Взаимодействие специалистов
дошкольной образовательной организации в работе
с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Г.А. Баранова,
кандидат педагогических наук, доцент
ГОУДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула.
А.Н. Борисова,
заведующий ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Щекино, Тульская область.
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации коррекционно - образовательного процесса в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида. Представлена система взаимосвязи специалистов дошкольной организации и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: система взаимодействия специалистов дошкольной организации, «зоны актуального и ближайшего развития детей», личностно-ориентированный подход.
Одной из актуальных проблем системы дошкольного образования является организация образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями. Организация данного процесса обязательно должна носить комплексный характер, с участием специалистов различного профиля: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, психиатров, психоневрологов, учителей-логопедов и других педагогов образовательной организации.
Успешное преодоление различных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в специальных (коррекционных) группах возможно при тесного взаимодействия всех специалистов дошкольной организации на интегративной основе. Это означает, что совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда[1].
Следует отметить, что организация системы методической работы с кадрами в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) одна из важных задач. Методист ДОО – координатор взаимодействия всех участников образовательного процесса. Он принимает активное участие в уточнении должностных обязанностей узких специалистов, определяет формы и методы их взаимодействия друг с другом, с учетом возрастных особенностей детей. За специалистами сопровождения закрепляются вполне определенные задачи и обязанности, которые находятся на контроле у методической службы. Должна прослеживаться специфика взаимодействия разных специалистов ДОО, содержание и сроки выполнения ими конкретных видов работ.
Особое значение в условиях дошкольной организации уделяется особенностям взаимодействия узких специалистов и воспитателей. Цель такой работы в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности. Реализация данной модели взаимодействия специалистов ДОО предполагает[2]:
- снятие противоречий, возникающих в решении педагогических проблем разными специалистами;
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
- обучение родителей новым формам общения и поддержки ребенка;
- организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание и структура педагогической поддержки во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода в работе с детьми с ОВЗ.
Поэтому модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, предполагающую организацию воспитательно-образовательной деятельности ДОО, как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Модель представляет собой систему взаимосвязи всех участников образовательного процесса в дошкольной организации: дети с ОВЗ, родители, специалисты сопровождения: воспитатели, педагоги-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальный педагог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский персонал. Все специалисты дошкольной организации работают в тесном контакте друг с другом.
Организация образовательного процесса с детьми с ОВЗ должна осуществляться в индивидуальной и подгрупповой форме. Сетка занятий составляется так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.
В первую половину дня проводятся занятия, как с воспитателями, так и со специалистами сопровождения: педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом. Во вторую половину дня проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом-психологом, учителем-дефектологом. В то же время учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы[3].
Чтобы обеспечить такое единство в работе всех специалистов дошкольной организации с детьми с ОВЗ должна быть разработана следующая система деятельности:
1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают особенности развития детей. Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в других видах деятельности детей – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности. Результаты обсуждают и анализируют всем педагогическим коллективом. Намечают пути коррекции.
2. Специалистами ДОО изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим миром, продуктивная и игровая деятельность и т.д.).
Следует отметить, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но разделов, реализуемых воспитателем в образовательном процессе. В свою очередь воспитатели также должны знать содержание видов работ, которые проводит учитель-дефектолог. Целенаправленное планирование видов работ в процессе взаимодействия специалистов обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей.
3. Совместно готовятся тематические и интегрированные занятия, праздники, конкурсы и др. Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ за определенный период.
Нужно подчеркнуть, что особая роль в раскрытии возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья в организации проведении обозначенных выше видов занятий принадлежит музыкальному руководителю и его взаимодействию с другими специалистами. Вместе они планируют и реализуют данные виды занятий в образовательном процессе ДОО.
4. Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог, учитель-логопед и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей.
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Коррекционно-развивающая работа с дошкольной организации многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Список литературы и источников
1.Борякова Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (ограниченный аспект) /Н.Ю. Борякова, М.А. Касицина.- М.: Секачев, ИОН.-2004.
2. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.-М.: 2003.
3. Маркова Л.С. Образовательная программа дошкольного учреждения: практическое пособие /Л.С.Маркова.- М.: АРКТИ, 2005.
4. Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: справочное пособие / О.А.Степанова. - М., 2008.