Зачем я хожу в школу?
Исмагилова Л. И.
Педагог-психолог МАОУ СОШ № 143.
4. Как сокращать разрыв в образовательных результатах обучающихся в классе и поддерживать интерес к школе у обучающихся, которые не хотят учиться.
Работая школьным психологом с 2007 года и ежегодно проводя диагностики обучающихся, консультации для учеников и родителей замечаю один и тот же вопрос. Этот вопрос в той или иной форме возникает как у детей, так и у родителей. «Зачем я хожу в школу?» - спрашивает ребенок – «Можно учиться и дома», «Почему все уроки одинаково важны?», «Зачем мне нужен этот предмет, я считаю его не важным», «Почему я должен учить все это?». На консультациях родители часто рассказывают как сложно им убедить ребенка идти в школу, как часто они слышат «Не хочу в школу», «не люблю математику», «ненавижу читать». С чем связаны эти вопросы? Почему они возникают?
Любой сотрудник школы скажет, все дело в мотивации. Так что же такое учебная мотивация, от чего она зависит? И почему, несмотря на новые технологии, методики, инновации эти вопросы продолжают волновать наших детей и родителей. «Мотивация – это система внутренних и внешних мотивов, заставляющих человека поступать определенным образом. На первый взгляд, это что-то абстрактное и далекое, но без этого невозможны ни желания, ни радость от их осуществления. Мотивация связана с нашими интересами и потребностями. Именно поэтому она индивидуальна. Также она определяет стремления личности и в то же время обусловлена ее психофизиологическими свойствами» [1]. Размышляя над этой проблемой, мы проанализировали с какой мотивацией дети приходят в 1 класс. И вот какие данные у нас получились.
| 2017 | 2018 | 2019 |
высокая | 47 | 36 | 24 |
хорошая | 32 | 39 | 43 |
внеучебная | 14 | 24 | 25 |
низкая | | | 2 |
негативное отнош | 5 | | 6 |
Оказывается, несмотря на все усилия школы на повышение мотивации, мы видим что мотивация учащихся от года в год снижается. И этот процесс от школы не зависит, так как мотивация первично замерялась в самом начале учебного года. Оказывается основным фактором влияющим на мотивацию ребенка к обучению является мотивация родителей. Очень часто, провожая учеников начальной школы после уроков мы слышим от родителей удивительные фразы «собирайся быстрее, пошли быстрее отсюда», «что ты сегодня натворил», «опять много задали, я тебе помогать не буду», «как мне надоела твоя школа». Какой может быть мотивация ребенка после таких фраз? А кроме этого, дома в присутствии детей родители обсуждают: школа ничему не учит, школа плохая, учитель придирается. Да и средства массовой информации чаще критикуют школу и педагогов: школа должна, но… И как с таким отношением ребенок пойдет в школу? Сколько усилий должен приложить педагог, чтобы изменить ситуацию?
Отвечая на все эти вопросы у нас появилась идея создать серию родительских собраний: «Адаптация ребенка к школе. Как родители могут помочь?»; «Правильные и неправильные вопросы. Какие вопросы нужно задать ребенку после уроков?»; «Оценка и отметка. Наказывать или хвалить?»; «Зачем школа нужна родителям?». Таким образом, помогая родителям выработать правильное отношение к школе, мы надеемся на повышение школьной мотивации.
Но это работа с родителями, а что делать с детьми, у которых уже сложилось отношение к школе? Для того, чтобы ответить на этот вопрос мы спросили учеников 2 - 4 классов «Зачем они ходят в школу?» и вот какие замечательные ответы мы получили.
мотивы | 2018 | 2019 |
это мой долг | 36 | 45 |
хочу быть грамотным | 70 | 75 |
хочу бытьполезным гражданином | 25 | 28 |
не хочу подводить свой класс | 15 | 9 |
хочу быть умным и эрудированным | 55 | 57 |
хочу получать полные и глубокие знания | 42 | 48 |
хочу научиться самостоятельно работать | 40 | 43 |
все учат, и я тоже | 11 | 11 |
родители заставляют | 12 | 15 |
нравиться получать хорошие оценки | 28 | 32 |
чтобы похвалил учитель | 5 | 3 |
чтобы товарищи со мной дружили | 8 | 5 |
для расширения умственного кругозора | 46 | 61 |
классный руководитель заставляет | 2 | 3 |
хочу учиться | 42 | 44 |
Оказывается, основным мотивом учащихся начальной школы является желание быть грамотным и расширять свой кругозор и данные по годам не существенно отличаются друг от друга. Конечно, мы должны помнить о том, что основной вид деятельности учащихся начальной школы – учение. Значимым взрослым является учитель. И данные диагностики это полностью подтверждают. Конечно, велика заслуга наших преподавателей, которые применяя новые технологии, проводя нестандартные уроки, вовлекая детей в разнообразные внеклассные мероприятия, слушая советы психологов, сотрудничая с родителями, повышают мотивацию обучающихся.
А что же происходит с мотиваций учащихся в 5-х классах? Ведущий вид деятельности меняется на интимно личностное общение со сверстниками; и значимыми людьми становятся не педагоги, а сверстники и старшие подростки; да и подростковый возраст является кризисным. Меняется ситуация в школе: у детей много педагогов, требования школы увеличиваются, растет нагрузка, необходим высокий уровень самоконтроля, дети становятся самостоятельными, часто протестуют, показывая свою взрослость, самоутверждаются и самовыражаются, вступают в конфликты и противоречия со взрослыми. Конечно, о мотивации детей в этом возрасте нам тоже расскажет психологическая диагностика. Проведя такое исследование мы получили следующие результаты:
Основной вид мотивации младших подростков – социальное стремление к одобрению. Это дает нам ответ, что же делать для повышения мотивации учащихся: хвалить, показывать значимость личности в различных областях деятельности, учить гордиться успехами, привлекать к разнообразным видам деятельности, концентрировать внимание окружающих на том, за что можно одобрять и тогда, школа станет значимой важной и интересной для всех учеников, родителей и педагогов.
Список литературы:
https://iklife.ru/samorazvitie/motivaciya-chto-eto-takoe-osnovnye-xarakteristiki-i-vidy.html