Урок математики по теме "Взаимно обратные числа"
Задачи:
образовательные - познакомиться с понятием взаимно обратных чисел, научиться определять пары взаимно обратных чисел и находить взаимно обратные числа при решении упражнений, сформировать способность к практическому использованию взаимно обратных чисел;
развивающие- развитие логического мышления, доказательной математической речи, наблюдательности, смекалки;
воспитательные- воспитание взаимоуважения, целеустремленности, самостоятельности; создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности:
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Здравствуйте, садитесь.
Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя тепло солнечных лучей. Взгляните на иллюстрацию, мне кажется, она добавит вам позитивных ноток в вашем настроении, и этой положительный настрой вы сохраните до конца урока.
Распознайте в изображении птицы цифры и подсчитайте их сумму.
(Ответ: 19)
2
Устная работа:
- Выполнить умножение:
. Актуализация знаний:
Чтобы знанья были впрок, надо повторить урок.
- О чем мы говорили на предыдущих уроках? (об умножении дробей)
П
овторить правила
- Как умножить дробь на дробь?
- Как умножить дробь на натуральное число?
- Как умножить смешанные числа?
- Как умножить смешанное число на натуральное?
3. Постановка учебной задачи:
- На какие две группы можно разделить данные примеры.
(Ответы учащихся)(Произведение которых равно 1 и не равно 1.)
Ответ на вопрос: Как называются числа, произведение которых равно 1, даст расшифровка домашнего задания. Откройте тетради с домашней работой. Какую оценку вам поставили консультанты? (Кто получил 5? 4?).
Возьмите желтую карточку и сопоставьте вашим ответам соответствующие буквы. Первая группа какое слово у вас получилось? (Взаимно)
Вторая группа а какое слово у вас? (обратные)
Третья группа а у вас? (числа)
Так как же называются эти числа? (Взаимно обратные числа)
А эта тема нам знакома? (нет)
Сформулируйте тему урока: Взаимно обратные числа
Какие цели вы можете поставить себе на урок?
Я: Главная задача урока через различные виды деятельности познакомиться с понятием взаимно обратных чисел и научиться находить число, обратное данному.
4. Открытие нового знания:
Можете ли вы используя слайд ответить на вопрос: Какие числа называются взаимно обратными? (Произведение которых равно 1)
Я: Два числа, произведение которых равно 1, называют взаимно обратными.
Закрепление:
А что вы заметили при записи взаимно обратных чисел?(Числитель и знаменатель поменяны местами)
А если у меня есть число, кто мне подскажет как найти для него обратное? (Нужно числитель и знаменатель поменять местами)
Я: Чтобы записать число, обратное обыкновенной дроби, нужно числитель и знаменатель дроби поменять местами.
Закрепление: Найти число обратное данному
Зарядка для глаз.
На уроках информатики мы с вами познакомились с тем, что больше всего информации человек воспринимает глазами (90%). Если ваши глаза устают, то снижается ваше внимание и активность. Давайте перед следующими заданиями дадим глазам отдохнуть.
Работа в парах по выводу правил нахождения чисел, обратных данным.
Работа в парах. Из правила: Чтобы записать число, обратное обыкновенной дроби, нужно числитель и знаменатель дроби поменять местами. Подумай: 1) Как найти число, обратное смешанной дроби? 2) Как найти число, обратное десятичной дроби? 3) Как найти число, обратное натуральному числу? Число | Обратное число | | | 1,2 | | 10 | | По результатам своей деятельности заполни таблицу: Сделай вывод: 1. Чтобы записать число, обратное натуральному надо _____________________ ________________________________________________________________________ 2. Чтобы записать число, обратное смешанному надо _____________________ ________________________________________________________________________ 3. Чтобы записать число, обратное десятичной дроби надо ___________________ ________________________________________________________________________ |
Я: 1. Чтобы записать число, обратное натуральному надо в числитель записать 1, а в знаменатель – само натуральное число.
2. Чтобы записать число, обратное смешанному надо представить его в виде неправильной дроби, а затем числитель и знаменатель поменять местами.
3. Чтобы записать число, обратное десятичной дроби надо представить её в виде обыкновенной дроби, а затем числитель и знаменатель поменять местами.
Проба. Найдите число обратное данному.
5. Первичное закрепление:
Это номер нашего следующего задания: №578 (по одному к доске).
Физпауза.
Потрудились славно, отдохнем исправно,
Вот минутка для игры или физзарядки.
Мы при счете раз, два, три,
Встали попорядку.
Ученик проводит зарядку.
Задание на концентрацию внимания
6. Первичная проверка усвоение материала:
Как мы можем проверить усвоен ли материал?
(самостоятельная работа с самопроверкой в классе)
Вариант 1 1. Будут ли взаимно обратными числа: а) б) 0,125 8. 2. Найти число, обратное числу: . 3. Найти число, обратное числу: . 4. Найти число, обратное числу: 5. 5. Найти число, обратное числу: 0,7. | Вариант 2 1. Будут ли взаимно обратными числа: а) б) 2,5 0,4. 2. Найти число, обратное числу: . 3. Найти число, обратное числу: . 4. Найти число, обратное числу: 7. 5. Найти число, обратное числу: 0,3. |
7. Включение знаний в систему:
Используя определение взаимно обратных чисел, будем нахождению значение выражений и решать уравнения.
Предлагаю еще раз решить уравнение №2, но другим способом – нахождение неизвестного множителя. Какое действие нам придется выполнять? (Деление).
Значит мы можем сделать вывод, что умение находить обратные числа мне поможет при изучении темы (Деление дробей).
Молодцы.
8.Домашнее задание:
Пришло время для нового домашнего задания.
п.16 № 591(а), 592.
Дополнительно . Задача от мудрой совы.
В VII веке нашей эры армянский ученый Анания решал задачи на дроби, которые даже для многих ученых из Европы в то время казались трудными.
Вот содержание одной из них:
Задача Анания.
1. Один купец прошел через 3 города, и взыскивали с него в первом городе пошлины половину и треть имущества и во втором городе половину и треть (с того, что осталось), в третьем городе снова половину и треть (с того, что у него было), и, когда он прибыл домой, у него осталось 11 денежков. Итак, узнай, сколько всего денежков было вначале у купца.
9. Итог урока.
Ну вот закончился урок
Нам надо подвести итог
Две дроби могут похвалиться:
Их произведенье - единица.
Ответьте, ребята, кто из вас знает,
Как дроби такие мы называем?
(Взаимно обратные)
Как найти дробь обратную к данной?
Как найти обратное число к натуральному числу?
Как найти обратное число к смешанному числу?
Достигли ли вы целей поставленных в начале урока?
Отметки за урок. Наиболее активные были ... они получают 5, ... 4.
Некоторые ученики в ходе урока написали синквейн. Им слово.
10. Рефлексия
- Вы сегодня хорошо работали, помогали друг другу и справились со всеми заданиями. Благодарю всех за активную работу.
Ученики
Умные, любознательные.
Размышляют, стараются, сотрудничают.
Мы отыщем пути к любой цели!
Помощники.
Предлагаю оценить свою степень удовлетворенности работой на уроке.
Сейчас – за окном зима. А давайте закроем глаза и представим, что сейчас – лето, мы с вами на цветущей поляне. Попытаться вспомнить наш урок, и ответить на 3 вопроса:
Как я себя чувствовал на уроке и доволен ли собой?
Легко ли вам было работать на уроке?
Трудно ли было выполнять задание?
Откройте глаза, перед вами лежат 3 лошадки-облака (зелёная, жёлтая, красная), выберите одну из них.
Зелёная обозначает: “Я удовлетворён уроком, я хорошо работал на уроке, понимал всё и получил заслуженную оценку”.
Жёлтая обозначает: “ Урок был интересен, я принимал в нём участие, но что-то осталось еще не понятным”.
Красная шарик обозначает: “ Пользы от урока я получил мало, многое не понял”.
Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.
Урок окончен. До свидания.