СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимосвязи организмов в природных сообществах

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязи организмов в природных сообществах»

№26_____________________ 5 класс биология

Тема : Взаимосвязи организмов в природных сообществах

Цель урока: определить виды взаимоотношений, существующих в природе, показать многообразие связей между организмами.

Задачи:

Образовательная: расширить знания о факторах среды и их влиянии на живые организмы, познакомить учащихся

с типами взаимоотношений между организмами.

Развивающая: формировать и развивать навыки самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, развивать устную речь, коммуникативные способности, расширять кругозор учащихся, развивать умения и навыки работать с текстом учебника, рисунками, схемами, делать сравнительный анализ.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, помочь ощутить красоту и гармонию в природе .

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация

Эпиграф к уроку: «Все связано со всем» (Б.Коммонер) (слайд 2)

Ход урока

I. Организационный этап

Приветствие. Готовность к уроку, наличие школьных принадлежностей. Отметка отсутствующих.

Учитель: – Добрый день, юные мыслители! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
 Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится… 
Для этого мне понадобиться ваша помощь. 
Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки).
Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки).
Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!
Подержите их – почувствуйте мое тепло, а я почувствую вашу поддержку! Спасибо!
Ответьте мне этим знаком те, кто еще сомневается. 
Спасибо, я ценю честных людей!
Почувствуйте мое тепло и мне станет теплее от вашего участия. Спасибо!

Проверка домашнего задания 

Целеполагание. Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте поставим цель урок. Ребята ставят цель урока

Попробуйте объяснить мне, почему животные распределены по группам именно в таком порядке? Давайте посмотрим и назовем известных животных.

Если вы позволите, я попытаюсь вам помочь. Какие ассоциации у вас возникают с понятием: белый медведь – белый, снег, холодно

На слайде изображена иллюстрация к сказке.

Учитель: К какой сказке относится данная иллюстрация?

Ученики: Теремок.

В известной русской народной сказке “Теремок” в одном доме поселились:
лягушка, мышка, ежик, лиса и заяц и волк. Могут ли действительно все эти животные находиться в одном “теремке”. Что их может связывать?

На эти вопросы мы с вами ответим после изучения темы урока. Итак, тема нашего урока «Взаимосвязи организмов в природных сообществах».

Какую цель мы можем сформулировать?

Определить, какие взаимоотношения между различными видами в биоценозе могут существовать?

 

Изучение нового материала

Актуализация знаний: вспомните 1. Что такое биотические факторы?

Биотические факторы – факторы живой природы, влияющие на живой организм.

2. Каковы особенности питания растений?

Растения питаются неорганическими веществами с помощью процесса фотосинтеза, образуя органические вещества.


Природное сообщество (экосистема) — это совокупность связанных между собой пищевыми отношениями живых организмов и неживой природы, между которыми осуществляется круговорот веществ.

      Каким образом вещества перемещаются из неживой природы в живую и обратно?

      В процессе перемещения вещества проходят через целую цепь живых организмов.

      Такую цепь организмов называют пищевой цепью.

Пищевая цепь – это последовательность организмов, каждый из которых служит пищей для последующего.

Как правильно составить пищевую цепь?

Первое звено цепи – растение – оно производит первичное органическое вещество. продуценты -производители

Второе звено – растительноядное животное. Консументы- потребители

Третье и четвертое звенья – хищные животные.

Живые организмы не только не могут жить без взаимодействия друг с другом. Но и не могут жить без неживой природы. Такое взаимодействие природного сообщества с неживой природой называют ЭКОСИСТЕМОЙ. 
Как вы думаете, а какое понятие шире: ЭКОСИСТЕМА или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. Почему? (Природное сообщество входит в состав экосистемы.)

Редуценты -разрушители органических веществ

                Физминутка

Встали с места – это раз,

На ногах стоит весь класс.

Два присели, три - поднялись

Потянулись, рассмеялись!

Влево - вправо повернулись.

И соседу улыбнулись!

Будем дружно мы шагать,

Чтобы ногам работу дать.

Кто старался отдыхать,

Может сесть за стол опять!

 

Э тап закрепления знаний

Домашнее задание §21 \эл.учебник\ изучить, устно ответить на вопросы на стр 129        

Рефлексия

Будет представлена в виде “Ромашки впечатлений”. Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось на уроке? Что не понятно? Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности?

Итак, существуют невидимые нити жизни в природе.

Могут ли действительно все эти животные находиться в одном “теремке”. Что их может связывать? А проблемный вопрос? Мы на него ответили работой на уроке.

Закончить урок мне хочется словами наказа: автор Борис Заходер.

“Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед и кто делает яд,
Плохи дела у кошки без мышки
У мышки без кошки не лучше делишки
Нельзя обойтись и без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых”.

 Спасибо, я просто очарована вашей работоспособностью. Мне очень приятно, что тепло наших ладошек сохранилось на протяжении всего урока. Давайте еще раз согреем друг друга. Ваше тепло всегда меня будет согревать в трудную минуту. Мне было очень приятно в вашей теплой и дружной компании.

Выставление оценок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!