Содержание (Моногибридное скрещивание)
Задачи с ответами
- Задача 1.1
- Задача 1.2
- Задача 1.3
- Задача 1.4
- Задача 1.5
Задачи в рисунках : 1.6 ; 1.7; 1.8 1.9 ; 1.10 ; 1.11.
Задачи разнообразного содержания: 1.12 ; 1.13 ; 1.14 ; 1.15 ; 1.16 ; 1.17 ; 1.18 ; 1.19 ; 1.20.
Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?
- ?-гладкая окраска
- ?-полосатая окраска
- Фенотип Р:
- Генотип Р: ?
- Гаметы: ?
- Генотип F : ?
- Фенотип F : ?
Х
Задача 1.1
Задача 1.2
- Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых родителей. Отец женщины имел голубые глаза, а в роду мужчины все родственники по материнской и отцовской линии были кареглазыми. Известно, что карие глаза являются доминантным признаком
Задача 1.2
3
Задача 1.3
- У человека ген полидактилии доминирует над нормальной пятипалой рукой. В семье, где у одного родителя шестипалая кисть, а у второго – нормальное строение кисти, родился ребенок с нормальным строением кисти. Определите вероятность рождения второго ребенка без аномалии.
Задача 1.3
3
Задача1.4
- У фасоли черная окраска кожуры доминирует над белой. Определить окраску семян, полученных в результате скрещивания гомозиготных растений с черной окраской семенной кожуры с растениями с белыми семенами.
Задача 1.4
Задача 1.5
- Задача 1.5 Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Каким будет потомство, если скрестить гибриды с розовыми ягодами?
Задача1.5
Задача 1.6
- Гладкая поверхность семян доминирует над морщинистой. Рассмотрите рисунок и определите генотип родителей.
50%
50%
Задача1.6
Задача 1.7
Р:
Х
F :
- Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?
- Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения?
Задача 1.8
Р:
Х
F 1 :
100%
F 2:
25%
75%
- Какая форма плодов доминирует?
- Каковы генотипы родителей и потомства первого и второго поколения?
Задача 1.9
А)
- Определите генотипы исходных растений, если в случае (А) оба растения гетерозиготны по окраске, а в случае (В) гетерозиготно лишь одно растение. Составьте схемы скрещивания и укажите фенотипы и генотипы потомства в обоих случаях
Р:
Х
В)
Р:
Х
Задача 1.10
Р:
Х
- Определите, какая окраска шерсти доминирует у мышей?
- Назовите генотипы родительских форм и гибридов первого поколения, если известно, что родители гомозиготны.
- Каковы будут фенотипы и генотипы гибридов второго поколения?
F 1 :
F 2:
?
Задача 1.11
Р:
Х
F 1 :
- У ночной красавицы красная окраска цветка неполно доминирует над белой. Составьте схему скрещиваний получения потомства первого и второго поколения. Каково будет расщепление по фенотипу во втором поколении?
Задача 1.12
- Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния.
- У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом.
- а) Сколько типов гамет может образоваться у отца?
б) Сколько типов гамет может образоваться у матери?
- в) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?
- г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
- д) Какова вероятность того, что второй ребенок может родиться больным?
13
Задача 1.13
- У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. Нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В потомстве произошло
расщепление признаков: 123 растения нормальных, 112 карликовых. Определите генотипы родителей и потомков.
13
Задача 1.14
- Альбинизм у человека наследуется как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет нормальную пигментацию, первый ребенок имеет нормальное развитие пигмента, а второй альбинос. Определите генотипы родителей и двух детей. Какова вероятность рождения третьего ребенка здоровым?
Задача 1.15
- У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой дают потомство тоже с широкими листьями, а растения с узкими листьями – только потомство с узкими листьями. В результате скрещивания широколистной и узколистной особей возникают растения с листьями промежуточной ширины. Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины
Задача 1.16
- Были взяты 6 кроликов – самок и скрещены с рецессивным гомозиготным черным самцом. В пяти случаях все потомство состояло из серых кроликов. В одном случае среди 9 кроликов было 5 серых и 4 черных. Напишите генотипы родителей и потомства во всех случаях скрещивания.
Задача 1.17
- У собак короткая шерсть доминирует над длинной. Охотник купил собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки? Составьте схему скрещивания. Каков должен быть результат, если собака чистопородная?
Задача 1.18
- У мышей длинные уши наследуются как доминантный признак, а короткие уши – как рецессивный. Скрестили самца с длинными ушами с самкой с короткими ушами. В первом поколении все потомство получилось с длинными ушами. Определите генотип самца.
Задача 1.19
- Кохинуровые норки (светлая окраска с темным крестом на спине) получаются в результате скрещивания белых норок с темными. Какое потомство можно ожидать от скрещивания кохинуровых норок с белыми?
Задача 1.20
- У человека ген праворукости доминирует над геном леворукости. Женщина –правша выходит замуж за мужчину – правщу. Известно, что отцы у обоих были левшами. Какова вероятность рождения левшей в этой семье?
Ответы:
Задача 1.1
75% полосатых и 25% гладких
75% гладких и 25% полосатых
50% гладких и 50% полосатых
Задача 1.2
Все потомство будет кареглазым
50% кареглазых и 50 % голубоглазых
Задача 1.3
Равна 0
25%
50%
Задача 1.4
100% семян черной окраски
50% семян черных и 50% семян белых
100% семян белого цвета
Задача 1.5
50% с красными плодами и 50% с белыми
25% с белыми, 50%с розовыми,
25% с красными
75% с розовыми и 25% с белыми
Задача 1.6
АА и Аа
АА и аа
Аа и аа
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.1
1.3
1.4
1.5
1.6
1.1
Источники текстов задач:
- Петросова Р.А. Дидактический материал по общей биологии: Пособие для учителей биологии/Р.А.Петросова,Н.Н.Пилипенко,А.В.Теремов.Под ред.А.И.Никишова. – М.:»РАУБ – Цитадель».Мн.:ООО»Белфарпост»,1997.
- Муртазин Г.М.Задачи и упражнения по общей биологии:пособие для учителей. – М.:Просвещение,1981.
- Биология.10 класс:поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева,П.М.Бородина,Н.Н.Воронцова 2 часть/авт.сост.А.Ю.Гаврилова.-Волгоград:Учитель,2006г
Список источников иллюстраций
- www.idrusogorod.ru – арбуз
- www.24 open.ru –арбуз
- http :// igannis.wordpress.com - полидактилия
- www.orangesnow.ru – клубника
- http :// agrotorg.net -помидор
- http :// www.bashvest.ru- помидор
- http :// myfl.ru- львиный - львиный зев
- www.photosigh.ru – ночная красавица
- http :// foto.spbland.ru – ночная красавица
- http :// ok.ya1.ru- альбинос
- www.nixpena.net- альбинос
- www.nightwish- белая норка
- http :// www.zoovet.ru- мышь белая
- www.dezcomfort.ru- серая мышь
- http :// www.karlik-krolik.ru- кролик
- http :// ib.komisc.ru- норка
- http :// macroclub.com.ru -норка