Городское управление образованием администрации города Черногорска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Бреус Наталья Александрова, учитель начальных классов
Ибрагимова Арзу Рашид Кзы, учитель начальных классов
Задания для формирования функциональной грамотности младших школьников
Черногорск 2022
Аннотация
Работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования функциональной грамотности младших школьников. Нами рассмотрены и проанализированы подходы к определению понятия и структуры функциональной грамотности. В данной работе рассмотрен материал по формированию функциональной грамотности в аспекте читательской грамотности, так как в начальной школе основная цель научить читать и отточить скорость чтения, дети не понимают прочитанного, не вникают в содержание, неумение понимать прочитанное приведет к общей безграмотности. Именно поэтому важно научить детей не только читать, но и осознавать прочитанное. В работе описывается работа по формированию читательской грамотности младших школьников, которая носит ориентировочный характер.
Для оценки функциональной грамотности основаны международные оценочные исследования – оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS), международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA), которые оценивают способности обучающихся использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS), сравнение уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах мира). В ходе тестирования оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная, грамотность.
В заключение нами высказано предположение, что результатом реализации представленной работы будет повышение уровня формирования функциональной грамотности младших школьников.
Практическая значимость работы заключается, в том, что данный материал может быть полезен для учителей начальных классов при проведении занятий для формирования функциональной грамотности.
Оглавление
1.Введение ……..4
2.Основная часть ……..5
3.Заключение ……12
4.Список использованных источников ……13
Введение
Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся является одной из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, там, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности, таким как: чтение и письмо, говорение и слушание.
Именно в начальной школе необходимо заложить «заложить» такой навык, как основы читательской грамотности. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Грамотный человек – это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общении и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
Цель формирования функциональной грамотности – формирование читательской грамотности младшего школьника.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
научить находить и извлекать информацию из различных текстов;
научить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
Планируемый результат: после проведения работы, дети научатся понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
2. Основная часть
Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Суть технологии заключается в том, что работа с текстом организуется на трех этапах с подбором соответствующих приемов и заданий:
Этап «до чтения»
Этап «во время чтения»
Этап «после чтения»
Или этап антиципации, подготовки к чтению текста (3-5 минут):
Прочитайте название текста, имя его автора (при наличии).
Просмотрите иллюстрации к тексту.
Стимулируйте учеников сделать предположения, о чем будет текст.
Обратите внимание учеников на структуру текста, расположение абзацев, наличие разного шрифта, подзаголовков, выделенных слов.
Длится 15-20 минут. Возможно несколько вариантов реализации:
1. Вы читаете текст ученикам вслух
Если есть возможность, то лучше всего посадить учеников в круг так, чтобы все видели вас, то есть учителя. Одно и важных условий это то, что текст будет только у учителя, а учащиеся опираются на навыки активного слушания, или текст может быть у всех учеников, и тогда они следят за текстом по ходу чтения. Важно следить за интонацией, правильным темпом и хорошим произношением всех слов (совет — почитайте текст вслух до урока, практикуйте чтение вслух для учеников).
По ходу чтения учителю необходимо делать логически обоснованные паузы (во время этого можно задать вопрос; предложить ученикам проверить верность их предложений на этапе до чтения; важно, что пауз не должно быть много; вы должны их продумать при подготовке к занятию), обращайте внимание на термины, сложные для понимания слова (их можно выписывать на доске, после прочтения текста на третьем этапе можно поработать со словарем или энциклопедией).
2. Дети читают текст самостоятельно
Чем старше ученики, тем успешнее они будут справляться с самостоятельной работой с текстом. Учите учеников читать текст дважды — первый раз для общего понимания текста, второй раз с выполнением заданий для осмысления текста.
Один из хороших приемов в данной работе, это работа со стикерами для заметок — на них можно выписывать цитаты, имена нарицательные, термины, важные события и даты и т.д., в зависимости от типа текста и задания, которое вы подготовили.
Например, термины или даты можно использовать как карточки, если их оформить так: с одной стороны — термин/дата, с другой — определение/название события. Затем их можно сложить в конверт, написать на нем тему и приклеить в тетрадь. На следующих уроках можно играть в игру с этими карточками в парах или группе — стопку карточек положить на стол с термином/датой наверх, ученики по очереди берут карточку и должны назвать соответствующее определение/название события, выигрывает тот, кто назовет больше правильных вариантов.
3. Дети читают текст вслух по очереди в парах, группах
Задания могут быть аналогичными тем, что вы даете при самостоятельном чтении текста, но здесь ученики должны работать в команде — оказывать помощь, внимательно слушать, проверять друг друга, сравнивать ответы.
Длится 15-20 минут. Третий этап тоже может быть вариативным:
Вернитесь к вопросам и предложениям, зафиксированным на этапе «До чтения».
Возможно, появились новые вопросы, которые ученики могут задать вам или другим ученикам.
Проверьте, как ребята справились с работой с графическими организаторами. Результаты можно использовать для устных обсуждений, пересказа текста, письменных работ по содержанию текста — сделать обзор, описание героя, исторического события, доказать утверждение, сравнить объекты или события и т.д. Можно продолжить работу с терминами и ключевыми словами, например, составить глоссарий по данной теме или плакат с терминами.
Можно использовать ролевые игры, если текст предполагает различных героев, события и разные взгляды на эти события.
Для художественных текстов хорошо использовать творческие задания — рисунки с цитатами, инсценировки (при этом ученики могут продумать некий доступный реквизит, нарисовать какие-то элементы, или вы заранее можете подготовить необходимый реквизит и маски для учеников).
Также для формирования читательской грамотности можно использовать комплексные виды работ:
Работа 1
Питомец
У Вики хомяк. Он ручной. У него за щеками склад. Дали ему морковь. Хомяк сунул за щеку.
Дали хлеб. Сунул за щеку. Нет уже места. Хомяк отнес все в гнездо. Просит еще корма. Вот так запас!
Подчеркни название текста.
Сколько в тексте предложений? _____________
Раздели слова на слоги, поставь ударение:
склад хлеб гнезд запас
Какой питомец был у Вики? Запиши ответ.
________________________________________
Оцени себя !!!
Я молодец! Могу и лучше! Я старался!
Работа 2
1. Прочитай. Напиши название.
__________________________
Красавицей русских лесов называют люди берёзу. А кто может усомниться в этом? Стройная, с тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. С давних пор служила берёза символом красоты.
Но не одной красотой славна наша берёза. Многие знают, что она ещё и чудо-сеялка. Ежегодно берёза засевает огромные просторы миллионами мелких семян. В короткий срок появляются всходы.
Берёза – это растение пионер, потому что оно активно обживает новые места.
Интересно, что ствол берёзы даже на солнце остаётся холодным. Чудо это объясняется просто, если вспомнить, что белый цвет хорошо отражает солнечные лучи.
А что можно сказать о пользе берёзы? Берёза используется как декоративное растение при озеленении городов и сёл. Из её древесины изготавливают фанеру, мебель. Берёзовый сок хорошо утоляет жажду. Из её сока готовят лекарства. Листья и кору берёзу с удовольствием едят козы и овцы.
По Н. Юрцевичу
2. Допиши предложения, опираясь на текст.
Береза – это растение пионер, потому что ___________________________________________________
Береза – это чудо-сеялка, потому что ___________________________________________________
3. Выпиши из текста вопросительные предложения. Поставь в словах ударение.
______________________________________________
4. Можно ли назвать этот текст научно-познавательным? Запиши свой ответ.
_____________________________________________
_____________________________________________
5. Верно ли утверждение, что даже в самую жару, в самое пекло ствол берёзы всегда остаётся холодным?
Подчеркни в тексте предложение, подтверждающее твой ответ.
6. Прочитай строки стихотворения о берёзе. Подчеркни сравнение.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.
7. Подбери антонимы и синонимы.
Стройный - ___________________________________
Высокий ______________________________________
Еще одним примером, является работа со стихотворением «Где обедал воробей?»
Нужно прочитать стихотворение. После чего соединить рисунки в такой последовательности, чтобы легко было пересказать стихотворение, глядя только на картинки. Далее прочитать стихотворение еще раз и ответить на вопросы. Найти в стихотворении выделенные слова, выписать их, подчеркнуть мягкие согласные звуки. Разделить выписанные слова на слоги вертикальной чертой. Определить и записать количество звуков и букв в каждом слове.
«Где обедал воробей?»
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решёткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Прочитай стихотворение. Соедини рисунки стрелками так, чтобы было легче пересказать.
Ответь на вопросы. Если нужно, перечитай стихотворение еще раз.
Предположим, что один воробей съедает 5 зернышек в день. Сколько он съест за три дня? Запиши получившееся число.
Ответ: _________________
У кого в этом стихотворении меньше всего ног? Допиши в ответе слово.
Ответ: Меньше всего ног у _____________________________________
Сколько в стихотворении живых существ, которые не умеют летать? Запиши ответ числом.
Ответ: _________________________________________
Найди и спиши выделенные в тексте жирным шрифтом слова.
______________________________________________
Подчеркни в записанных словах буквы мягких согласных звуков. Раздели эти слова вертикальной чертой на слоги.
Определи и запиши цифрой над словами количество звуков и количество букв.
PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – международный проект «Исследование качества чтения и понимания текста». Благодаря тому, что проект PIRLS позволяет сравнить уровень и качество понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, в своей работе мы отдаем первостепенную значимость этому проекту. В этом исследовании читательская грамотность определяется как «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, определяемых обществом и/или ценных для индивида.
Младшие школьники читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах, и для удовольствия».
Именно в контексте этого исследования зародилось понятие читательской грамотности, были разработаны группы читательских умений и выявлены уровни читательской грамотности.
Считаем полезным в нашей работе остановиться на каждом уровне подробней:
Высокий уровень понимания текстов предполагает, что учащиеся понимают существенные сообщения текста, могут делать собственные умозаключения, основываясь на тексте, оценивают как содержание, так и форму текста, обращают внимание на некоторые языковые особенности текста.
Читая художественные тексты, учащиеся, имеющие высокий уровень читательской грамотности способны:
найти и опознать значимые детали, скрытые в разных частях текста;
строить умозаключения для объяснения связи между событиями текста, между чувствами, намерениями и действиями героев и обосновывать свои выводы с помощью текста;
связывать и интерпретировать события истории, действия и черты характера героев, описанные в разных частях текста;
оценивать значение событий истории и действий героев для понимания сообщения текста;
понимать значение некоторых языковых характеристик (метафора, интонация, образ).
Читая информационные тексты, учащиеся, имеющие высокий уровень читательской грамотности способны:
найти и опознать нужную информацию внутри сплошного текста или в сложной таблице;
строить умозаключения о логических связях отдельных сообщений текста для обоснования своего мнения;
связывать вербальную и визуальную информацию для обоснования связей между идеями текста;
оценивать содержание и форму текста при обобщении его основных идей.
Средний уровень понимания текста подразумевает, что читатели могут находить в тексте информацию, делать на ее основе умозаключения, используя при этом некоторые особенности формы и языка текста.
Читая художественные тексты, учащиеся, имеющие средний уровень читательской грамотности могут:
вычитывать события, действия и чувства героев, описанные в явном виде;
строить умозаключения о свойствах, чувствах и мотивации основных героев;
интерпретировать очевидные основания действий героев и давать
простые объяснения;
оценивать отдельные языковые и стилистические особенности текста.
Читая информационные тексты, учащиеся, имеющие средний уровень читательской грамотности могут:
найти и извлечь из текста две – три единицы информации;
использовать подзаголовки, иллюстрации и информацию в отдельных рамочках для того, чтобы найти часть текста, содержащую нужную информацию.
Низкий уровень понимания текстов характеризуется тем, что школьники могут вычитать из текста такую информацию, которая сообщается в явном виде и которую легко локализовать.
Читая художественные тексты, учащиеся, имеющие низкий уровень читательской грамотности могут:
Читая информационные тексты, учащиеся, имеющие низкий уровень читательской грамотности могут:
найти и извлечь информацию, которая в явном виде сообщается в начале текста.
Данные уровни диагностируются через систему тестовых работ, которые были разработаны для художественных и информационных текстов.
Для оценки данной работы, мы провели изучение качества чтения и понимания текста в 2б классе. В исследовании принимали участие 25 человек.
Диагностика проводилась в течение двух уроков, в ходе которых учащимся предлагался художественный текст, и разработанные к тексту задания, на существующие группы читательских умений. После получения инструкции по работе с текстом, учащиеся приступали к самостоятельной работе с текстом, и с заданиями. Каждый школьник выполнял работы, имея перед собой и художественное произведение и задания к нему. На уроке была создана спокойная, доброжелательная обстановка, необходимая для самостоятельной работы.
Диагностика включала 8 вопросов, на каждое читательское умение по 2 вопроса. Работа состояла из 2 вариантов. Каждый вариант содержал художественный текст, рассказывающий о природе. I вариант по Виталию Бианки произведение «Три весны», II вариант по Евгению Чарушину произведение «Рябчонок». В работе оценивалась сформированность четырех групп читательских умений:
1) Общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
2)Нахождение информации, данной в явном виде;
3)Интерпретация текста и обобщение информации;
4)Анализ содержания текста его формы и оценка.
Выполнение заданий требовало обращения к информации из прочитанного текста, а также к своему личному опыту. Для понимания того, насколько учащиеся умеют строить рассуждения, в работу были включены задания закрытого и открытого типа: 5 заданий с выбором одного правильного и 3 задания с открытым ответом – кратким или развернутым.
Для определения у учащихся уровня понимания текста, в свою диагностическую работу мы поместили задания, относящиеся к среднему уровню сложности, и к повышенному. К ним относились:
- 6 заданий относились к среднему уровню сложности. Задания среднего уровня предполагают работу только с информацией текста.
- 2 задания относились к высокому уровню сложности. Задания высокого уровня сложности требуют извлечения явной и неявной информации из текста и самостоятельных рассуждений на ее основе.
Для определения сформированного уровня читательской грамотности у учащихся, в своей работе мы опирались на разработанные, в контексте исследования PIRLS, характеристики каждого уровня и систему оценивания выполненных работ, описанных выше.
- Высокий уровень понимания текста выявлен у 4 человек, что составляет 16% учащихся класса. Это означает, что учащиеся продемонстрировали способность делать собственные выводы, основываясь на тексте, понимать существенные сообщения текста, и способны к интерпретации событий, описанных в произведении.
- Средний уровень понимания текста выявлен у 7 человек, что составляет 28 % учащихся класса. Это значит, что учащиеся этого уровня продемонстрировали умение вычитывать события и действия, данные в явном виде, интерпретировать очевидные основания действий героев.
- С низким уровнем понимания текста выявлен 14 человек, что составляет 56% учащихся класса. Учащиеся данного уровня успешно справлялись с заданиями поиска и извлечения явно описанной информации в тексте, либо такой информации, которая сообщается в начале текста.
Таким образом, сложней всего учащимся даются задания, где необходимо анализировать содержание, язык и структуру текста, оценивать полноту и достоверность информации. Интерпретация текста также вызывает сложности. Чуть больше учащихся справляются с заданиями, где существуют некоторые недосказанности, где нужно самостоятельно сформулировать вывод, это задания на ориентацию в содержании текста. Лучше всего школьникам удается поиск информации, представленной в явном виде.
В результате работы нами была выявлена необходимость в формировании читательской грамотности.
Заключение
И в заключение, хотим сказать, что каждодневная работа учителя на уроке и задания, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. До того, как мы провели занятия, учащиеся не понимали, как нужно выполнять задания к тексту, не понимали смысла прочитанного, не умели выделять главное в тексте. После проведения нами мероприятия на формирование функциональной грамотности, обучающиеся научились понимать смысл прочитанного текста, читать его осознано и выполнять задания по содержанию текста. В дальнейшем мы планируем на каждом уроке использовать задания на формирования функциональной грамотности, так как только систематическая работа даст хорошие результаты по данной проблеме.
В результате исследования были выявлены уровни читательской грамотности младших школьников. Для определения актуального уровня читательской грамотности у учащихся 3-го класса, в своей работе мы опирались на разработанные, в контексте исследования PIRLS, характеристики каждого уровня и систему оценивания выполненных работ. Таким образом, мы выявили, что по результатам анализа выполненных работ стало понятно, что не у всех учащихся сформирована читательская грамотность.
Список использованных источников
Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 6-9.
Кузнецова М.И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников: пособие для учителя. Москва, 2014.
Логвинова И.А., Рождественская Л.В. Формирование навыков функционального чтения. Книга для учителя. Нарва, 2012.
Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова и др. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Российский учебник, 2018. – 288 с
2