№26_____________________ 5 класс биология
Тема : Взаимосвязи организмов в природных сообществах
Цель урока: определить виды взаимоотношений, существующих в природе, показать многообразие связей между организмами.
Задачи:
Образовательная: расширить знания о факторах среды и их влиянии на живые организмы, познакомить учащихся
с типами взаимоотношений между организмами.
Развивающая: формировать и развивать навыки самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, развивать устную речь, коммуникативные способности, расширять кругозор учащихся, развивать умения и навыки работать с текстом учебника, рисунками, схемами, делать сравнительный анализ.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, помочь ощутить красоту и гармонию в природе .
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация
Эпиграф к уроку: «Все связано со всем» (Б.Коммонер) (слайд 2)
Ход урока
I. Организационный этап
Приветствие. Готовность к уроку, наличие школьных принадлежностей. Отметка отсутствующих.
Учитель: – Добрый день, юные мыслители! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…
Для этого мне понадобиться ваша помощь.
Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки).
Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки).
Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!
Подержите их – почувствуйте мое тепло, а я почувствую вашу поддержку! Спасибо!
Ответьте мне этим знаком те, кто еще сомневается.
Спасибо, я ценю честных людей!
Почувствуйте мое тепло и мне станет теплее от вашего участия. Спасибо!
Проверка домашнего задания
Целеполагание. Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте поставим цель урок. Ребята ставят цель урока
Попробуйте объяснить мне, почему животные распределены по группам именно в таком порядке? Давайте посмотрим и назовем известных животных.
Если вы позволите, я попытаюсь вам помочь. Какие ассоциации у вас возникают с понятием: белый медведь – белый, снег, холодно
На слайде изображена иллюстрация к сказке.
Учитель: К какой сказке относится данная иллюстрация?
Ученики: Теремок.
В известной русской народной сказке “Теремок” в одном доме поселились:
лягушка, мышка, ежик, лиса и заяц и волк. Могут ли действительно все эти животные находиться в одном “теремке”. Что их может связывать?
На эти вопросы мы с вами ответим после изучения темы урока. Итак, тема нашего урока «Взаимосвязи организмов в природных сообществах».
Какую цель мы можем сформулировать?
Определить, какие взаимоотношения между различными видами в биоценозе могут существовать?
Изучение нового материала
Актуализация знаний: вспомните 1. Что такое биотические факторы?
Биотические факторы – факторы живой природы, влияющие на живой организм.
2. Каковы особенности питания растений?
Растения питаются неорганическими веществами с помощью процесса фотосинтеза, образуя органические вещества.
Природное сообщество (экосистема) — это совокупность связанных между собой пищевыми отношениями живых организмов и неживой природы, между которыми осуществляется круговорот веществ.
Каким образом вещества перемещаются из неживой природы в живую и обратно?
В процессе перемещения вещества проходят через целую цепь живых организмов.
Такую цепь организмов называют пищевой цепью.
Пищевая цепь – это последовательность организмов, каждый из которых служит пищей для последующего.
Как правильно составить пищевую цепь?
Первое звено цепи – растение – оно производит первичное органическое вещество. продуценты -производители
Второе звено – растительноядное животное. Консументы- потребители
Третье и четвертое звенья – хищные животные.
Живые организмы не только не могут жить без взаимодействия друг с другом. Но и не могут жить без неживой природы. Такое взаимодействие природного сообщества с неживой природой называют ЭКОСИСТЕМОЙ.
Как вы думаете, а какое понятие шире: ЭКОСИСТЕМА или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. Почему? (Природное сообщество входит в состав экосистемы.)
Редуценты -разрушители органических веществ
Физминутка
Встали с места – это раз,
На ногах стоит весь класс.
Два присели, три - поднялись
Потянулись, рассмеялись!
Влево - вправо повернулись.
И соседу улыбнулись!
Будем дружно мы шагать,
Чтобы ногам работу дать.
Кто старался отдыхать,
Может сесть за стол опять!
Э тап закрепления знаний
Домашнее задание §21 \эл.учебник\ изучить, устно ответить на вопросы на стр 129
Рефлексия
Будет представлена в виде “Ромашки впечатлений”. Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось на уроке? Что не понятно? Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности?
Итак, существуют невидимые нити жизни в природе.
Могут ли действительно все эти животные находиться в одном “теремке”. Что их может связывать? А проблемный вопрос? Мы на него ответили работой на уроке.
Закончить урок мне хочется словами наказа: автор Борис Заходер.
“Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед и кто делает яд,
Плохи дела у кошки без мышки
У мышки без кошки не лучше делишки
Нельзя обойтись и без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых”.
Спасибо, я просто очарована вашей работоспособностью. Мне очень приятно, что тепло наших ладошек сохранилось на протяжении всего урока. Давайте еще раз согреем друг друга. Ваше тепло всегда меня будет согревать в трудную минуту. Мне было очень приятно в вашей теплой и дружной компании.
Выставление оценок.