас он их берет только по разрешению, даже могу отметить, что он стал делиться с другими детьми даже своими продуктами.

Следующий аспект в воспитательной работе, который я применяю это –патриотическое воспитание личности. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Во-первых по этому поводу проводятся беседы с детьми, воспитательские часы. У детей я стараюсь вызывать гордость за свою страну, часто объясняю на самоподготовке какой-то материал связанный с гражданственностью, привожу примеры. А также в этом году я провожу кружок «модульного оригами». Он построен по хронологии приближающихся праздников. Естественно многие праздники связаны с каким-то символом, который указывает на данное событие. Например звезда к дню защитника отечества. Перед началом изготовления мы проводим вводное занятие, на котором мы с детьми выясняем, откуда взялся тот или иной символ и что с ним связано.

Еще немаловажно при воспитании личности – работа с родителями. Ежедневно я встречаюсь с родителями. Стараюсь проводить воспитательную работу вместе с ними, насколько это возможно. Прихожу на родительские собрания. Конечно, от них тоже многое зависит.

В своей воспитательной работе я постоянно пытаюсь найти новые подходы для того, чтобы у детей появились правильные духовно-нравственные представления. В моей группе недостаточно словесно говорить о таких важных вещах.

Перед сном я стараюсь детям читать сказки. Современные сказки стараюсь не применять. На мой взгляд, они наоборот травмируют психику ребенка. Чаще выбираю те сказки, где герои переживают какие-то потери, трагические события. Дети становятся более чувствительнее, милосерднее, добрее. Например, у Марка после прочтения сказок даже наворачиваются слезы. Это уже давно вошло в традицию нашей группы.

Также просмотр мультфильмов и сказок я стараюсь тщательно отбирать. Большее предпочтение отдается сказкам. Они, на мой взгляд, вызывают больше душевных качеств.

На мой взгляд, детям нужно создавать ситуации, когда они могут почувствовать чужие проблемы, чужую боль, чужие переживания. Многие дети сейчас живут опосредованно, считая, что чужие проблемы их не касаются, главное, что у них все хорошо. А когда в их жизни появляются трудности они не могут достойно их воспринимать. Я считаю, что детям нужно стараться приводить примеры, показывать какой видео-материал где дети могли воспринимать информацию душевнее. Например, если показать ребенку кусочек хлеба, который выдавали детям на войне, то, наверное, они более красочно представят произошедши там события.

Завершить свое выступление я хотела бы словами В .Даля «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника». Конечно же наши дети отражают во многом нас поэтому нужно стараться самим соответствовать тем требованиям, которые мы предъявляем детям.