СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания на определение лексического значения слова (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многим пятиклассникам нравится такой вид работы, как подбор слова по его лексическому значению. На этом принципе и основаны предлагаемые упражнения.

Просмотр содержимого документа
«Задания на определение лексического значения слова (5 класс)»

Задания на определение лексического значения слова (5 класс)


Обучающиеся 5-х классов часто испытывают сложности при выполнении тестовых заданий на нахождение в предложении слова с заданным лексическим значением. Виноградова Евгения Евгеньевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ г. Москвы «Школа № 1363», разработала упражнения для тренировки данных навыков. Задания разбиты на несколько уровней сложности.


Уровень 1


1. Из предложения выпишите слово со значением: «Пространство земли, покрытое травянистой растительностью».

На лугу гуляют кони.


2. Из предложения выпишите слово со значением: «Сшитые листы писчей бумаги в обложке».

Учитель принес тетради.


3. Из предложения выпишите слово со значением: «Небольшая певчая птица отряда воробьиных с красной грудью у самцов».

На ель сел снегирь.


4. Из предложения выпишите слово со значением: «Постоянный водоем с естественным течением воды по разработанному ею руслу от истока до устья».

Рыбак закинул в реку сеть.


5. Из предложения выпишите слово со значением: «Название части суток от восхода до захода солнца».

Зимой бывает самый короткий день.


6. Из предложения выпишите слово со значением: «Приобрести что-либо за деньги».

Мальчик купил пенал, тетрадь, ручку, книгу.


7. Из предложения выпишите слово со значением: «Стараться найти, обнаружить».

Птицы ищут корм.


8. Из предложения выпишите слово со значением: «Находиться, пребывать в состоянии сна».

Собака спит в траве.


9. Из предложения выпишите слово со значением: «Продвигаться вперед, попеременно то одной, то другой ногой быстро и резко отталкиваясь от земли».

Дети бегут играть на улицу.


10. Из предложения выпишите слово со значением: «Перемещаться, двигаться, делая шаги».

Школьники ходили на озеро.


11. Из предложения выпишите слово со значением: «Не загрязненный, не запачканный, не имеющий грязи, пятен».

У Коли чистая тетрадь.


12. Из предложения выпишите слово со значением: «Непродолжительный, малый по длине».

У лошади короткая шерсть.


13. Из предложения выпишите слово со значением: «Впервые созданный или сделанный, недавно появившийся или возникший».

В новый дом приехали жильцы.


14. Из предложения выпишите слово со значением: Имеющий приятный сильный запах».

Они набрали букет душистых цветов.


15. Из предложения выпишите слово со значением: «Мощный, могущественный».

За окном был сильный дождь.


16. Из предложения выпишите слово со значением: «Один подле другого».

Стол стоял перед диваном, а теперь его поставили рядом с ним.


17. Из предложения выпишите слово со значением: «На большом расстоянии».

Вдали от матери ребенок тосковал.


18. Из предложения выпишите слово со значением: «Вспять, обратно».

Шаг вперед, два шага назад.


19. Из предложения выпишите слово со значением: «В дальнем, не близком расстоянии, далеко от предмета, о котором идет речь».

Издали все кажется красивым.


20. Из предложения выпишите слово со значением: «Верно, точно, в точности, безошибочно».

Ученик правильно решил задачу.


Уровень 2


1. Из предложений 1–2 выпишите слово со значением: «Безлесная равнина, ровное обширное пространство».

Идет уборка кукурузы. Колхозники едут в поле.


2. Из предложений 1–2 выпишите слово со значением: «Ходить не торопясь для отдыха, для удовольствия».

Ребята гуляли в лесу. В кустах мальчики нашли ежика.


3. Из предложений 1–2 выпишите слово со значением: «Очень мягкий и легкий, напоминающий собою пух».

Зимой пушистый снежок покрыл землю. Малыши бегут на улицу играть в снежки.


4. Из предложений 1–2 выпишите слово со значением: «Показатель неопределенно большого количества кого-либо, чего-либо; в большом количестве, в значительной степени, немало».

Ребята набрали в лесу много грибов. Белые грибы мама сушила, а рыжики солила.


5. Из предложений 1–2 выпишите слово со значением: «Участок земли, засаженный деревьями, кустами и цветами».

В саду рос шиповник. Весной он цвел.


7. Из предложений 1–2 выпишите слово со значением: «Водное позвоночное животное, дышащее жабрами, с конечностями в виде плавников, с холодной кровью и с кожей, обычно покрытой чешуей».

Алеша удил рыбу. Мальчик поймал щуку.


8. Из предложений 1–2 выпишите слово со значением: «Передавать кому-нибудь какие-нибудь знания, навыки».

Пушкин – великий поэт. Мы учили стихи Пушкина.


9. Из предложений 1–2 выпишите слово со значением: «Значительный по размерам, по величине, силе».

Машина вырвалась из леса, и мы очутились на большой поляне. Здесь был аэродром.


10. Из предложений 1–2 выпишите слово со значением: «Очень сильный испуг, сильная боязнь».

Обрадовались теплу зайцы. В эти весенние дни они даже про свой страх забыли.



Уровень 3


1. Из предложений 1–4 выпишите слово со значением: «Предполагать что-либо, допускать возможность чего-либо, готовиться к чему-либо».

Зиму мы ждали. Ее мы звали. Нужна зимой шуба. Необходимы в это время года санки.


2. Из предложений 1–4 выпишите слово со значением: «Цвета снега или мела».

Было лето. Дети искали грибы. Зина нашла белый грибок. Оля обнаружила много маслят.


3. Из предложений 1–4 выпишите слово со значением: «Связанный дружбою, взаимным согласием».

Лена читала книгу. Вера учила стихи. Петя и Вася играли в шашки. Дети играли дружно.


4. Из предложений 1–4 выпишите слово со значением: «Крытое хозяйственное помещение».

Рой пчел сел в улей. Зимой ульи убрали в сарай. Насекомые ждут лета. Пчелы будут собирать нектар и дадут нам душистый мед.


5. Из предложений 1–4 выпишите слово со значением: «Видимое над поверхностью земли воздушное пространство в форме свода, купола».

Утро не занялось. Еще не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Небо светлело, холодело, синело. Звезды то мигали слабым светом, то исчезали.


6. Из предложений 1–4 выпишите слово со значением: «Непроницаемый или малопроницаемый для глаз, света; плотный».

Три дня и три ночи лил теплый дождь. Потом ветер затих, и надвинулся густой серый туман. На реке затрещали и двинулись льдины. На утро выглянуло яркое солнце, зазеленела молодая трава.


7. Из предложений 1–4 выпишите слово со значением: «Внезапно, неожиданно».

Вот и зиме пришел конец. За один день все изменилось. Ветер подул с южной стороны, пригнал низкие лиловые тучи. Укрыли они все небо, и вдруг на землю полился первый весенний дождь.


8. Из предложений 1–4 выпишите слово со значением: «Прикрываться при сжимании век».

Любой обед на охоте или рыбной ловле кажется необыкновенно вкусным. Ароматы земли, лесов и полей, дым костра – лучшая приправа. Алеша пил чай и щурился на солнце. Ему нравилось быть одному в лесу, в горах.


9. Из предложений 1–4 выпишите слово со значением: «Время от времени, иногда».

Отъехав от Иркутска, путешественники оказались в первобытной стране. Ее перекала только одна проезжая дорога: тракт Иркутск-Якутск. По этой дороге изредка мчались возки, ползли обозы с пушниной. На тысячи километров тянулась первобытная тайга.


10. Из предложений 1–4 выпишите слово со значением: «Ритмично колебаться из стороны в сторону».

Однажды я ушел за город ловить снегирей. Ловил долго, но красногрудые важные птицы не шли в западню. Они забавно расхаживали по насту, взлетали на сучья кустарника и качались на них, как живые цветы. Это было так красиво, что неудача охоты не вызывала досады.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!