Учебно-методическое обеспечение: Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, математика 3 класс
Время реализации занятия: по тематическому планированию 126 урок, 62 урок в разделе «Числа от 1 до 100»
№ п/п | Этапы урока и вид деятельности | Вид учебной деятельности | Форма организации УД | Содержание учебного материала | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | беседа | фронтальная | - Ребята, великий писатель Максим Горький сказал: «Всегда – учиться, всё – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь» - А можно ли эти слова отнести к вам? - Как связаны эти слова с нашим уроком? - А вы хотите стать сильнее? - Тогда подарите улыбку друг - другу и пожелайте удачи! - Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание. - Как вы будете это делать? -Правильно. Желаю вам успешной работы! | - Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях - Сегодня мы узнаем что-то новое и станем сильнее в своих знаниях. - Выясним, что мы не знаем и сами откроем новое знание. | Л способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
2 | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Цели: - организовать актуализацию учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | Работа по карточкам (самоконтроль) поиск и выделение необходимой информации | индивидуальная | - Сейчас мы повторим то, что пригодится вам для открытия нового знания. - Я вам зачитываю выражения, а вы записывайте ответы только тогда, когда будет пример на умножение или деление. - Проверьте 6, 12, 18, 24 - На оценочных листах в первой клетке поставьте себе отметку. - Кто из вас ошибся? - Исправьте ошибки, будьте внимательными и все у вас получится. - Посмотрите на ряд чисел, который у вас получился. - Какая закономерность получилась? - Что значит увеличить число на 6? - Что значит уменьшить число на 6? - Перед вами карточки белого цвета. - На карточках работаем самостоятельно, запишите выражения и найдите их значения: Увеличить 15 на 8 | | Уменьшить 42 на 6 | | Увеличить 2 в 4 раза | | Уменьшить 6 в 3 раза | | - Кто считает, что он правильно выполнил задание? - Кто не справился с заданием? | Учащиеся записывают ответы только выражений на умножение и деление - Каждое следующее число увеличивалось на 6 - К заданному числу прибавить 6 единиц - Из заданного числа вычесть 6 единиц | П умение ориентироваться в своей системе знаний К умение слушать и понимать других К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К умение оформлять свои мысли в устной форме Р умение осуществлять самоконтроль и самооценку Л способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
3 | Постановка учебной задачи Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства | анализ задания | фронтальная | - В каком месте возникло затруднение? - Почему возникло затруднение? - Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? - Что вы будете делать дальше? | - Мы не смогли решить 2-ое и 3-е выражения - Мы не знаем как решаются выражения, когда надо увеличить или уменьшить число в несколько раз - Мы выяснили, что мы не знаем. - Сами построим новое знание | К умение оформлять свои мысли в устной форме П умение выявлять сущность, особенности объектов П умение ориентироваться в своей системе знаний |
| | | | − Какова же цель нашего урока? - Правильно. Сегодня мы познакомимся с решением задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | - Мы должны узнать как решаются выражения на увеличение и уменьшение числа в несколько раз | Р умение определять цель деятельности на уроке К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К умение оформлять свои мысли в устной форме |
4 | Реализация построенного проекта. Цели: - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока | поиск и выделение необходимой информации, ее использование в организации работы | Индивидуальная по заданиям учителя | - Перед вами лежат квадраты белого и синего цвета. - Положите 2 белых квадрата - Ниже по 2 синих квадрата 4 раза - Больше или меньше стало синих квадратов? - Так во сколько же раз их стало больше? - Объясните, что значит увеличить 2 в 4 раза? - Вернитесь к третьему выражению в белой карточке. - Какое выражение запишем на карточке? - Мы увеличили число в несколько раз, а как же уменьшить число в несколько раз? - Если синих квадратов в 4 раза больше, чем белых; то белых – в 4 раза меньше. - Какое действие надо выполнить, чтобы уменьшить число в несколько раз? - Выполните последнее вычисление в белой карточке. - Проверим. - Поставьте отметку за работу на этом этапе в следующей клетке. | - Синих квадратов стало больше - Их стало больше в 4 раза - Это значит мы должны по 2 взять 4 раза, т.е. умножать (2 Х 4 = 8) - Мы будем делить - Мы будем делить | П умение представлять информацию в виде схемы П умение на основе анализа объектов делать выводы П умение делать выводы в результате совместной работы К умение слушать и понимать других К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К умение оформлять свои мысли в устной форме Р умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Р умение принимать и сохранять учебную цель и задачу П умение обобщать |
физкультминутка | |
5 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | самоконтроль | Индивидуальная работа с проверкой по образцу | – Ребята, что вы узнали? - Чтобы закрепить новое знание, я предлагаю вам потренироваться на упражнении из учебника. - Откройте учебник на с.77 №4 - У кого нет затруднений, выполните задание самостоятельно. - Проверьте свои записи с записями на доске. - Отметь свою работу в оценочном листе. | - Мы узнали, что если число надо увеличить в несколько раз – мы будем умножать, а если число надо уменьшить в несколько раз – мы будем делить (ученики записывают три выражения с проговариванием у доски) | К умение оформлять свои мысли в устной форме Р умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию П умение обобщать |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать взаимопроверку, взаимооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Самостоятельная работа | Работа по вариантам, в паре | - Возьмите карточку жёлтого цвета. - Работать вы будете по вариантам. - Проверим, как выполнили задание (открыть закрытую доску) - Обменяйтесь карточками с соседом по парте и сделайте проверку. - Поставьте в оценочном листе соседа отметку в следующей клетке. | Работа по вариантам, два ученика за доской | Р умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Р умение осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами |
физкультминутка | |
7 | Включение в систему знаний и повторение Цели: - организовать включение нового знания в систему знаний; - развитие умения анализировать математические задачи | контроль и корректировка хода работы и конечного результата | фронтальная, взаимоконтроль | - Решаем задачу №6 (1) в учебнике. - Какую оценку поставишь себе за работу над задачей? Почему? - Ребята, так же оцените свою работу. - Решаем задачу №6 (2) самостоятельно. - Поставьте отметку за работу в следующей клетке. | Один ученик записывает краткую запись и проводит анализ задачи Ученик оценивает свою работу. Решают задачу самостоятельно. Проверяют по записи на доске. |
|
8 | Рефлексия учебной деятельности Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Обобщение, самоанализ | фронтальная, индивидуальная | − Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? – Какую цель вы поставили в начале урока? − Вы достигли поставленной цели? - Как вы думаете, сегодня вы лучше работали на уроке, чем вчера или хуже? – У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия. Я знаю, какое действие нужно выполнить, чтобы увеличить число в несколько раз. Я знаю, какое действие нужно выполнить, чтобы уменьшить число в несколько раз. В самостоятельной работе у меня всё получилось. Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была). Я сегодня был в учебной деятельности. Я доволен своей работой на уроке. Оценивание работы учащихся. Домашнее задание: с.78, №5, №6 (3) | - Подвести итог нашей работы. - Узнать законы увеличения и уменьшения числа в несколько раз - Да Поднимают карточки согласия, сомнения и несогласия. | К умение слушать и понимать других К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К умение оформлять свои мысли в устной форме Р умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Р умение принимать и сохранять учебную цель и задачу П умение ориентироваться в своей системе знаний П умение обобщать Р умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Для организации рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности у каждого учащегося карточки красного, жёлтого и зелёного цвета.
Урок математики проходил в 3 классе. В классе 20 обучающихся. Класс обучается по УМК «Перспектива»
Урок математики был построен с учётом системно-деятельностного подхода. Выбор именно такого построения урока основан на методологических основах программы УМК «Перспектива». По тематическому планированию 126 урок, 62 урок в разделе «Числа от 1 до 100».
Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнению, самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя, оценку и самооценку выполненной работы.
При построении сценария урока были учтены все особенности учащихся класса. Поэтому урок прошёл в быстром темпе. На уроке шло постоянное взаимодействие учителя и учеников. С целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.
В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.
Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали, что приёмы и способы устных вычислений учащиеся усвоили хорошо, умеют записывать краткую запись к задаче, решать задачи, знают порядок действий, названия компонентов действий и выполняют задания с удовольствием. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.