ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА И РОДИТЕЛЕЙ
Одной из основных характеристик современной семьи является недостаточная включенность в систему общественных отношений, узкий круг взаимосвязей с социальными институтами.
Трудность налаживания взаимодействия с родителями состоит еще и в том, что дошкольное образовательное учреждение не дает своим выпускникам никаких аттестационных документов, что снижает мотивацию участия родителей в жизни ДОУ. Распространенным является взгляд на ДОУ как на учреждение присмотра. Но в этом виноваты не только родители, но и сами ДОУ, искусственно отгораживающиеся от родителей. Тем не менее, эффективное взаимодействие ДОУ с родителями решает множество проблем, в том числе и финансовых. Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой ДОУ, показать, что может ДОУ сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. Для решения этой задачи необходимо использовать активные методы работы: — лекции; — дискуссии; — «круглые столы»; — психологические тренинги; — групповые консультации и т. д. Такие методы используются и в работе с педагогами. Разница заключается в тематике и содержании, вкладываемом в конкретный метод психологом. Педагоги, имеющие определенный уровень профессиональных знаний, должны получать информацию на более высоком научном уровне, чем родители. Если с педагогами необходимо обсуждать достаточно широкий круг вопросов, то родителей интересует повышение эффективности взаимодействия с детьми. Прежде всего психологу нужно заняться самопрезентацией. Необходимо в каждой группе повесить небольшую табличку с информацией о деятельности психологической службы, о том, чем она может помочь родителям. Вывешивается расписание работы психолога. Можно использовать такую форму налаживания взаимодействия с родителями, как «почтовый ящик». Называется она по-разному («Вы спрашивали..., мы отвечаем...»; «Почта надежды»), но суть ее состоит в оперативном и анонимном получении родителями ответов на интересующие их вопросы. На родительских собраниях родителей необходимо заинтересовать своей деятельностью, рассказать о конкретных формах работы с детьми той или иной возрастной группы. Акцент в таком выступлении должен делаться именно на равноправии позиций, на возможности оказания помощи. В параграфе, раскрывающем особенности работы с педагогическим коллективом, даются рекомендации, которые помогут эффективно выстроить свое выступление. Психолог должен проинформировать родителей о проведении диагностического обследования в начале года и в конце. Непосредственно после проведения диагностического обследования и обработки результатов в уголке родителей вывешивается информация о том, что они могут ознакомиться с результатами и получить рекомендации в ходе индивидуальных консультаций. Единственно правильной функцией психолога в работе с семьей является поддержка родителей и детей, помощь им. Оценочно-контролирующая функция противоречит концепции психологической службы и абсолютно неуместна. Можно выделить факторы, влияющие на эффективность взаимодействия психолога и родителей.
Но существует еще один немаловажный фактор, влияющий на эффективность контактов психолога с родителями. Это уровень развития коммуникативных навыков у самого специалиста. Данный навык очень ценен как характеристика личности психолога. Он включает в себя:
— владение вербальной коммуникацией (интонация, грамотность, богатство языка);
— владение невербальной коммуникацией (жесты, мимика, одежда, манера держать себя).
При построении взаимодействия нужно помнить, что родителям неважно, насколько вы умны и как хорошо владеете специальной терминологией. Им гораздо важнее знать и чувствовать, что их проблемы вам небезразличны, что вы готовы им помочь. Этому пониманию будет способствовать ваша открытость, создание атмосферы доверия.
Рассмотрим конкретные моменты.
1. Дистанция. С первых минут важно понять, какая дистанция наиболее приемлема для собеседника. В процессе общения важно ее придерживаться, но помнить и о своем комфорте.
2. Организация пространства. Важно уделить внимание расположению участников общения. Оно может меняться в зависимости от целей общения.
а) Расположение друг против друга. Эффективно, когда участники придерживаются противоположных точек зрения.
б) Расположение рядом вполоборота. Эффективно, когда необходимо достичь взаимодействия.
в) Расположение лицом друг к другу. Эффективно при организации диалога, для обсуждения вопросов, требующих равноправия.
3. Жесты. Для повышения эффективности общения необходимо использовать открытые жесты, демонстрирующие доброжелательность: руки расположены на груди, пожимание плечами с одновременным раскрытием рук ладонями вверх и т. д.
4. Интонация. Темп речи средний, голос мягкий, успокаивающий.
5. Взгляд. Контакт в общении начинается с контакта глаз. Если контакт необходимо прервать, нужно отвести взгляд. Не стоит слишком пристально смотреть на собеседника, иначе это может вызвать активное желание прервать контакт.
Непременным условием эффективного взаимодействия с родителями является желание самого психолога завоевать уважение и авторитет у них. Для них очень важно, как обращаются с их ребенком (обязательно знание имени ребенка), может ли психолог терпеливо и внимательно их выслушать. Также немаловажным является тактичность и деликатность специалиста, его человечность и оптимизм.
Эффективность взаимодействия психолога и родителей:
Позитивные факторы
• повышение авторитета семьи;
• вера в необходимость совместных действий;
• восприятие ошибок воспитания как возможностей для развития;
• учет интересов и запросов родителей;
• ориентация на профилактическую работу;
• единство в подходах к работе с семьями воспитанников, педагогов, администрации и психолога;
• использование широкого спектра методов работы с родителями;
• ясность для родителей, целей ДОУ;
создание в ДОУ обстановки взаимного доверия
Негативные факторы
• неясность для родителей целей и установок ДОУ;
• неясность для родителей целей и особенностей деятельности психолога;
• ожидание быстрого и легкодостижимого результата со стороны родителей;
• несистематичность организации работы с родителями;
• отрыв деятельности ДОУ от запросов родителей;
• приоритет стереотипов в поведении родителей, наличие личностных ограничений
оптимизм.