Школьная олимпиада по литературному чтению для 4 класса
Ф.И. участника ________________________________________________________________________
1. Ответь на вопросы:
Кто автор повестей о Незнайке и его друзьях? _____________________________________________________________________
Назовите автора, который придумал Чебурашку? _____________________________________________________________________
Кто придумал Карлсона, Пеппи Длинный Чулок и Эмиля из Лёнеберги?
_____________________________________________________________________
Этот поэт создал стихотворения «Парус», «Бородино», «Узник» и множество других. Был убит на дуэли. ____________________________________________________________________
Настоящее имя этого американского писателя – Сэмюэль Клеменс. Он придумал историю о приключениях двух озорников – Тома и Гека.
Под каким псевдонимом мы знаем этого писателя? _____________________________________________________________________
«У лукоморья дуб зелёный …»? _____________________________________________________________________
2. Вспомни, героям какой сказки понадобился этот предмет.
Соедини название предмета и название сказки.
Зонтик | | «Дикие лебеди» |
Санки | «Стойкий оловянный солдатик» |
Скорлупка грецкого ореха | «Оле – Лукойле» |
Крапива | «Снежная королева» |
Бумажный кораблик | «Дюймовочка» |
Кто автор этих сказок?_______________________________________________________
3. Вспомни басни И.А. Крылова и вставь пропущенное слово в название басни
«Лебедь, Щука и …» ___________________________________________________
«Стрекоза и ……» ____________________________________________________
«Слон и ………..» _____________________________________________________
«Зеркало и ………..» ___________________________________________________
«Мартышка и ………..» ________________________________________________
4. Соедини слова, чтобы получилось правильное название сказки.
Аленький … | | Машенька |
…. – семицветик | цветок |
… - искусница | Марья |
… и медведь. | Цветочек |
Каменный … | Цветик |
5. Укажи верный ответ:
а) Где Дядя Фёдор нашёл кота Матроскина?
Во дворе дома; В подъезде своего дома; На вокзале.
б) Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»?
Корней Чуковский; Братья Гримм; Джанни Родари.
в) Почему Иван, прыгнув в кипящую воду, не сварился?
Вода была живая; Конёк – Горбунок дунул на воду.
Вода только сверху бурлила, а внизу была холодная.
г) Кем служил Иван у царя?
К
узнецом; Садовником; Конюхом.
д
) Кто в поле мял пшеницу?
Белая кобылица; Конёк – Горбунок; Жар – птица.
е) Кого встретил Дядя Фёдор, когда ел «неправильный» бутерброд?
Собаку Шарика; Кота Матроскина; Телёнка Гаврюшу.
6. Отметь знаком « +», у какого произведения может быть такое начало?
«В некотором царстве, в некотором государстве…»
Рассказ. Сказка. Былина. Басня.
7. Продолжи:
Монолог – это ______________________________________________________________________
Диалог – это _______________________________________________________________________
8. Расшифруй фамилии. Кто лишний? Почему?
сеинен вючтет ошела шпирнив дорира
9. Собери пословицы:
Терпенье и труд, семь раз отмерь, без труда, тише едешь, вылетит – не поймаешь, не поле перейти, один раз отрежь, а в своём глазу бревна не заметит, дальше будешь, слово не воробей, жизнь прожить, не выловишь и рыбку из пруда, всё перетрут, в чужом глазу соринку видит.
1._________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________
4._________________________________________________________________________
5._________________________________________________________________________
6__________________________________________________________________________
7._________________________________________________________________________
10. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками:
Дождь лил | | как снег на голову. |
Скоро дело наладилось и пошло | как сивый мерин. |
Я знал городские переулки | как рыба в воде. |
Гости свалились | как из ведра. |
Он врёт | как по маслу. |
У себя во дворе Мишка был | как свои пять пальцев. |
11. Её заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её просит дырявая обувь; она в голове у путаников. Что это? __________________________________________________________________________
12. Кто это?
Славный защитник Руси – матушки, 33 года неподвижно сидевший на печи в избе.
__________________________________________________________________________
Злодей. Свистел по – соловьиному, кричал по звериному, шипел по – змеиному.
__________________________________________________________________________
Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря – океана у Морского царя.
__________________________________________________________________________
13. На какие виды делятся все сказки?
____________________________________
____________________________________
____________________________________
14. Подчеркни слова с переносным значением.
Золотое кольцо.
Железный характер.
Железный гвоздь.
Чёрный карандаш.
Стальная дверь.
Ледяная горка.
Стальные нервы.
Золотое слово.
Чёрные мысли.
Ледяное сердце
15. Впиши в фразеологизмы пропущенные названия животных.
Упрямый как ____________________________________.
Голодный как ____________________________________.
_________________________________везде грязь найдёт.
Как с ________________________________________вода.
Вертеться как ______________________________в колесе.
Работать как ______________________________________.
Злой как __________________________________________.
16. По началу произведения определи его жанр:
1) Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса...
_____________________________________________________________________
2) Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке...
_____________________________________________________________________
3) Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки...
______________________________________________________________________
4) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец…
______________________________________________________________________
17. Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц:
''Аленький цветочек'' | | Не имей сто рублей, а имей сто друзей. |
''Снежная королева'' | | Не давши слова – крепись, а давши – держись! |
''Три толстяка'' | | Друг познается в беде |
18. Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты.
Примеры какого литературного приёма остались? Допиши.
а) глядел из печки огонек __________________________________________________
б) лес точно терем расписной ______________________________________________
в) буре плач его подобен __________________________________________________
г) белоснежная лебедушка _________________________________________________
д) уж небо осенью дышало ________________________________________________
е) день чудесный _________________________________________________________
19. В названиях этих произведений слова заменены антонимами.
Например: ''Жара – розовые щечки'' означает ''Мороз – Красный нос''.
Запиши, как произведения называются на самом деле. Укажи авторов.
''Найденная луна''
____________________________________________________________________
''Прекрасный лебедь''
____________________________________________________________________
''Быль о живой крестьянке и одном слабаке''
_____________________________________________________________________
''Умник на солнце''
_____________________________________________________________________
20. Придумай и запиши стихотворение на заданные рифмы.
________________________________________________________________щенка
_________________________________________________________________ пока
_______________________________________________________________ кормлю
_______________________________________________________________люблю.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Олимпиада по литературному чтению для 4 классов (ответы)
1. Ответь на вопросы:
Кто автор повестей о Незнайке и его друзьях? Н. Н. Носов. (2балла)
Назовите автора, который придумал Чебурашку? Э. Успенский. (2 балла)
Кто придумал Карлсона, Пеппи Длинный Чулок и Эмиля из Лёнеберги? А. Лингрен (2 балла)
Этот поэт создал стихотворения «Парус», «Бородино», «Узник», и множество других. Был убит на дуэли. М. Ю. Лермонтов (2 балла)
Настоящее имя этого американского писателя – Сэмюэль Клеменс. Он придумал историю о приключениях двух озорников – Тома и Гека. Под каким псевдонимом мы знаем этого писателя? Марк Твен (2 балла)
Вступлением к какой поэме является знаменитое пушкинское стихотворение «У лукоморья дуб зелёный …»? «Руслан и Людмила» (2 балла)
2. Вспомни, героям какой сказки понадобился этот предмет. Соедини название предмета и название сказки. 7 баллов по 1 баллу автор Г.Х.Андерсен (2 балла)
З онтик | | «Дикие лебеди» |
С анки | «Стойкий оловянный солдатик» |
С корлупка грецкого ореха | «Оле – Лукойле» |
Крапива | «Снежная королева» |
Бумажный кораблик | «Дюймовочка» |
3. Вспомни басни И.А. Крылова и вставь пропущенное слово в название басни. (5 баллов)
4. Соедини слова, чтобы получилось правильное название сказки. (5 баллов)
А ленький … | | Машенька |
… . – семицветик | цветок |
… - искусница | Марья |
… и медведь. | Цветочек |
Каменный … | Цветик |
5. Укажи верный ответ: 6 баллов
1. Где Дядя Фёдор нашёл кота Матроскина?
2. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»?
3. Почему Иван, прыгнув в кипящую воду, не сварился
4. Кем служил Иван у царя?
5.Кто в поле мял пшеницу?
6. Кого встретил Дядя Фёдор, когда ел «неправильный» бутерброд?
6. Отметь знаком « +», у какого произведения может быть такое начало? 1 балл
«В некотором царстве, в некотором государстве…» Сказка.
7. Монолог – это речь одного лица.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. ( 2 балла)
8. Расшифруй фамилии. Кто лишний? Почему? ( 5 + 2 ) баллов
сеинен вючтет ошела шпирнив дорира
Есенин, Тютчев, Олеша, Пришвин, Родари – лишний итальянский писатель
9. Собери пословицы: по 2 балла (14 баллов)
Терпенье и труд, семь раз отмерь, без труда, тише едешь, вылетит – не поймаешь, не поле перейти, один раз отрежь, а в своём глазу бревна не заметит, дальше будешь, слово не воробей, жизнь прожить, не выловишь и рыбку из пруда, всё перетрут, в чужом глазу соринку видит.
Терпение и труд всё перетрут.
Семь раз отмерь, один – отрежь.
Тише едешь – дальше будешь.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
В чужом глазу соринку видит, а в своём бревна не заметит.
10. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками: 6 баллов
Дождь лил как из ведра
Скоро дело наладилось и пошло как по маслу.
Я знал городские переулки как свои пять пальцев.
Гости свалились как снег на голову.
Он врёт как сивый мерин.
У себя во дворе Мишка был как рыба в воде.
11. Её заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её просит дырявая обувь; она в голове у путаников. Что это? Каша 2 балла
12. Кто это? По 1 баллу
Славный защитник Руси – матушки, 33 года неподвижно сидевший на печи в избе. Илья Муромец
Злодей. Свистел по – соловьиному, кричал по звериному, шипел по – змеиному. Соловей-разбойник
Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря – океана у Морского царя. Садко
13. На какие виды делятся все сказки? 3 балла
Волшебные
Бытовые
О животных
14. Подчеркни слова с переносным значением. 5 баллов
Золотое кольцо.
Железный характер.
Железный гвоздь.
Чёрный карандаш.
Стальная дверь.
Ледяная горка.
Стальные нервы.
Золотое слово.
Чёрные мысли.
Ледяное сердце
15. Впиши в фразеологизмы пропущенные названия животных. По 2 балла (14баллов)
Упрямый как осёл.
Голодный как зверь, голодный как волк.
Свинья везде грязь найдёт.
Как с гуся вода.
Вертеться как белка в колесе.
Работать как вол.
Злой как пёс, злой как собака.
16. По началу произведения определи его жанр: по 1 баллу ( 4 балла)
1) Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса... стихотворение
2) Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке... рассказ
3) Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки... басня
4) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец… сказка
17. Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц: 3 балла
''Аленький цветочек'' | Не давши слова – крепись, а давши – держись! |
''Снежная королева'' | Друг познается в беде |
''Три толстяка'' | Не имей сто рублей, а имей сто друзей. |
18. Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты.
Примеры какого литературного приёма остались? Допиши. По 2 балла (12 баллов)
а) глядел из печки огонек олицетворение
б) лес точно терем расписной сравнение
в) буре плач его подобен сравнение
г) белоснежная лебедушка эпитет
д) уж небо осенью дышало олицетворение
е) день чудесный эпитет
19. В названиях этих произведений слова заменены антонимами.
Например: ''Жара – розовые щечки'' означает ''Мороз – Красный нос''.по 2 балла ( 8 баллов)
Запиши, как произведения называются на самом деле. Укажи авторов.
''Найденная луна'' «Краденое солнце» К.И.Чуковский
''Прекрасный лебедь'' «Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен
''Быль о живой крестьянке и одном слабаке'' «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
А.С. Пушкин
''Умник на солнце'' «Незнайка на Луне» Н.Н.Носов
20. Придумай и запиши стихотворение на заданные рифмы. ( 4 балла)
За грамматические ошибки -1 с задания!
Итого: 123 балла