СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на районном семинаре заместителей директора по ВР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Классный руководитель и семья как институт воспитания».

 

Корягина Елена Валерьевна,

 учитель математики,

 МОУ средняя общеобразовательная школа №11

 поселок Большие Дворы

 Павлово-Посадского муниципального района.

Школа сегодня является главным нравственным оплотом общества, а важнейшим гарантом благосостояния и обновления нашего Отечества становится воспитание того поколения, что сидит сегодня за ученической партой. Одним из ведущих направлений работы школы является создание воспитательной системы гуманистического типа. Это качественно новое состояние школы как целостного социально-педагогического комплекса, создающего условия развития и самореализации воспитанника. В этом процессе принимают участие и учителя, и родители, и окружающая среда (социум).  Семья и школа- это союзники, а не конкуренты. Пусть они всегда идут навстречу друг другу. Общими усилиями мы пытаемся в школе создать целостную систему работы с родителями.

 

  1. Технологии семейного воспитания

 Человек, как представитель животного мира, имеет врожденные, генетические механизмы (Инстинкты) родительского и, в частности, воспитательского поведения, результатом чего является воспроизводство новыми поколениями социальных отношений. Естественная среда, созданная природой для воспитания детей – это семья.

В современном обществе преобладает моногамная супружеская, нуклеарная семья (только родители и их дети).

Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием,  ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу.

  В семье проходит важнейший период развития человека – детство (от 0 до 18 лет), она – та среда, в которой происходит первичная социализация ребенка, формируется и воспитывается будущий член общества. В детстве закладываются основы личности, физического, нравственного и духовного здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и приятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируются характер и интеллект, вырабатываются привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества.

Семья имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами структуру, в рамках которой ее членов – детей, родителей, бабушек, дедушек – объединяет многообразие отношений (между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д.), а также жизненное пространство, совместное деятельность, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга, праздники, увлечения.

Все эти процессы, взаимодействия и взаимовлияния членов семьи друг на друга имеют в основном случайный, стихийный, ситуативный характер и составляют среду, в которой происходит социализация ребенка. В этой социализирующей семейной среде есть и сознательные, целенаправленные компоненты, представляющие собой собственно воспитание, хотя выделить их отдельно чрезвычайно трудно!

 Поэтому, под семейным воспитанием понимается вся совокупность целенаправленных воспитательных и неуправляемых социализирующих воздействий на ребенка, которая осуществляется в условиях семьи.

        По существующему законодательству о семье:

  1. родители несут ответственность за воспитание детей;
  2. родители имеют право воспитывать и обучать детей своих детей вплоть до получения ими среднего образования.

    

Целевые ориентации семейного воспитания.

Цель семейного воспитания выражает то, чем должен стать ребенок к 18 годам. В наиболее общем виде все родители хотят видеть своего ребенка ХОРОШИМ ЧЕЛОВЕКОМ. Различные вариации этой общей цели связаны с уровнем ее осознания субъектами воспитания и различными сословными, региональными и прочими условиями.

            В отдаленной перспективе все родители хотят видеть своего ребенка:

  1. здоровым
  2. образованным (умным)
  3. воспитанным (порядочным, уважительным, честным, человечным)
  4. подготовленным к жизни (семейственным, хозяйственным)

 

Действующие в текущей семей обстановке цели воспитания могут быть весьма различными по спектру, содержанию и характеру.

Так спектр целей семейного воспитания предполагает:

  1. привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения;
  2. в подростковом возрасте – физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие;
  3. в старшем школьном – культивирование отдельных способностей (в каких – либо видах спорта, отрасли знания), подготовку к определенной профессии или деятельности.

По содержанию текущие цели могут быть сугубо интеллектуальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими.

Характер целей семейного воспитания необязательно соответствует общественно одобряемым установкам (в семье, например, могут сознательно воспитывать индивидуализм, жестокость, нетерпимость  и т.п.) Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы. Основы всего этого закладываются в семье.

Семья для ребенка – это место его рождения и становления. В жизнедеятельности современной семьи первостепенное значение приобретают функции, связанные с общением, взаимопомощью, эмоциональными отношениями супругов, родителей и детей. Создание условий для всестороннего развития личности и счастья каждого из супругов, эмоциональная поддержка престарелых родителей и в случае необходимости уход за ними, воспитание  детей и подростков, основанное на любви и доверии между родителями и детьми – таковы основные требования, предъявляемые обществом к семье.

Каковы же условия успешного семейного воспитания?

Успешность семейного воспитания проявляется в индивидуальном развитии ребенка:

  • его физической культуры;
  • культуры общения с близкими людьми;
  • культуры домохозяйства и быта;
  • культуры труда и досуга;
  • культуры адекватного и полоролевого поведения;
  • культуры общения;
  • культуры самоорганизации

  Успешное становление личности ребенка в семье достигается, если родители:

1. последовательно удовлетворяют базовые потребности ребенка. По мнению американского психолога Маслоу это

  • физиологические потребности – в пище, тепле, движениях, жилище, отдыхе;
  • в безопасности своего существования, в постоянстве, порядке;
  • в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе;
  • в уважении и в признании со стороны значимых для лиц, в позитивной самооценке;
  • в осуществлении своих способностей и талантов, творческих потенций, воплощений «себя»;
  1.  помогают ребенку сохранять душевное равновесие, бодрость духа, ритм активной жизни, оберегают от стрессов;
  2. внимательно относятся к тем мыслям, радостям и тревогам, которыми ребенок хочет поделиться с ними;
  3. находят в себе силы уважать ребенка и его достоинство, несмотря ни на что, не позволяют себе жестоких слов и грубых действий в отношении ребенка, всегда способны найти в нем, то, за сто стоит похвалить, сказать слова любви и признания;
  4. признают право ребенка на самостоятельный          выбор, самостоятельное решение, самостоятельные действия;
  5. помогают ему, насколько это возможно, стать счастливым от его собственных достижений в жизни, в деятельности, в общении с людьми.

Педагогическое мастерство родителей сходно с деятельностью педагога.

           Педагогическое мастерство родителей – это комплекс существенных характеристик воспитателя, позволяющих в любой ситуации воспитания чувствовать в себя готовым к решению создавшихся проблем, обеспечивающих выбор и реализацию оптимальных способов разрешения возникающих противоречий.

В структуре педагогического мастерства ученые выделяют следующие компоненты:

  1. направленность;
  2. специальные знания;
  3. педагогическая техника.

Направленность – .это система устойчиво доминирующих мотивов, определяющих действия и поступки человека. Ведущий мотив родителей – это любовь к ребенку. Сложность родительской позиции в том, что она двойственна!

Во-первых, это определенный отказ от себя, собственных амбиций, настроений, самогрпаничение;

Во-вторых, это ограничение ребенка, регуляция его потребностей, запросов, интересов.

Специальные знания – это психологические и педагогические знания и общая эрудиция рожителей, их умение стать надежным проводником в мире знаний и человеческих отношений. Еще К.Г. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту способность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденные способность и умение, то есть навык,  но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания…»

Педагогическая техника. Для семейного воспитания большое значение имеют следующие педагогические способности:

  • чувствительность к растущему ребенку как формирующейся личности;
  • обладание коммуникативной способностью, предусматривающей расположение к людям, доброжелательность, обеспечивающее успешную реализацию внутреннего созвучия мыслей и эмоций во взаимодейтсвии с ребенком;
  • интуиция;
  • наблюдательность и внимание
  • диагностические и прогностические способности;
  • способность к режиссуре, к активному воздействию на другого человека;
  • развитие личностных качеств: внимания, воображения, логического мышления.

   

Императивы гуманного семейного воспитания.

  • Не применять к ребенку насилия, даже из добрых, заботливых побуждений.
  • Не срывать зло на ребенке!
  • Не бить ребенка!
  • Не лгать ребенку!
  • Не запугивать ребенка!
  • Не разочаровывать ребенка в жизни!
  • Не назидать! Занудные нотации "растачивание мозгов" - самое беспомощное оружие воспитателя.
  • Не считать ребенка виноватым (ребенок хорош, плох его поступок);
  • Не ограничивать понапрасну!
  • Не бояться активности ребенка, не удерживать его в том, что ему интересно, что ему в радость.
  • Не захваливать, не превозносить, не сюсюкать с ребенком, не потакать ему, не играть с ним в детство, а жить настоящей жизнью!
  • Не говорить ребенку (ни в шутку, ни всерьез) "Я тебя не люблю", "Я тебя брошу, обменяю или сдам в интернат"!
  • Не привлекать ребенка для разрешения семейных конфликтов.
  • Не потешаться над ребенком, и не выставлять его на посмешище.
  • Не вешать на ребенка отрицательные ярлыки, ни в коем случае не говорить: "Ты лентяй", "Ты злой", "Ты врунишка".
  • Не нарушать данных ребенку обещаний!!!

 

Рассмотрение воспитательной деятельности родителей будет неполным, если не затронуть степень участия отца и матери в воспитании детей. В одном исследовании родителям был задан вопрос: "На ком лежит основная забота по воспитанию детей в Вашей семье?" Ответы отцов и матерей на этот вопрос сгруппировались следующим образом:

На матери - 51%  На отце и матери в равной степени - 43% На отце - 5% На других членах семьи - 1 %.

Результаты далеко не в пользу мужчин! Раньше в семье воспитание детей являлось обязанностью женщин: матерей и бабушек. В ноябре 2006 года родители и учителя стали участниками районной родительской конференции в рамках районных Рождественских чтений. С большим вниманием были выслушаны выступления Священнослужителей и педагогов. как Великая Троица в Христианстве, в природе человека можно увидеть три ипостаси: мать, отец, дитя. Православная педагогика отводит важнейшую роль в воспитании детей матери. Мать должна пользоваться в семье незыблемым авторитетом, поддержкой и защитой. Теперь семья стала другой. И то, что в 43% семей воспитанием примерно в равной степени являются отцы и матери, тоже является внушительным подтверждением коренного преобразования семьи. Вместе с ним это свидетельствует и об изменениях в перераспределении воспитательных функций. Ведь отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении детей. Но основная забота по воспитанию детей лежит на матери, а отцам принадлежит второстепенная роль.

Причин тут, несомненно, много. К сожалению, все еще бытует мнение, будто семейное воспитание - дело женское. Мнение глубоко ошибочное. Хорошее мужское влияние на детей, также необходимо, как и женское. Без него семейное воспитание является ущербным! Недаром понятие "бозотцовщина" исстари вкладывается очень горький смысл.

Отказ от забот по воспитанию не проходит даром и для самих отцов. У таких отцов беднеют чувства, пробуждается черствость, сужается круг интересов, слабеет чувство долга перед семьей, растет равнодушие к близким людям! Активному участию отца в воспитании порой мешают предрассудок. будто мальчишке необходимо главным образом мужское влияние, а девочке - женское. Между тем дети, независимо от пола, нуждаются в хорошем влиянии обоих родителей.

Ученые провели исследование. Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, они обнаружили, что даже некомпетентный, часто невнимательный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие папы отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к агрессивности и жестокости.

Итак, мы видим, что роль отца в воспитании ребенка очень велика.

      А как же меняется роль родителей в воспитании детей в младшем, среднем и старшем звене?

Мы провели опрос классных руководителей нашей школы и учителей и получили  следующий результат:

в начальной школе - школу посещают, интересуются жизнью детей через классного руководителя (учителя начальных классов) - 97% родителей;

в 5-8 классах - 56% родителей;

в 9-11 классах от 15 до 20% родителей, к 11 классу все меньше и меньше родителей.

      В начальной школе учитель совместно с родителями занимается организацией досуга, расширением кругозора детей через совместные экскурсии, прогулки, чтение книг, заботится о физическом развитии и соблюдении режима дня.

      В 5 классе родители очень волнуются за переходный период в жизни детей, когда они уходят от одного учителя и встречают 10 других педагогов. Также проявляют заботу и внимание как к детям, так и к школе. Но ребенок растет, стремится к самостоятельности, и в 6-8 классах происходит ослабление влияния родителей на детей. Снижается % посещения родителями родительских собраний, конференций, праздников, и родители перекладывают часть функций воспитания на плечи педагогов.

      В 9-11 классах возраст детей 14-16 лет, наступает тот самый трудный переходный период, когда дети хотят вырваться из-под родительского крыла, становятся самостоятельными, появляются проблемы во взаимоотношениях со взрослыми. И если родители становятся большими друзьями со своими детьми, которые идут к ним за советом, за помощью. Это большая победа!

      На всех этапах обучения ребенка в школе большую помощь в семейном воспитании оказывают бабушки и дедушки, порой выполняя обязанности родителей.

      Рассмотрим типы семей и семейных отношений:

Типы семей классифицируются

  • по количеству детей: многодетная

                                                   малодетная

                                                   однодетная

                                                   бездетная

  • по составу: однопоколенная (только супруги)

                                двухпоколенная (родители и дети)

                                межпоколенная (дети, родители , родители родителей)

                                неполная (только 1 из родителей воспитывает ребенка)

                                внебрачная (мать воспитывает ребенка, не зарегистрировав брачные отношения с его отцом)

 

    В педагогике рассматривается классификация семей и по характеру взаимоотношений. В этом случает Юрий Азаров делит семьи на три типа:

  • идеальная
  • средняя
  • негативная или скандально-раздражительная

     Исследователь М.И. Буянов называет следующие типы семей:

  • согласованные гармоничные;
  • урегулированные, компромиссные;
  • неустойчивые, но в целом положительные;
  • урегулированные с низкой общественной направленностью;
  • внешне благопристойные, но внутренне неблагополучные при  низкой направленности членов семьи
  • резко конфликтные
  • неполные семьи

     У педагогов - практиков деление семей принято на "неблагополучные" и "благопролучные". Их признаки таковы:

в благополучной семье оба родителя работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, успешно решают вопросы воспитания детей;

в формально благополучной семье - благополучие нередко носит видимый характер и определяется лишь анкетными данными, семья не занимается воспитанием детей;

в неблагополучных семьях явно просматриваются дефекты воспитания - постоянные окрики, наказание детей. Этот создает надлом в душе ребенка, делает его ущербным, он не может найти свое место в семье, а потом и в жизни.

Рождается новый тип семей "новых русских" - высокообеспеченных и сверхобеспеченных.  Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в семейных отношениях и в воспитании детей.

      А вот в корректировке воспитательного влияния на ребенка нуждаются не только так называемые неблагополучные семьи, но и множество самых обычных, внешне благополучных семей. Здесь можно выделить самые разные варианты намечающегося неблагополучия:

1. Семья однодетная может сформировать и "балованное дитя" с безудержно растущими потребностями и конфликтными отношениями с обществом, и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого, желающего как можно быстрее вырваться из гиперопеки родителей.

2. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным поведением - если родители заняты постоянным добыванием средств к  существованию "накормить - одеть - обуть", в воспитание детей пущено на самотек!

3.Семья с низким материальным обеспечением может стать фактором неблагополучия ребенка, ели в ней происходит лишение детей многого необходимого в удовлетворении материальных и духовных потребностей (тормозится развитие детей), допущение, а иногда и стимулирование безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семью доход.

4. Семья неполная из-за недостатка материнского или отцовского влияния может породить маскулинизацию девочек и феминизацию мальчиков.

5. Семьи с повышенной конфликтностью между членами семьи могут стать фактором ухода ребенка из-под благотворного влияния семьи.

6. Семьи, допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы - и часто в асоциальных и антисоциальных компаниях сверстников.

7. Семьи с жестоким обращением с детьми.

8. Семьи, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им только материальные условия существования. Такая ситуация не может не сказаться на нравственном развитии детей.

     Если своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия усилиями школы, то позже придется иметь дело с детьми девиантного поведения.

Изучив  методику работы Н.Е Щурковой, в своей работе мы используем  следующие  принципы взаимодействия школы и семьи:           

1.«Соглашение»- это договорённость двух сторон об основах организации школьной жизнедеятельности детей и об условиях взаимоотношений этих двух сторон, а также о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу в сфере обоюдной заботы о возможно максимальном развитии ребёнка.

2.«Сопряжение» - согласное установление взаимосвязи двух разных сфер жизни ребёнка, через определение их функций содействия наилучшим достижения ребёнка в его физическом и духовном развитии, так чтобы действия одного партнёра сопровождались обязательно соответствующими действиями другого.

3.«Сопереживание» - это взаимное выражение отношения к происходящему в жизни семьи и школы, выявляющее взаимное уважение и взаимную расположенность этих партнёров, организующих жизнедеятельность ребёнка.

4.«Cопричастность» - это проявления взаимного заинтересованного отношения к жизнедеятельности ребёнка в семейной и школьной сферах его жизни во имя практического создания наилучших условий для его развития.

5.«Содеянность» - реальное свершение обоюдных практических действий, способствующих «здесь и сейчас» повышению условий жизнедеятельности развивающегося ребёнка.

Характер взаимодействия педагогов с семьёй зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к школе, по-разному видят свою роль в организации воспитательной работы в школе, по-разному воспитывают ребёнка в семье. Поэтому необходимо дифференцированно строить работу с семьёй. Обобщив весь опыт работы коллектива,  в школе была создана программа «Семья», основной целью которой является организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!