СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания, направленные на формирование читательской грамотности обучающихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания, направленные на формирование читательской грамотности обучающихся»



Задание 1.




Перед Вами данные по теме «Домашняя библиотека россиян».

Изучите их и ответьте наследующие вопросы:

1.Респонденты с каким образованием обладают библиотекой размером до 100 книг?

2.Жители каких территорий Российской Федерации обладают более обширным собранием книг?

3. Какой процент людей имели от 500 до 1000 книг в домашней библиотеке в 1990 году?

4.Какое количество книг прочитал россиянин в среднем за три месяца в 2011 году?

5. Какой процент респондентов практически не читает книг?

6.89 % от общего числа читающих предпочитают какие книги?

7.Любите ли Вы читать? Сколько книг за год Вы прочитали? Задайте своим одноклассникам вопросы по предложенным данным .


Данное задание направлено на формирование умения находить и извлекать информацию ( +интерпретировать).






Задание 2.



Перед Вами кассовый чек из продуктового магазина.

Изучите внимательно данные и выполните задания:


  1. Из списка названий продуктов выпишите словарные слова.

  2. Найдите в чеке сложные слова, выпишите их и выполните словообразовательный разбор.

  3. Найдите и выпишите слово, постановку ударения в котором необходимо запомнить.

  4. Найдите и выпишите страдательное причастие прошедшего времени. Объясните условия написания суффикса данного причастия.

  5. Внесите информацию в таблицу, используя данные кассового чека. Имена числительные напишите полностью



Название продукта

Цена

Хлопья

Сорок один рубль девяносто девять копеек

Рис

Пятьдесят четыре рубля девяносто девять копеек






6.Найдите в чеке многозначное слово. Напишите лексическое значение данного слова.

7.Придумайте и запишите предложения, в которых слово из задания 6 будет употреблено в других значениях.

Данное задание направлено на формирование умения находить и извлекать информацию ( +интерпретировать).







































Задание 3.



Перед Вами таблицы.

Изучите внимательно данные и выполните задание:


Используя материал таблицы и приведенные выше пары слов, сделайте вывод,от чего зависит правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени. На основе полученного вывода заполните пропуски в словах.

Вид…ть –вид..щий

Лет…ть- лет..щий

Смотр..ть-смотр..щий

Данное задание направлено на формирование умения интегрировать интерпретировать информацию.





Задание 4.





Перед Вами текст.

Прочитайте его внимательно и выполните задания:


  1. Определите тему и идею данного текста.

  2. На основе контекста определите значение слов стряпня и гоголь-моголь.

  3. Как бы вы озаглавили его? Запишите свои варианты.


Данное задание направлено на формирование умения интегрировать интерпретировать информацию.















Задание 5.




Прочитайте выразительно описание дуба из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» и выполните задания:


1. Какой тип речи использован в тексте?

2. Какие части речи помогают нарисовать «живой» дуб?

3. Найдите в тексте эпитеты. Прочитайте «кусочек» текста без прилагательных. Что изменилось?

4. Сопоставьте описание дуба в романе «Война и мир» Л .Н.Толстого с репродукциями картин русских художников А.К.Саврасова «Пейзаж с дубами и пастушком», И.И.Левитана «Дуб»


А.К.Саврасов И.И.Левитан


Данное задание направлено на формирование умения оценивать содержание и форму текста.




Задание 6.


Выразительно прочитайте вслух текст о талантливом советском педагоге и писателе Антоне Семёновиче Макаренко (1888-1939)и выполните задание


Антон Семёнович Макаренко - талантливый педагог-новатор. В 1920-1930 годах Макаренко получил бесценный педагогический опыт, руководя трудовой колонией, где содержались несовершеннолетние заключённые беспризорники.

Макаренко относился к беспризорникам как к детям, попавшим в трудное положение. Не вспоминать прошлое, доверять человеку - так он строил свои отношения с ребятами. Главным принципом своей работы Макаренко считал воспитание в коллективе. Антон Семёнович утверждал, что человек должен найти своё место в обществе, приносить пользу людям. Залог успешного воспитания великий педагог видел в побуждении ученика проявлять свои лучшие качества. Главным методом всей педагогической системы Макаренко было высокое требование педагога к себе. Родители, воспитатели, учителя должны быть примером безукоризненного поведения для своих воспитанников.

Макаренко добился феноменальных результатов. Непременным условием гармоничного роста и развития личности Антон Семёнович считал трудовую деятельность. Все воспитанники талантливого педагога сами зарабатывали себе на жизнь. Трудовое воспитание и самоуправление делали чудеса. В колонии воспитывались дети трудолюбивые, стремящиеся к знаниям и культуре. Они стали хорошими специалистами в разных профессиях. Макаренко дал путёвку в жизнь более чем трём тысячам подростков.

О своей работе Макаренко написал книгу «Педагогическая поэма». Антона Семёновича по праву считают одним из самых великих педагогов, называют «отцом мировой педагогики»

Задание

Почему Антона Семеновича Макаренко называют "отцом мировой педагогики"? Обоснуйте свой ответ.

Данное задание направлено на формирование умения оценивать содержание и форму текста.


Данные задания подготовлены для реализации на уроках русского языка и литературы. Задания предназначены для формирования, развития и контроля уровня читательской грамотности и являются элементами предметного содержания.

Использование заданий, направленных на развитие читательской грамотности, помогает учителю в организации уроков русского языка и литературы, в определении их целей и задач, а главное – в систематизации изученного материала.