СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление педагогов с факторами риска психологического здоровья детей. Психологическая поллержка детей в ДОУ

Просмотр содержимого документа
««Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников»»

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 9 г.Россоши







Консультация для педагогов

«Взаимосвязь психического и

физического здоровья дошкольников»






Подготовила и провела:

педагог-психолог МКДОУ ЦРР –

детский сад № 9

Капустина Л.С

24.11.2022г.







Россошь 2022г

Цель: ознакомление педагогов с факторами риска психологического здоровья детей; психологическая поддержка детей в ДОУ.

Задачи:

  • Повысить психолого-педагогической компетентность педагогов ДОУ;

  • Дать определение здоровью человека;

  • Формировать четкое отличие психологического здоровья от психического здоровья человека;

  • Создать условия для получения педагогами знаний специфики психологического здоровья ребенка;

  • Дать возможность применить на практике полученные знания о приемах релаксации и концентрации, повышении энергетического потенциала педагогов.

Участники: педагоги доу

Предварительная работа:

- подготовить музыкальный фон;

- разработать картотеку психологической зарядки для воспитателей;

- разработать рекомендации для педагогов на тему: «Профилактика формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка»;

- разработать перечень вопросов для мини-анкеты;

- подготовить таблицу состояния психического здоровья ребенка по уровням;

- разработать и оформить буклеты с планом семинара.

Здравствуйте, уважаемые педагоги. Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной само актуализации вопреки экстремальным ситуациям.

Сегодня мы с, Вами, поговорим о взаимосвязи психического и физического здоровья дошкольников»

С целью создания положительной эмоциональной атмосферы и рабочей обстановки предлагаю поиграть в игру «Друг к дружке».

Психодинамическое упражнение разминочного типа «Друг к дружке». Для этого встаньте в круг. Любое общение начинается с приветствия. Приветствовать мы будем друг друга разными частями тела сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки по моим командам. Итак, поприветствуем друг друга внутренней стороной ладоней. А теперь тыльной стороной ладоней. Поприветствуем друг друга локтями, а теперь плечами. Поприветствуем друг друга спинами, а теперь коленями. Молодцы! Поприветствовали друг друга, теперь присаживайтесь на свои места.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. Кто ответит, какие это факторы? (Ответы - предположения участников: здоровье и возраст родителей на момент рождения ребенка; социальные - нерациональное питание, жилищные условия, образ жизни, доход семьи, уровень образования родителей, психологический климат семьи, наличие животных в доме; курение в доме; биологические – болезни матери во время беременности, осложнения во время родов)

Главный неблагоприятный фактор – недостаток или отсутствие материальных или духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Отсутствие или недостаток этого фактора может привести к ухудшению здоровья детей – психического, физического или социального.

В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет, есть просто «здоровье». Что такое здоровье? (Ответы участников семинара). Состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Кто сможет сказать, в чем заключается отличие психологического здоровья от психического? (Ответы участников семинара). Главным образом, оно заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к основным психическим процессам, а психологическое относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта.

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим.

Что, по-вашему, характеризует психологически здорового человека? (Ответы участников семинара.) Проведем игровое упражнение «Портрет». Перед вами два листа бумаги и карандаши. Вам нужно разбиться на две команды по корпусам и нарисовать портрет в полный рост психологически здорового человека в соответствии с теми чертами, о которых мы с вами говорили. Для этого необходимо по очереди дорисовать какие-то детали в общем портрете.

(Анализ портретов.) По результатам исследования Дрюэтта, изучавшего психические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет, оказалось, что всем им характерны такие качества, как: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность, умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам. То есть мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью признает себя, и при этом при знает уникальность и ценность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за собственную жизнь прежде всего на себя. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

На основании всего вышеизложенного, мы можем с уверенностью сказать, что получившиеся портреты соответствуют заданной тематике. Это действительно портреты психологически здоровых людей. Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания портрета психологического здоровья является слово «гармония». Гармония между эмоциональными и интеллектуальными аспектами, телесными и психическими аспектами.

Все вышесказанное мы относим к человеку взрослому. Конечно же, психологическое здоровье детей имеет свою специфику.

Специфика психологического здоровья ребенка.

Психическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными эмоциями и закреплением первых в чертах характера и личности детей. Как вы считаете, уважаемые коллеги, в каком качестве закрепляются положительные эмоции у дошкольников? В качестве положительной самооценки, доброжелательности, уверенности в себе и в своих силах.

В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит в том, что помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки меньше взаимодействуют со взрослыми и сверстниками. От недостатка общения дети становятся более эгоистичными и переутомленными. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативного отношения друг к другу могут принести самые нежелательные плоды.

Таким образом, сейчас особенно важно объединить усилия воспитателей и других специалистов ДОУ, направив их на обеспечение благоприятного психологического микроклимата.

Оздоровительный режим в семье и дошкольном учреждении

Рациональный оздоровительный режим является основным психогигиеническим и психопрофилактическим средством в дошкольных учреждениях. Дошкольное детство – это период наиболее интенсивного психического развития. Проявления чувств дошкольника самые непосредственные: если радость, то огромная; если обида, то сильная; если страх, то большой. Эти факторы могут способствовать возникновению и развитию у детей дистрессовых невротических состояний. Поэтому для ребенка так важно отношение взрослых, прежде всего мамы, которая для большинства детей является высшим и непрере­каемым авторитетом. Если взрослые, тем более мамы, не учи­тывают особенностей эмоционального развития дошкольников, то могут возникнуть условия для отклонений, нервно-психи­ческих нарушений, вплоть до выраженных неврозов. Так, при наличии в семье 2-3 детей с незначительной разницей в возра­сте более внимательное и заботливое отношение родителей к одному ребенку может вызвать у другого малыша чувство рев­ности. У детей 4-5 лет начинает проявляться эмоционально-чувственное отношение к родителям, родным и сверстникам.

Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, профессиональной компетентности и т. д., которые тесно взаимосвязаны между собой, а также с эмоциональным состоянием педагога.

Чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.

Упражнения на саморегуляцию для педагогов:

Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение.

  • Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Опустите руки вдоль туловища. Испытайте чувство расслабления.

Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно при этом расслабить плечи:

  • Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Встаньте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.

Упражнения на саморегуляцию для детей.

Модель релаксационного тренинга

  • Для начала устройтесь как можно удобнее на своем месте. Откиньтесь на спинку стула, ноги опустите на пол, пусть обе ваши руки свободно свисают или лежат на коленях. Теперь закройте глаза и не открывайте их, пока я вас об этом не попрошу. Помните, что вы должны очень точно выполнять мои инструкции, прилагать все свои усилия, прислушиваться к своему телу.

  • Представьте, что в вашей левой руке лежит целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете? А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки! Сжимайте все сильнее! Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадает из вашей руки. (Повторите весь процесс для правой руки.)

Сохранить и укрепить психологическое здоровье дошкольников помогают здоровьесберегающие и арт-технологииК таким технологиям относятся:
-релаксационные методы;
-коммуникативные игры;
-психогимнастика;

- игры и задания, направленные на развитие произвольности;
- игры, направленные на развитие воображения;
- уголки уединения;
- дыхательные упражнения;
- элементы сказкотерапии;
- элементы песочной терапии;
- элементы арттерапии;
- элементы куклотерапии;
- элементы фототерапии.

Коммуникативные игры и упражнения. Цель таких игр, создание положительного настроя и внимательного отношения друг к другу.

• Речевые настройки. Маленькие стихотворения с движениями или текстовые заготовки, которые помогут показать детям, что вы их рады видеть, помогут настроить на доброжелательные отношения со взрослым и сверстниками. Они могут проводиться утром, после приема детей. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т. д.

- Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть в нашем детском саду. Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и еще много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас все получалось, и целый день было хорошее настроение.
• Коммуникативные игры, на сплочение, способствующие объединению детей в группе. Они снимают конфликтность, воспитывают умение понимать чувства других людей и реагировать на них, корректировать нарушения поведения детей, формировать положительный психологический микроклимат в группе. К такому типу игр относятся любые игры, в которых решаются задачи социализации, психоэмоционального развития, сплочения коллектива детей.

- Встаньте дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг,
Ты – мой друг, и я – твой друг.

Релаксационные игры и упражнения
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения

Большую роль играют индивидуальные беседы воспита­телей и психологов с ребенком и родителями. Все дети раз­ные, у каждого свой характер, свои привычки и особенности нервной системы. Поэтому к каждому ребенку родители, вос­питатели-педагоги должны подобрать индивидуальный ключ, найти свой подход. Лучше, чтобы это делал квалифицирован­ный психолог. Работа с ребенком должна основываться на строго индивидуальном подходе, с учетом сведений, характе­ризующих семейную обстановку, характер и психическое со­стояние родителей, особенности ребенка.

Все выдающиеся отечественные педагоги очень хорошо по­нимали роль эмоций в воспитании здорового ребенка. Для того чтобы психическое здоровье ребенка формировалось нормаль­ными темпами и он рос здоровым, педагог должен поддержи­вать в нем жизнерадостное настроение и бодрость. Отечествен­ный врач и педагог Е. А. Аркин указывал: «Как физическая постановка нашего тела, так и душевная установка по отноше­нию к окружающему миру — всецело дело воспитания, резуль­тат тех примеров и образцов, которые ребенок видит и слышит со стороны родителей». Самое главное в дошкольном воспита­нии — это любовь родителей, внимание к ребенку персонала, положительный пример взрослых — все это может сделать оз­доровительные мероприятия максимально эффективными.

И хочу закончить мою консультацию такими словами

«Счастье не имеет ничего общего с успехом, счастье не имеет ничего общего с амбициями, счастье не имеет ничего общего с деньгами, властью, престижем.

Счастье связано с сознанием…»

Ошо

Я желаю вам быть счастливыми!