Организационный момент | (чтение стихотворения ученицей) Звонок голосистою птицей Опять пролетел поутру. И мы начинаем учиться Труду, вдохновенью, добру… Путь этот цветами не выстлан, Тернисты его рубежи, Но в классе сидит любопытство, Которому в будущем жить. Рефлексия - Ребята, что это за любопытство сидит у нас в классе? | Настрой на работу, создание благоприятной атмосферы, мотивирует на ситуацию успеха, на развитие чувства долга и ответственности, произвольности психических процессов | Настраиваются на активную и продуктивную работу. Учатся оценивать свое внутреннее состояние, нацеливаются на положительные результаты в работе, на удержание учебной задачи |
Мотивация учебной деятельности (формулировка темы) | Ребята, на каждом уроке вы узнаёте что-то новое. На доске зашифрована тема нашего урока. Вспомните законы умножения и, выполнив вычисления, расшифруйте её. Задание: Вычисляя примеры удобным способом, разгадать зашифрованную на доске, запись. (Ответы записаны на доске, примеры на карточках, на другой стороне карточки написана буква). З а д а ч и «н а ч а с т и» 918 152 420 624 386 336 171 192 1200 500 800 700 90 Примеры на карточках: = 152 а 72∙12 + 28∙12 = 1200 ч = 420 д (200 – 7) ∙2 = 386 ч = 624а 34 ∙5 + 66 ∙5; = 500 а = 918 з 87∙ 9 – 77 ∙ 9 = 90 и (60 – 3) ∙ 3 = 171 н (50 + 6) ∙ 6 = 336 и (40 + 8)∙4 = 192 а 101 ∙7 – 1 ∙7; = 700 т 25*8*4 = 800 с | Организует повторение; организует обратную связь; убеждается в точности выполнения задания; создает ситуацию успеха. | Учащиеся, используя распределительный закон находят значения выражений и расшифровывают тему урока Задачи «на части», которую записывают в тетрадь. |
Открытие новых знаний | Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» «Прочитал я задачу, и даже смех разобрал. “Вот так задача! — думаю. — Чего тут не понимать? Ясно, 120 надо поделить на 2, получится 60. Значит, девочка сорвала 60 орехов. Теперь нужно узнать, сколько орехов сорвал мальчик: 120 отнять 60, тоже будет 60… Только как же это так? Получается, что они сорвали поровну, а в задачнике сказано, что девочка сорвала в два раза меньше орехов. Ага! — думаю. — Значит, 60 надо поделить на 2, получится 30. Значит, мальчик сорвал 60, а девочка 30 орехов”. Посмотрел в ответ; а там: мальчик 80, а девочка 40.» -Какую ошибку допустил мальчик? Какое отношение имеет эта задача к теме нашего урока Ответы на эти вопросы мы получим в ходе урока. Рассмотрим задачу, в которой явно упоминаются части некоторой величины: Для варенья из малины на две части ягод берут 3 части сахара. Сколько сахара необходимо взять на 4 кг ягод? Подумайте и ответьте: какое важное условие (которое не оговаривается, но принимается по умолчанию) должно выполняться в задачах на части ? Рассмотрим задачу в которой некоторую величину надо принять за одну или несколько равных частей: На двух полках стоит 120 книг – на первой в 3 раза больше, чем на второй. Сколько книг стоит на каждой полке? Работа в парах Возвращаемся к задаче из повести Н.Носова: Мальчик и девочка сорвали вместе 120 орехов, причём девочка сорвала в два раза меньше орехов. Сколько орехов сорвал каждый? | Зачитывая отрывок из повести Н.Носова учитель, осуществляя межпредметную связь, ставит проблему, организует коллективную работу, выдвижение и проверку предположений, создает ситуацию «разрыва» знаний, подталкивает учащихся к планированию дальнейших действий, к активной мыслительной деятельности, принятию и удержанию учебной задачи. Включает учащихся в активную мыслительную деятельность. Предлагает новый вид краткой записи в виде схематического рисунка. Помогает, при необходимости, определить какую величину надо принять за одну часть. Учитель подводит учащихся к решению проблемы, контролирует предложения учащихся, вызывает ученика, предложившего верное решение к доске. | Дети включаются в поисковую деятельность, размышляют над проблемой, выдвигают предположения, включаются в активный диалог, выслушивают мнения одноклассников, учителя, формируют свою точку зрения, контролируют себя и товарищей, планируют дальнейшую работу, помогают друг другу, учатся договариваться и принимать мнение других, осознают нехватку знаний. Учащиеся включаются в практическую деятельность, размышляя над задачей. Используя схему находят сколько кг приходится на одну часть, а затем на 3 части. Анализируя схематический рисунок, делают вывод о том, что все части, о которых идет речь в задаче, равные. Учащиеся включаются в активный диалог, выслушивают мнения одноклассников, формируют свою точку зрения, помогают друг другу. Выясняют, что книги, стоящие на второй полке надо принять за одну часть, а на первой – за 3 части, составляют схему, опираясь на которую решают задачу. Анализируя повторно задачу, находят верное решение, указывая на тип задачи, выслушивают мнения соседа по парте. Записывают решение в тетрадях, осуществляют самоконтроль . |
Первичное закрепление | Работа в группах №221(а), 226(а) Сформулируйте алгоритм решения задач «на части» | Организует усвоение детьми нового действия при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи. Осуществляет визуальный контроль за деятельностью групп, при необходимости оказывает помощь. Сканирует тетрадь с решением одного из учащихся, проецирует на интерактивную доску, с целью организации самоконтроля. | Учащиеся включаются в практическую деятельность, размышляют над задачами, включаются в активный диалог в группе, выслушивают мнения участников группы, формируют свою точку зрения, помогают друг другу, учатся договариваться и принимать мнение других, осуществляют самоконтроль. |
Рефлексия | Рефлексия учебного материала 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось… | Учитель организует итоговую беседу. Инициирует рефлексию детей по поводу оценки своего вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. | Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске. Демонстрируют умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи с применением новых математических терминов. |