СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление - Почему болит голова

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему болит голова? Ответ на этот вопрос не столь прост, как может показаться на первый взгляд, хотя сама жизнь задаёт его педагогам, родителям, да и школьникам тоже, чуть ли не каждый день. Наблюдения показывают: примерно 70 человек из 100 жалуются на головную боль. По определению учёных, головная боль – это болевые ощущения в области черепа, возникающие вследствие раздражающего действия какого-либо патологического фактора на расположенные в полости черепа нервные волокна и их окончания, воспринимающие болевые импульсы. А таких факторов, естественно, превеликое множество. Одних только...

Просмотр содержимого документа
«Выступление - Почему болит голова»

ПОЧЕМУ БОЛИТ ГОЛОВА?


Почему болит голова? Ответ на этот вопрос не столь прост, как может показаться на первый взгляд, хотя сама жизнь задаёт его педагогам, родителям, да и школьникам тоже, чуть ли не каждый день. Наблюдения показывают: примерно 70 человек из 100 жалуются на головную боль. По определению учёных, головная боль – это болевые ощущения в области черепа, возникающие вследствие раздражающего действия какого-либо патологического фактора на расположенные в полости черепа нервные волокна и их окончания, воспринимающие болевые импульсы. А таких факторов, естественно, превеликое множество. Одних только инфекционных и других всевозможных болезней, сопровождающихся головной болью, в мире насчитывается несколько тысяч. Нередко учащиеся жалуются на головную боль в конце урока, особенно если он последний. Известно, что нервная система, и в первую очередь головной мозг, очень тонко реагирует на нехватку свежего воздуха, кислорода. Вот почему нужно добиваться, чтобы проветривание классов, жилых помещений, в частности тех, где выполняются домашние задания, прочно вошло в привычку учащихся. Проветривание спальни перед сном также должно стать правилом. Частой причиной головной боли у старшеклассников является курение: ядовитые вещества табака «отравляют» нервные клетки, кроме того, в результате курения затруднятся доставка кислорода к головному мозгу, что значительно снижает его работоспособность. Это же относится и к употреблению спиртных напитков. Следует обратить внимание и на боль описываемой под названием «головная боль от напряжения». Это очень распространенная форма боли, и её хотя бы раз в жизни испытал почти каждый человек после напряженной умственной работы. Такое состояние может наблюдаться у учащихся в период подготовки к экзаменам. Нервное напряжение приводит к гипертонии сосудов головы, которая вследствие перенапряжения сосудов сменяется гипотонией; в результате возникает головная боль. В таких случаях нужен отдых, лучше активный и на свежем воздухе. Любопытной разновидностью является психогенная головная боль (часто непродолжительная, но труднопереносимая), возникающая в результате напряжения внимания. Психогенная головная боль не связана со зрительным напряжением и может наблюдаться даже у слепых. Она не зависит и от умственного переутомления (может появиться и в самом начале работы, например чтения) и исчезает только после прекращения интеллектуального усилия. Чаше всего школьники испытывают её во время выполнения контрольной работы или при опросе. (Иногда такая головная боль развивается при изучении необходимого предмета.) Примечательно, что у лентяев имеется стойкий иммунитет к головной боли, связанной с напряжением внимания. Тем самым подчёркивается значение особенностей личности (помимо определенной ситуации) в её происхождении. По мнению ряда учёных, психогенная головная боль является символом чисто субъективным. Напряжение лобных, височных и затылочных мышц, натягивающих сухожильный шлем головы, может быть ещё одной из причин головной боли. Впечатление создаётся такое, будто голова стянута тугой повязкой, обручем или на неё надета каска. Напряжение мышц головы возникает от различных причин. В последнее время всё чаще прослеживается связь этого явления с внутренним напряжением или физическим переутомлением (например, перетренировкой). Эмоциональное напряжение сопровождается, как известно, усиленной циркуляцией в крови катехаломинов, веществ, которые повышают активность нервной системы, ведающей не только психическими процессами, но и мышечным тонусом. Но почему же болит голова, а не руки или ноги? Дело в том, что при движении происходит рефлекторное чередование напряжения и расслабления мышц конечностей, необходимое для поддержания мышечной работоспособности. Мышцы же покровов головы не обладают способностью рефлекторно расслабляться. Отсюда и головная боль мышечного напряжения. Для её устранения достаточно сделать самомассаж мышц головы. Массирующие движения выполняются в направлении роста волос (от макушки к шее, ушам). Приёмы самомассажа рекомендуется проводить в такой последовательности:

  • поглаживание (делается ладонями, затем подушечками пальцев обеих рук);

  • кругообразные, прямолинейные и спиралевидные растирания (подушечками пальцев надавливают на кожу головы, сдвигают или растягивают её).

  • Сеанс самомассажа заканчивают поглаживанием от макушки к ушам.

Как правило, самомассаж головы в течение 3 – 5 минут снимает усталость и головную боль после большой физической или умственной нагрузки. Избавиться от головной боли мышечного напряжения помогут и несколько несложных физических упражнений (в основном наклоны и повороты головы). Эти же упражнения полезны и при головной боли, связанной с напряжением шейных мышц, возникающим в результате длительного сидения с опущенной головой и вызывающим сужение внечерепной артерии.

Длительные отрицательные эмоции (чувство вины, ненависти, враждебности, жалости, обиды, неразделенной любви и т.д.) также могут стать причиной головной боли. Поэтому, пытаясь установить причину головной боли в беседе со школьниками, надо иметь в виду и эти моменты. Некоторые учащиеся не завтракают дома. В таком случае достаточно выпить стакан сладкого чая с бутербродом и боль исчезает. Недосыпание, чтение по ночам (в особенности при тусклом освещении) также могут стать причиной утренней головной боли. Поэтому родители должны следить чтобы ребёнок не нарушал режим.

В период полового созревания у подростков могут учащаться головные боли. Это связано с влиянием гормонов на нервную и сосудистую системы. Всё это относится к функциональным изменениям и проходит само по себе. Но в этот период школьникам особенно строго следует придерживаться режима дня, больше бывать на свежем воздухе, заниматься физическими упражнениями, не переутомляться, рационально питаться. Головная боль зачастую является одним из первых симптомов развивающегося заболевания. Это объясняется тем, что головной мозг (его кора, оболочки и сосуды) остро реагируют на малейшие изменения в самом организме и неблагоприятные воздействия на него внешней среды. Например, частые насморки и хронические воспаления в придаточных пазухах носа препятствуют развитию застойных явлений в полости черепа. Проявляется это прежде всего головной болью. Она усиливается всякий раз при обострении хронического воспалительного процесса, что бывает при физическом и умственном переутомлении, охлаждении и воздействии других неблагоприятных факторов. Головная боль, которую человек ощущает в области виска и лба, может служить и симптомом тяжёлого заболевания ушей (Иногда болит голова со стороны пораженного уха). НО чаще всего головная боль сопровождает гипертоническую болезнь, при которой повышается кровяное давление. Так называемая юношеская гипертония может быть и у школьников. На ранних стадиях заболевания боль носит преходящий характер, появляясь то в одной, то в другой части головы. В более поздних стадиях отмечаются пульсирующие боли в затылке, иногда в области лба или темени. Довольно часто они сопровождаются головокружением, нередко тошнотой и рвотой. При гипотонии (пониженном давлении), которая может быть следствием переутомления школьников, возникает тупая, как бы стягивающая, головная боль. Появляется головокружение, вялость, двоение в глазах. В том и другом случаях ухудшается снабжение головного мозга кровью и кислородом. Говоря о причинах головной боли, нельзя не упомянуть и о мигрени, в развитии которой определенное значение имеют наследственные факторы. Чаще всего она проявляется в период полового созревания. При мигрени боль появляется в лобном отделе, иногда где-то в глубине его, переходит на темя и виски, распространяясь почти всегда лишь на одну половину головы. Указанное заболевание связано с периодическим сужением и расширением сосудов головного мозга и его оболочек. Предрасполагающие моменты для развития мигрени – переутомление, недосыпание, нарушение режима дня, питания, курение, употребление спиртных напитков ит.п. Головная боль – один из первых и ведущих симптомов при опухолях, ушибах и сотрясениях мозга. Причины головной боли весьма разнообразны, выяснить их нелегко порой даже врачу. Тем более нельзя легкомысленно относится к этому симптому у детей. Если у ребёнка появилась головная боль, то ему, и его родителям необходимо проконсультироваться по поводу этого симптома у врача. Ибо здоровье нужно беречь смолоду.

3