XVII урок изобразительного искусства (25 – 31 января 2021 г.)
Зачем людям украшения
Подготовила
Мамедова
Надежда
Александровна
Мы начинаем большой новый раздел
«Декор – человек, общество, время»
Ты узнаешь, какую роль играет декоративно-прикладное искусство в жизни человека и общества. Декор выявляет место и роль человека в обществе, организует общение людей. Ты узнаешь, как это проявляется в искусстве разных стран и эпох. Это даст возможность наполнить смыслом творческие работы, которые ты сам будешь создавать.
Ты уже знаешь, что с давних времен человек украшал себя и предметы, которыми пользовался. Даже тогда украшение представлялось людям делом не менее важным, чем самая полезная и необходимая работа.
Воины племени Зулу (Африка) и индейцы Северной Америки (справа)
Девушки племени Химба (Африка)
Древний охотник украшал себя необычным ожерельем из клыков хищных зверей. Зачем, просто ради красоты? Нет. Каждый клык в украшении означал убитого зверя . Это была своеобразная демонстрация перед соплеменниками своей ловкости, силы. И отношение к такому охотнику было почтительное, уважительное.
Наверное, не для развлечения носил вождь племени пышный головной убор из перьев , яркие украшения, наносил на тело татуировки. Так он, достойнейший из достойных, мог выделить себя среди окружающих, обозначить свое особое положение.
Вожди племени Северо-Американских индейцев
Зачем, например, разрисовывали свое тело устрашающими узорами воины перед тем, как выступить против другого племени? Конечно, не ради забавы. Нанося узоры, они стремились защитить себя, повергнуть в страх своих врагов.
Индейцы Южной Америки
Мужчины племени Мауи (Новая Зеландия)
украшали свои тела татуировками, говорящими о их статусе, количестве детей, роде деятельности.
Эвенки (Тунгусы).
Жители Дальнего Востока России.
Шотландский король в прошлые века носил семицветную одежду, его придворные надевали костюмы только из пяти цветов, а простолюдины — однотонные. Короли, цари облачались не просто в роскошные и декоративные, а как бы символические одежды. Их костюм подчеркивал, что они — первые лица в государстве.
Великий государь-самодержец всея Руси в торжественные моменты облачался в драгоценные одежды , расшитые золотом и серебром, унизанные рубинами и изумрудами. Государево облачение состояло из платна — длинного, расширенного книзу одеяния, украшенного круглым оплечьем — бармой с небольшими иконками , выполненными цветными эмалями, с мозаикой из самоцветов, с золотой и жемчужной вышивкой. Поверх его надевался золотой крест .
Не просто тщеславие заставляло царей заботиться о пышности и великолепии своего облика. Царское платье олицетворяло силу, достоинство и могущество Русского государства .
Облачение царя дополняли скипетр и держава , которые символизировали его власть над миром, а также царский венец. Эти декоративные знаки были знаками державного величия.
Вот, к примеру, царский трон. Сама его форма является украшением, он богато и изысканно отделан. Это отличает его от предметов повседневного быта — скамьи, табурета, стула, кресла. Все они могут быть украшены по-своему, исходя из их цели и условий использования. Однако только трон удостоен особого внимания. Во время торжественных церемоний на него восходит царь или король, и тогда трон обретает высшее общественное звучание. Он олицетворяет силу и могущество государства и того, кто им управляет. Эта идея выражена в декоре, во всем образном строе вещи.
Царский трон Ивана Грозного
(правил с 1530 по 1584).
Резная слоновая кость
Тронное кресло Елизаветы Петровны .
Санкт-Петербург, 1740-1742 годы.
Резьба, золочение, шитьё.
Тебе, вероятно, не составит труда и сегодня по одежде, убранству определить, кто генерал , кто солдат и какой армии, кто священник, кто спортсмен и какого общества, кто невеста , а кто ее подруга. Или, например, это деловой кабинет, парадная или детская комната. Вообще, здесь праздник или траур. А если представить, что одежды и предметы не выделяют этих ролей, то сможешь ли ты во всем этом разобраться?
Праздник и траур выглядят совершенно по-разному
Все предметы декоративного искусства несут печать определенных человеческих взаимоотношений.
Украсить — значит наполнить вещь смыслом, определить роль ее хозяина.
Эта роль сказывается на всём образном строе вещи — в ритме и рисунке орнамента, в сочетании цветов, в композиции.
Давай постараемся разобраться во всем этом вместе с тобой!
Задание на оценку: Изобразить человека в богато декорированном
национальном костюме
(например, портрет индейца, эвенка, зулуса, члена племени Маори, Химба
или любых других народов Российской Федерации или мира.
Можешь изобразить русского царя или царицу в парадном одеянии )
КАК?
- В твоей работе должно быть изображено МНОГО ДЕКОРА (бусины, вышивка, амулеты, перья, татуировки, прически или другие знаки отличия).
- Ты можешь сделать КОЛЛАЖ, АППЛИКАЦИЮ или КОМБИНИРОВАТЬ ТЕХНИКИ – например, к нарисованному портрету подклеить реальные бусины, тесёмки, пойетки, тряпочки или пёрышки. Или на нарисованный тобой портрет налепить пластилиновый декор. Или сделать аппликацию из бросового материала. Фантазируй! Экспериментируй!
Не забудь подписать работу и выслать фото в хорошем качестве
мне через WhatsApp +7924ххххххххх.
Сделай очень краткий конспект в альбоме или тетради с темой урока и новыми терминами
Примеры детских работ: