Задания по суммативному оцениванию за раздел «Культура Казахстана в XVIII веке». СОР3
История Казахстана. 7(8) класс
Вариант 1
Задание1 Заполни таблицу:
(4балла)
| Акыны, жырау 18 века | Особенности творчества и биографии |
1 | Актамберды Сарыулы | |
2 | Умбетей Тилеулы | |
3 | Бухар жырау | |
4 | Таттикара | |
Задание 2 Изучите исторический источник. Ответьте на вопросы
(3балла)
«Казахская литература долгое время оставалась устной, народной. Акыны (поэты) разъезжали по аулам и распевали песни собственной импровизации. Когда встречались в одном ауле два таких акына, то между ними обычно происходило состязание... Акыны-импровизаторы служили как бы народными фельетонистами своего времени. Чтобы выйти победителем на состязании, акыны, кроме своего импровизаторского таланта, должны были быть в курсе всей жизни в своем и в чужих родах, что означало для них необходимость постоянной работы над собой. Поэтому акыны, безусловно, были передовыми людьми своей эпохи. На состязание акынов всегда собиралось много народа, и слава о победителе разносилась далеко за пределами рода и даже племени».
Садвокасулы С. Предисловие к книге «Молодой Казахстан»
Вопросы к источнику:
1. Как проходил айтыс у казахов?
2. Почему С. Садвокасулы называет акынов «передовыми людьми своей эпохи»?
3. Каким влиянием пользовались акыны у степняков?
Задание 3 Охарактеризуйте достижения декоративно-прикладного искусства казахов в XVIII веке.
(8баллов)
№ | Виды ремесел | Какое сырье использовали? | Какое сырье производили? |
1 | Кузнечное и ювелирное ремесло | | |
2 | Войлочное производство | | |
3 | Ткачество | | |
4 | Кожевенное ремесло | | |
Критерии оценивания
Вариант 1
Критерии оценивания | № задания | Дескрипторы | Баллы |
Определяет ценность и значимость народного фольклора и музыкальных произведений как исторических источников | 1 | Определяет особенности творчества Актамберды | 1 |
Определяет особенности творчества Умбетея | 1 |
Определяет особенности творчества Бухар жырау Определяет особенности творчества Таттикара | 1 |
Определяет роль акынов-поэтов в истории казахского общества | 2 | Определяет - как проходил айтыс у казахов | 1 |
Определяет – почему акынов называли «передовыми людьми своей эпохи» | 1 |
Определяет - каким влиянием пользовались акыны у степняков | 1 |
Характеризует направления и содержание материальной культуры казахов 18 века | 3 | Характеризует достижения кузнечного и ювелирного ремесла Характеризует достижения войлочного производства Характеризует достижения ткачества Характеризует достижения кожевенного ремесла | 2 2 2 2 |
Всего баллов | 15 |
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Культура Казахстана в XVIII веке». СОР3
История Казахстана. 7(8) класс
Вариант 2
Задание1 Заполни таблицу:
(4балла)
| Акыны, жырау 18 века | Особенности творчества и биографии |
1 | Актамберды Сарыулы | |
2 | Бухар жырау | |
3 | Умбетей Тилеулы | |
4 | Таттикара | |
Задание 2 Изучите источник. Ответьте на вопросы
(3балла)
Песни и кюи исполнялись на всех важных праздничных мероприятиях. Для выявления талантливых поэтов-импровизаторов проводили айтысы, на которых акыны открыто высказывали свою оценку различным явлениям общественной жизни, высмеивали и критиковали недостойное поведение людей, их недостатки. Более всего степняки заботились о сохранении своей репутации и старались проявлять свои лучшие человеческие качества: гостеприимство, щедрость, богобоязненность, уважение к старшим и к памяти предков и т. д. Казахи вырастали в такой среде, где всегда присутствовала общественная оценка, играющая огромную роль в становлении человека.
Вопросы к источнику:
1. Где проходил айтыс?
2. Каковы основное направление произведений акынов-поэтов и жырау?
3. Что сыграло огромную роль в становлении личности степняка?
Задание 3 Охарактеризуйте достижения декоративно-прикладного искусства казахов в XVIII веке.
(8баллов)
№ | Виды ремесел | Какое сырье использовали? | Какое сырье производили? |
1 | Деревообработка | | |
2 | Национальный орнамент | | |
3 | Войлочное производство | | |
4 | Ювелирное ремесло | | |
Критерии оценивания
Вариант 1
Критерии оценивания | № задания | Дескрипторы | Баллы |
Определяет ценность и значимость народного фольклора и музыкальных произведений как исторических источников | 1 | Определяет особенности творчества Актамберды | 1 |
Определяет особенности творчество Бухар жырау | 1 |
Определяет особенности творчества Умбетея Определяет особенности творчества Таттикара | 1 |
Определяет роль акынов-поэтов в истории казахского общества | 2 | Определяет - где проходил айтыс | 1 |
Определяет – направление произведений акынов- поэтов | 1 |
Определяет – что сыграло роль в становлении личности степняка | 1 |
Характеризует направления и содержание материальной культуры казахов 18 века | 3 | Характеризует достижения искусства деревообработки Характеризует достижения искусства национального орнамента Характеризует достижения войлочного производства Характеризует достижения ювелирного ремесла | 2 2 2 2 |
Всего баллов | 15 |