СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи "Моногибридное скрещивание"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задачи "Моногибридное скрещивание"»

Содержание  (Моногибридное скрещивание) Задачи с ответами Задача 1.1 Задача 1.2 Задача 1.3 Задача 1.4 Задача 1.5 Задачи в рисунках : 1.6 ; 1.7;  1.8  1.9 ; 1.10 ; 1.11. Задачи разнообразного содержания: 1.12 ; 1.13 ; 1.14 ; 1.15 ;  1.16 ; 1.17 ; 1.18 ; 1.19 ; 1.20.

Содержание (Моногибридное скрещивание)

Задачи с ответами

  • Задача 1.1
  • Задача 1.2
  • Задача 1.3
  • Задача 1.4
  • Задача 1.5

Задачи в рисунках : 1.6 ; 1.7; 1.8 1.9 ; 1.10 ; 1.11.

Задачи разнообразного содержания: 1.12 ; 1.13 ; 1.14 ; 1.15 ; 1.16 ; 1.17 ; 1.18 ; 1.19 ; 1.20.

Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами? ?-гладкая окраска ?-полосатая окраска   Фенотип Р: Генотип Р: ? Гаметы: ? Генотип F : ? Фенотип F : ? Х Задача 1.1

Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

  • ?-гладкая окраска
  • ?-полосатая окраска
  • Фенотип Р:
  • Генотип Р: ?
  • Гаметы: ?
  • Генотип F : ?
  • Фенотип F : ?

Х

Задача 1.1

Задача 1.2 Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых родителей. Отец женщины имел голубые глаза, а в роду мужчины все родственники по материнской и отцовской линии были кареглазыми. Известно, что карие глаза являются доминантным признаком Задача 1.2 3

Задача 1.2

  • Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых родителей. Отец женщины имел голубые глаза, а в роду мужчины все родственники по материнской и отцовской линии были кареглазыми. Известно, что карие глаза являются доминантным признаком

Задача 1.2

3

Задача 1.3 У человека ген полидактилии доминирует над нормальной пятипалой рукой. В семье, где у одного родителя шестипалая кисть, а у второго – нормальное строение кисти, родился ребенок с нормальным строением кисти. Определите вероятность рождения второго ребенка без аномалии. Задача 1.3 3

Задача 1.3

  • У человека ген полидактилии доминирует над нормальной пятипалой рукой. В семье, где у одного родителя шестипалая кисть, а у второго – нормальное строение кисти, родился ребенок с нормальным строением кисти. Определите вероятность рождения второго ребенка без аномалии.

Задача 1.3

3

Задача1.4 У фасоли черная окраска кожуры доминирует над белой. Определить окраску семян, полученных в результате скрещивания гомозиготных растений с черной окраской семенной кожуры с растениями с белыми семенами. Задача 1.4

Задача1.4

  • У фасоли черная окраска кожуры доминирует над белой. Определить окраску семян, полученных в результате скрещивания гомозиготных растений с черной окраской семенной кожуры с растениями с белыми семенами.

Задача 1.4

Задача 1.5 Задача 1.5 Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Каким будет потомство, если скрестить гибриды с розовыми ягодами? Задача1.5

Задача 1.5

  • Задача 1.5 Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Каким будет потомство, если скрестить гибриды с розовыми ягодами?

Задача1.5

Задача 1.6 Гладкая поверхность семян доминирует над морщинистой. Рассмотрите рисунок и определите генотип родителей. 50% 50% Задача1.6

Задача 1.6

  • Гладкая поверхность семян доминирует над морщинистой. Рассмотрите рисунок и определите генотип родителей.

50%

50%

Задача1.6

Задача 1.7 Р: Х F : Какая окраска шерсти у кроликов доминирует? Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения?

Задача 1.7

Р:

Х

F :

  • Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?
  • Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения?

Задача 1.8 Р: Х F  1 : 100% F  2: 25% 75% Какая форма плодов доминирует? Каковы генотипы родителей и потомства первого и второго поколения?

Задача 1.8

Р:

Х

F 1 :

100%

F 2:

25%

75%

  • Какая форма плодов доминирует?
  • Каковы генотипы родителей и потомства первого и второго поколения?

Задача 1.9 А) Определите генотипы исходных растений, если в случае (А) оба растения гетерозиготны по окраске, а в случае (В) гетерозиготно лишь одно растение. Составьте схемы скрещивания и укажите фенотипы и генотипы потомства в обоих случаях Р: Х В) Р: Х

Задача 1.9

А)

  • Определите генотипы исходных растений, если в случае (А) оба растения гетерозиготны по окраске, а в случае (В) гетерозиготно лишь одно растение. Составьте схемы скрещивания и укажите фенотипы и генотипы потомства в обоих случаях

Р:

Х

В)

Р:

Х

Задача 1.10 Р: Х Определите, какая окраска шерсти доминирует у мышей? Назовите генотипы родительских форм и гибридов первого поколения, если известно, что родители гомозиготны. Каковы будут фенотипы и генотипы гибридов второго поколения? F  1 : F  2: ?

Задача 1.10

Р:

Х

  • Определите, какая окраска шерсти доминирует у мышей?
  • Назовите генотипы родительских форм и гибридов первого поколения, если известно, что родители гомозиготны.
  • Каковы будут фенотипы и генотипы гибридов второго поколения?

F 1 :

F 2:

?

Задача 1.11 Р: Х F  1 : У ночной красавицы красная окраска цветка неполно доминирует над белой. Составьте схему скрещиваний получения потомства первого и второго поколения. Каково будет расщепление по фенотипу во втором поколении?

Задача 1.11

Р:

Х

F 1 :

  • У ночной красавицы красная окраска цветка неполно доминирует над белой. Составьте схему скрещиваний получения потомства первого и второго поколения. Каково будет расщепление по фенотипу во втором поколении?

Задача 1.12 Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом. а) Сколько типов гамет может образоваться у отца?  б) Сколько типов гамет может образоваться у матери? в) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье? г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье? д) Какова вероятность того, что второй ребенок может родиться больным? 13

Задача 1.12

  • Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния.
  • У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом.
  • а) Сколько типов гамет может образоваться у отца?

б) Сколько типов гамет может образоваться у матери?

  • в) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?
  • г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
  • д) Какова вероятность того, что второй ребенок может родиться больным?

13

Задача 1.13 У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. Нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В потомстве произошло  расщепление признаков: 123 растения нормальных, 112 карликовых. Определите генотипы родителей и потомков. 13

Задача 1.13

  • У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. Нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В потомстве произошло

расщепление признаков: 123 растения нормальных, 112 карликовых. Определите генотипы родителей и потомков.

13

Задача 1.14 Альбинизм у человека наследуется как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет нормальную пигментацию, первый ребенок имеет нормальное развитие пигмента, а второй альбинос. Определите генотипы родителей и двух детей. Какова вероятность рождения третьего ребенка здоровым?

Задача 1.14

  • Альбинизм у человека наследуется как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет нормальную пигментацию, первый ребенок имеет нормальное развитие пигмента, а второй альбинос. Определите генотипы родителей и двух детей. Какова вероятность рождения третьего ребенка здоровым?

Задача 1.15 У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой дают потомство тоже с широкими листьями, а растения с узкими листьями – только потомство с узкими листьями. В результате скрещивания широколистной и узколистной особей возникают растения с листьями промежуточной ширины. Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины

Задача 1.15

  • У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой дают потомство тоже с широкими листьями, а растения с узкими листьями – только потомство с узкими листьями. В результате скрещивания широколистной и узколистной особей возникают растения с листьями промежуточной ширины. Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины

Задача 1.16 Были взяты 6 кроликов – самок и скрещены с рецессивным гомозиготным черным самцом. В пяти случаях все потомство состояло из серых кроликов. В одном случае среди 9 кроликов было 5 серых и 4 черных. Напишите генотипы родителей и потомства во всех случаях скрещивания.

Задача 1.16

  • Были взяты 6 кроликов – самок и скрещены с рецессивным гомозиготным черным самцом. В пяти случаях все потомство состояло из серых кроликов. В одном случае среди 9 кроликов было 5 серых и 4 черных. Напишите генотипы родителей и потомства во всех случаях скрещивания.

Задача 1.17 У собак короткая шерсть доминирует над длинной. Охотник купил собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки? Составьте схему скрещивания. Каков должен быть результат, если собака чистопородная?

Задача 1.17

  • У собак короткая шерсть доминирует над длинной. Охотник купил собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки? Составьте схему скрещивания. Каков должен быть результат, если собака чистопородная?

Задача 1.18 У мышей длинные уши наследуются как доминантный признак, а короткие уши – как рецессивный. Скрестили самца с длинными ушами с самкой с короткими ушами. В первом поколении все потомство получилось с длинными ушами. Определите генотип самца.

Задача 1.18

  • У мышей длинные уши наследуются как доминантный признак, а короткие уши – как рецессивный. Скрестили самца с длинными ушами с самкой с короткими ушами. В первом поколении все потомство получилось с длинными ушами. Определите генотип самца.

Задача 1.19 Кохинуровые норки (светлая окраска с темным крестом на спине) получаются в результате скрещивания белых норок с темными. Какое потомство можно ожидать от скрещивания кохинуровых норок с белыми?

Задача 1.19

  • Кохинуровые норки (светлая окраска с темным крестом на спине) получаются в результате скрещивания белых норок с темными. Какое потомство можно ожидать от скрещивания кохинуровых норок с белыми?

Задача 1.20 У человека ген праворукости доминирует над геном леворукости. Женщина –правша выходит замуж за мужчину – правщу. Известно, что отцы у обоих были левшами. Какова вероятность рождения левшей в этой семье?

Задача 1.20

  • У человека ген праворукости доминирует над геном леворукости. Женщина –правша выходит замуж за мужчину – правщу. Известно, что отцы у обоих были левшами. Какова вероятность рождения левшей в этой семье?

Ответы:

Ответы:

Задача 1.1 75% полосатых и 25% гладких 75% гладких и 25% полосатых 50% гладких и 50% полосатых

Задача 1.1

75% полосатых и 25% гладких

75% гладких и 25% полосатых

50% гладких и 50% полосатых

Задача 1.2 Все потомство будет кареглазым 50% кареглазых и 50 % голубоглазых

Задача 1.2

Все потомство будет кареглазым

50% кареглазых и 50 % голубоглазых

Задача 1.3 Равна 0 25% 50%

Задача 1.3

Равна 0

25%

50%

Задача 1.4 100% семян черной окраски 50% семян черных и 50% семян белых 100% семян белого цвета

Задача 1.4

100% семян черной окраски

50% семян черных и 50% семян белых

100% семян белого цвета

Задача 1.5 50% с красными плодами и 50% с белыми 25% с белыми, 50%с розовыми, 25% с красными 75% с розовыми и 25% с белыми

Задача 1.5

50% с красными плодами и 50% с белыми

25% с белыми, 50%с розовыми,

25% с красными

75% с розовыми и 25% с белыми

Задача 1.6 АА   и Аа АА и аа Аа  и аа

Задача 1.6

АА и Аа

АА и аа

Аа и аа

1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.1

1.3 1.4 1.5 1.6 1.1

1.3

1.4

1.5

1.6

1.1

Источники текстов задач: Петросова Р.А. Дидактический материал по общей биологии: Пособие для учителей биологии/Р.А.Петросова,Н.Н.Пилипенко,А.В.Теремов.Под ред.А.И.Никишова. – М.:»РАУБ – Цитадель».Мн.:ООО»Белфарпост»,1997. Муртазин Г.М.Задачи и упражнения по общей биологии:пособие для учителей. – М.:Просвещение,1981. Биология.10 класс:поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева,П.М.Бородина,Н.Н.Воронцова 2 часть/авт.сост.А.Ю.Гаврилова.-Волгоград:Учитель,2006г

Источники текстов задач:

  • Петросова Р.А. Дидактический материал по общей биологии: Пособие для учителей биологии/Р.А.Петросова,Н.Н.Пилипенко,А.В.Теремов.Под ред.А.И.Никишова. – М.:»РАУБ – Цитадель».Мн.:ООО»Белфарпост»,1997.
  • Муртазин Г.М.Задачи и упражнения по общей биологии:пособие для учителей. – М.:Просвещение,1981.
  • Биология.10 класс:поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева,П.М.Бородина,Н.Н.Воронцова 2 часть/авт.сост.А.Ю.Гаврилова.-Волгоград:Учитель,2006г

Список источников иллюстраций www.idrusogorod.ru – арбуз www.24  open.ru –арбуз http :// igannis.wordpress.com - полидактилия www.orangesnow.ru – клубника http :// agrotorg.net -помидор http :// www.bashvest.ru- помидор http :// myfl.ru- львиный - львиный зев www.photosigh.ru – ночная красавица http :// foto.spbland.ru – ночная красавица http :// ok.ya1.ru- альбинос www.nixpena.net- альбинос www.nightwish- белая норка  http :// www.zoovet.ru- мышь белая www.dezcomfort.ru- серая мышь http :// www.karlik-krolik.ru- кролик http :// ib.komisc.ru- норка http :// macroclub.com.ru -норка

Список источников иллюстраций

  • www.idrusogorod.ru – арбуз
  • www.24 open.ru –арбуз
  • http :// igannis.wordpress.com - полидактилия
  • www.orangesnow.ru – клубника
  • http :// agrotorg.net -помидор
  • http :// www.bashvest.ru- помидор
  • http :// myfl.ru- львиный - львиный зев
  • www.photosigh.ru – ночная красавица
  • http :// foto.spbland.ru – ночная красавица
  • http :// ok.ya1.ru- альбинос
  • www.nixpena.net- альбинос
  • www.nightwish- белая норка
  • http :// www.zoovet.ru- мышь белая
  • www.dezcomfort.ru- серая мышь
  • http :// www.karlik-krolik.ru- кролик
  • http :// ib.komisc.ru- норка
  • http :// macroclub.com.ru -норка


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!