СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи музыкального воспитания детей с нарушением интеллекта

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большое значение в педагогике уделяется музыке, поскольку известно, что она обладает особыми выразительными средствами, возможностью непосредственно выражать эмоции, музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, развивает у ребенка чувство прекрасного. Под влиянием музыки ребенок способен включаться в многообразные контакты с окружающим миром, полнее раскрывать свои способности.

Просмотр содержимого документа
«Задачи музыкального воспитания детей с нарушением интеллекта»

















ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА















Вольхина С.Н.

музыкальный руководитель СРЦдН










Образовательные цели

Формировать знания о музыке

Формировать музыкально – эстетический словарь

формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности

Совершенствовать певческие навыки

Развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально – исполнительские навыки.


Воспитывающие цели

Помочь самовыражению школьников через занятия

Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения

Содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоционально отзывчивость

Активировать творческие способности

Учить детей коммуницировать со сверстниками и педагогами.

Учить детей выражать свое отношение к музыке социально приемлемым способом

Учить адекватно реагировать на настроение

Учить адекватным формам снятия напряжения через релаксацию в конце урока)

Учить принимать участие в музыкально – двигательных упражнениях

Коррекционные задачи

Содействие преодолению неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения

Содействие приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими

При этом я ставлю цели по развитию личностных результатов моих воспитанников.

Личностные результаты:

Наличие эмоционально – ценностного отношения к музыке.

Как правило, моя задача, чтобы дети посещающие мои занятия, получали от этого удовольствие и т.о. у них формируется положительная мотивация для посещения и активной работе на занятиях.

Ориентируем на понимание причин успеха в деятельности.

Я всегда делаю акцент ребенка на то, в чем он успешен, а если у него что-то не получилось, то не употребляю словесных фраз о неуспешности ребенка типа «ты сделал неправильно». Обычно стараюсь применять фразы: «у тебя получилось, давай попробуем еще раз». И тогда ребенок не чувствует свою неуспешность более и старается сделать еще лучше на положительно – эмоциональном фоне. Соответственно, раз ребенок успешен, ему захочется еще прийти на музыкальное занятие. При этом, использование различных мультимедийных технологий на занятиях создает определенный мотивационный фактор……


Виды музыкальных занятий

Основные:

Пение

Слушание

Игра на ДМИ

Сопутствующие:

Муз-ритмич. Движения («У жирафов пятна…», упражнения Железновой, )

Музыкальные игры (музицирование на ДМИ)

Муз-литературные композиции

Викторины


ИГРЫ:

Игры-приветствия – всевозможные попевки, когда мы здороваемся друг с другом, представляемся друг другу, даже если дети хорошо знакомы между собой. Предлагается определенная музыкальная фраза и на эту фразу ребенок ритмически накладывает свое приветствие: «Меня зовут Катя», а как тебя зовут? В такой форме я формирую и музыкально-ритмическую, и звуковыстную сторону развития музыкальных способностей, а также и ярко выраженную коммуникационную составляющую- учу детей представляться. Этот навык закрепляем на занятиях, регулярно включая игры – привествия.

Пальчиковые игры

В работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста пальчиковые игры очень востребованы: любую пальчиковую игру при определенном опыте можно наложить на простейшую музыкальную мелодию. И то, что они привыкли делать на занятиях с воспитателем, логопедом или психологом, сидя за столом, в формате музыкального занятия выглядят для них по новому и знакомые движения накладываются на простую музыку и дают вариант совершенно нового упражнения и т.о. помимо развития мелкой моторики, активизируют и способствуют развитию творческого мышления, и развитие музыкально- высотного слуха.

Игры с предметами

Перекладывание мяча под определенную музыку. Например: музыка звучит высоко – мячик лежит в правой руке, музыка звучит низко – мячик лежит в левой руке. В данном виде деятельности предоставляю детям возможность проявить фантазию….

Музыкально – подвижные игры

Использую широкий диапазон различных игр. Например, простая игра по типу «Третий лишний» (стоп мелодия)


Музыкально – дидактические игры

Широко в практике применяю МДИ - когда дети определяют настроение музыки с использованием различных индивидуальных карточек, различных действий, выполняя орпеделенную поставленную учебную задачу.

- Угадай инструмент – ребята учатся определять тембровую окраску инструментов. Для более продвинутых детей - дети угадывают по музыкальному фрагменту, а на начальном этапе обучения – прячу музыкальный инструмент за ширмой и предлагаю детям второй комплект таких же музыкальных инструментов, чтобы ребенок подошел и взял именно тот инструмент, который звучал за ширмой.

- Свой оркестр - для игры понадобятся картинки с изображением музыкальных инструментов. Включаю любую веселую музыку и показываю картинки, чередуя их друг с другом. При этом предлагаю детям взять инструменты – одному бубен, другому – маракасы, третьему -…. На каждый инструмент – своя визуальная карточка, сначала дети играют по очереди, в зависимости от показываемой карточки, потом можно показывать по 2, затем по 3 карточки, затем снова по одной. Элемент неожиданности с одной стороны, с другой - элемент сотворчества дает детям хороший позитивный эмоциональный настрой.

Загадочный инструмент

Выбираем водящего, он выходит из зала, дети загадывают какой—нибудь музыкальный инструмент, например, бубен. Водящий возвращается в зал, подходит по очереди к каждому игроку и каждый участник называет какой-нибудь признак загадочного инструмента. Например: он круглый, у нег есть бубенцы, по нему ударяют рукой, не может петь, может только шуметь и т.д. ребенок водящий должен назвать этот инструмент Принцип игры «Крокодил», но в условиях музыкального занятия.

Прячем мелодию

Использую в форме музыкальной викторины - спрятать мелодию в музыкальном сопровождении и дети угадывают этот музыкальный фрагмент.

Применяю как форму активизации учебного материала при знакомстве с новым музыкальным произведением, для детей младшего возраста использую знакомые мелодии.

Эхо - музыкальный руководитель громко и отчетливо поет отдельные ноты и их соединения, а дети тихо повторяют эти звуки как отголосок эха

Еще один вариант игры – музыкальный руководитель поет громко – за ним по цепочке повторяют дети: 1- ый громко, 2-ой тише, 3-ий еще тише…

Провожу эту игру в форме музыкальной викторины: спрятать мелодию в музыкальном сопровождении

Коммуникативные игры.

Передача фразы друг другу. Часто использую в сочетании с игрой – приветствием. Например: «Меня зовут Максим, а как тебя зовут?»

Артикуляционные игры.

Напрямую пересекаются с логоритмическими занятиями с целью совершенствования, тренировки артикуляционного аппарата. Соответсвенно, формировать у детей звукопроизносительную сторону речи

Дыхательные игры.

Использую во время пропевания коротких и длинных звуков путем чередования. Часто использую в рамках ритмического задания – в определенном ритме: 3 коротких звука 1 длинный. Или 3 коротких звука 2 длинных

В импровизационной форме – по дирижерскому жесту педагога.

Т.о. МДИ в работе с детьми с нарушениями в развитии разных форм используются в моей практике достаточно активно.

Структура музыкального занятия.

1 Музыкальное приветствие.

2. Логоритмические распевки.

3. Разучивание/повторение репертуарных песен

4. Музыкально - речевые и пальчиковые игры для разгрузки детей.

5. Музицирование на ДМИ.

6. Музыкально – двигательные игры в пространстве (хороводы, танцы).

7. Релаксационное упражнение под музыку.

8. Подведение итогов занятия, ритуал прощания.


Элемент определенной неожиданности создает игровой момент