Конспект урока в 5 классе «Задачи на части»
Тема: повторение и закрепление знаний
Тип урока – урок-рефлексия.
Задачи урока:
Образовательные: повторить решение задач на части; умение применять алгоритм решения задач на части.
Развивающие: расширять кругозор обучающихся, повышать информационную культуру; развивать приемы умственной деятельности, умение анализировать, сравнивать и делать выводы; развивать устную речь, память, внимание;
Воспитательные: воспитывать умение высказывать свое мнение; воспитывать умение участвовать в диалоге; формировать способность к позитивному сотрудничеству.
Планируемые результаты:
Предметные: закрепить знания по теме “Задачи на части”; отрабатывать умение решать задачи на части; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные:
Личностные УУД: содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке; развивать самостоятельность мышления в учебной деятельности; формировать доброжелательное отношение к иному мнению.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; находить вариант решения учебной задачи; уметь определять цель и задачи учебной деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; понимать сущности алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;
Познавательные УУД: владеть смысловым чтением; осуществлять поиск нужной информации, используя предоставленные источники; осуществлять анализ объекта, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения; Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в группе; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; планирование учебного сотрудничества.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Учебник (УМК): Математика: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений [С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин]- М.: Просвещение, 2010.
Ход урока
1. Орг момент
- «Прозвенел и смолк звонок. Начинаем мы урок.»
Как известно успешность любого урока зависит от его начала, от эмоционального настроя. Вот и я предлагаю начать наш урок с игры «Добрый день».
Я буду говорить слова «Добрый день», а те, кого это касается помашут мне рукой.
Добрый день всем, у кого сейчас хорошее настроение.
Добрый день всем, у кого день рождения зимой или весной.
Добрый день всем, кто родился летом или осенью.
Добрый день всем учителям, гостям нашего урока.
Сегодня у нас интересный урок. Сегодня мы будем с вами работать в группах, но в каких мы поговорим чуть позже. Поэтому давайте вспомним правила работы в группе.
Также на столе у вас у каждого лежит лист самооценки, возьмите свои листы и подпишите. В них вы видите таблицу, куда вы и ваши товарищи будете выставляться оценки за вашу работу в течение нашего урока.
Оценочный лист
Критерии оценки | Оцениваю себя сам | Оценка товарища |
1. Активно работал в группе | | |
2. Выполнял свои обязанности | | |
3. Соблюдал культуру общения | | |
| ++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе | ++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, но ты справился - у тебя не получилось работать в группе |
4.Оценка работы группы (поставить знак +) |
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. | У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя |
Постановка темы и цели урока
Урок у нас необычный, поэтому будьте очень внимательны. Сначала узнаем тему и сформулируем цели урока.
Итак, тему нашего урока вы узнаете, после того как отгадаете шараду:
Сначала назови ты за городом дом,
В котором лишь летом семьёй живем,
(дача)
Две буквы к названью приставь заодно,
Получится то, что решать суждено.
(задача)
Вычислить, используя свойства сложения и умножения и расположите ответы в порядке убывания:
1. 52 х 13 + 48 х 13;
2. 438 х 9 – 238 х 9;
3. 50 х 73 – 49 х 73;
4. 6 х 52;
5. 198 х15 – 98 х 15.
1300 | 73 | 1500 | 1800 | 312 |
с | и | а | ч | т |
ЧАСТИ
- А теперь попробуйте сформулировать тему урока.
Итак, тема сегодняшнего урока: “Задачи на части”,
- Откройте тетради, запишите число, сегодня 24 октября, классная работа, тема: Задачи на части.
Каковы же цели нашего урока?
-уметь решать основные типы задач «на части», грамотно оформлять решение задачи;
-формировать навыки и умения применять алгоритмы при решении задач «на части»
Актуализация знаний
Продолжим решать устно устно задачки. Рассмотрим задачи, в которых явно упоминаются части некоторой величины:
Масса одной части ягод 12 кг. Какова масса трех частей?
Масса трех частей ягод 15 кг. Как узнать какова масса одной части?
А теперь, давайте вспомним алгоритм решения задач на части, для этого решим задачу
Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Всего они сорвали 120 штук. Девочка сорвала в два раза больше мальчика. Сколько орехов было у мальчика и девочки в отдельности? (40 и 80)
М-1 часть ? штук
Д – 2 части ? штук
Всего 120 штук.
Решение.
Сначала составить план
1+2=3(части)
120/3=40(штук)-одна часть
1*40=40 (штук)- собрал мальчик
2*40= 80 (штук ) – собрала девочка
Ответ: мальчик 40 шт, девочка 80 штук
4.Физминутка
Работа в группах по теме
Кого вы видите на картинках? (Повар, строитель, лаборант, доктор, вареньевар)
-Как вы думаете, нужно ли людям этих профессий уметь решать задачи на части?
( - В повседневной жизни человеку нередко приходится сталкиваться с "рецептами" приготовления (или изготовления чего-либо). -гипотеза
Хотите ли вы побыть на их месте? (Да)
Ну тогда вы сейчас вы ими станете и в начале урока при входе вы выбрали бумажку, на которой нарисован эмблема каждой профессии сразу определили за каким столом вы будете сидеть
Сегодня у нас 5 групп: повара, вареньевары, лаборанты, строители, доктора. Задачи каждой группы: у вас на столе лежат листы а4 и фломастеры, сейчас каждая группа получит задачу, и вы должны ее решить каждый в своей тетради и затем оформить ее вместе на листе а4 и представить классу, также на обратной стороне листа записать план (алгоритм) решения вашей задачи. На работу дается 6 минут.
1 задача лаборанты
Мыльный раствор для надувания пузырей.
Один из самых простых вариантов того, как сделать мыльные пузыри дома. Для этого потребуются: 2 части жидкости для мытья посуды, 6 частей воды и 1 часть глицерина. Сколько потребуется мл. жидкости для мытья посуды если взяли воды и глицерина 350 мл.?
2 задача повара
Рисовая каша
Для приготовления рисовой каши надо взять 2 части риса, 3 части молока и 5 частей воды. Сколько молока и сколько воды понадобится, если взять 220г риса?
3 задача доктор
Настойка для полоскания рта
Ромашка – 3 части; Календула – 2 части; Шалфей – 4 части. Сколько граммов нужно взять шалфея, если ромашки и календулы 100 грамм?
4 задача строители
Бетонная смесь для заливки пола.
Чтобы приготовить бетонную смесь необходимо взять цемент – 1 часть, песок – 2 части, щебня – 4 части и воды – 3 части. Сколько литров потребуется взять воды, если цемента и щебня взяли 10 кг?
5 задача вареньевары
Черничное варенье
В кулинарной книге написано, что для варенья из черники на 3 части ягод надо брать 2 части сахара. Сколько сахара надо взять на 9 кг черники?
Каждая группа представляет задачу, тем временем вы записываете ее решение в свою тетрадь.
Молодцы! Каждая группа справилась, как смогла. Давайте подведём итоги.
6. Подведение итогов.
-Зачем же нам уметь решать задачи на части? чтобы учитель не поставил двойку, эти задачи встретятся на экзаменах.
-Эти знания пригодятся нам в жизни? мы не сможем испечь торт или покрасить пол и др.
7. Выставление отметок
В оценочном листе вы должны посчитать кол-во «+», если у вас 5-6= «5» 4-3 = «4», 2-1 = «3». После урока подойдите с оценочными листами ко мне, и мы выставим отметки.
8 . Рефлексия
9. Домашнее задание: Придумать задачу на создание детского коктейля для бармена. Оформить и решить ее у себя в тетради
1 задача лаборанты Мыльный раствор для надувания пузырей Один из самых простых вариантов того, как сделать мыльные пузыри дома. Для этого потребуются: 2 части жидкости для мытья посуды, 6 частей воды и 1 часть глицерина. Сколько потребуется мл. жидкости для мытья посуды если взяли воды и глицерина 350 мл? |
2 задача повара Рисовая каша Для приготовления рисовой каши надо взять 2 части риса, 3 части молока и 5 частей воды. Сколько молока и сколько воды понадобится, если взять 220г риса? |
3 задача доктор Настойка для полоскания рта Ромашка – 3 части; Календула – 2 части; Шалфей – 4 части. Сколько граммов нужно взять шалфея, если ромашки и календулы 100 грамм? |
4 задача строители Б етонная смесь для заливки пола Чтобы приготовить бетонную смесь необходимо взять цемент – 1 часть, песок – 2 части, щебня – 4 части и воды – 3 части. Сколько литров потребуется взять воды, если цемента и щебня взяли 10 кг? |
5 задача вареньевары Черничное варенье В кулинарной книге написано, что для варенья из черники на 3 части ягод надо брать 2 части сахара. Сколько сахара надо взять на 9 кг черники? |