СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по функциональной грамотности. Литературное чтение 4 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания по функциональной грамотности. Литературное чтение 4 класс»

Предмет Литературное чтение класс 4 класс

Тема занятия (период март-апрель)

Вид функциональной грамотности

Задания (используйте базу заданий по всем видам функциональной грамотности)

Характеристика заданий


А. С. Пушкин « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Блок 1. Фразеологизмы. Выбери правильный ответ.

1.Объясни значение выражения о яблоке «будто мёдом налилось».

А) спелое В) кислое

Б) жёлтое Г) червивое

2. Объясни значение выражения «не кручинься, бог с тобой».

А) не печалься В) не думай

Б) не разговаривай Г) не смейся

3. Замени выражение «в путь-дорогу снарядился» подходящим глаголом.

А) поел В) умылся

Б) собрался Г) вооружился

4. Замени выражение «и молва трезвонить стала» близким по смыслу словосочетанием.

А) распускать слух В) бить баклуши

Б) звонить в колокола Г) играть на дудочке

5. Замени выражение «А как буду я царица, я пожалую тебя» подходящим глаголом.

А) пожалею В) награжу

Б) пожалуюсь Г) отомщу

Блок 2. Выполни задание и запиши ответ.

1. Замени выражение «тужит бедный царь по ней» подходящим по смыслу глаголом.

2. Выбери и запиши слово, которое является окончанием фразы «год прошёл как сон …».

Вещий, полный, пустой.

3. Какая из пословиц подходит к этой сказке?

- Добро побеждает зло.

- Маленькое дело лучше большого безделья.

4. Кому принадлежало «говорящее зеркало»?

5. К кому обращается королевич Елисей в своём монологе?

«Ты встаёшь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звёзды смотрят на тебя».





Блок 1. Лексическое значение слов. Выбери правильный ответ.


1. Кем приходилась злая царица царевне?

А) старшая сестра В) мама

Б) мачеха Г) родная тётя


2. Кем была Чернавка?

А) сенная девушка В) младшая сестра царевны

Б) подружка королевича Елисея Г) падчерица царицы


3. Объясни значение слова «терем».

А) изба, обмазанная глиной В) шалаш

Б) деревянный дом в виде башни Г) чулан

4. Объясни значение слова «величать».

А) называть В) увеличивать

Б) выгонять Г) увлекать


5. С какими словами королевич Елисей обращался к ветру?

А) Не гонял я волн морских, звёзд не трогал золотых.

Б) Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

В) Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи.

Г) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.


Блок 2. Выполни задание и запиши ответ.


1.К кому не обращался королевич Елисей в поисках царевны?

Ветер, Месяц, Туман, Солнце.

2. Найди отрицательный персонаж сказки.

Королевич Елисей, царица, царевна.

3. Найди лишнее слово.

Зеркальце, яблочко, корыто.

4. Запиши два пропущенных слова.

Здравствуй, зеркальце! Скажи

Да всю правду ___________:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и __________?

5. Подбери современное лексическое значение слова «персты».









Задание предполагает преобразование одной формы информации в другую, формировать умения работать с текстом, анализировать информацию, устанавливать последовательность с развернутым ответом, с выбором ответа и объяснением.









Находить и извлекать информацию Интегрировать и интерпретировать информацию Оценивать содержание и форму текста Использовать информацию из текста.



Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

формировать осознанное правильное, выразительное чтение, выражать свое отношение к прочитанному;

анализировать ее содержание;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

обосновывать выбор собственного решения;

подводить итог своей деятельности;



М. Ю. Лермонтов « Дары Терека»



















М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»











Выбери и подпиши средства художественной выразительности. Приведи примеры из произведения М. Лермонтова «Дары Терека»

Сравнение, олицетворение, эпитет.

 

1) ________________ это изображение неодушевленных предметов как

одушевленных, при котором они наделяются свойствам живых существ способностью мыслить и чувствовать. .


2)________________ это художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.



3)_______________ это сопоставление одних предметов или явлений с другими.













Проверка знания текста поэмы.

1.Назовите век, в котором происходят события поэмы

А) 14

Б) 15

В) 16

С) 17

2. По какой причине опричник Кирибеевич на пиру не веселился?

1) задумал недоброе дело 

2) служба надоела 

3) захромал его конь 

4) влюбился

3. Что, убегая, оставила, в руках у Кирибеевича Алена Дмитриевна?

1) узорный платок и фату

2) кольцо

3) туфельку

4) шаль

4. Как звали мужа Алены Дмитриевны?

1) Парамон Пахомович

2) Степан Парамонович

3) Степан Прохорович

4) Прохор Степанович

5. Кого призвал к себе купец Калашников, узнав о случившемся с Аленой Дмитриевной?

1) отца

2) царя Ивана Васильевича

3) младших братьев

4) лучшего друга

Вариант 2.

1. Что Кирибеевич утаил от Ивана Васильевича, рассказав о причине своей кручины?

1) что Алена Дмитриевна замужем

2) что он собирается покинуть службу

3) что у него мало казны

4) что он собирается в степь на «вольное житье»

2. Чем закончилась встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем?

1) опричник, получив отказ, ушел

2) Алена Дмитриевна решила уйти от мужа

3) Алена Дмитриевна вырвалась и убежала

4) опричник ушел, поклявшись убить ее мужа

3. В каком месте состоялся кулачный бой?

1) возле лавки Калашникова

2) в палатах царских

3) в лесу

4) на Москве - реке

4. Каким способом был казнен Калашников?

1) его повесили

2) его расстреляли

3) ему отрубили голову






выстраивать логическую цепь рассуждений:

самостоятельно выбирать критерии для оценки



Уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; уметь слушать и вступать в диалог; уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; уметь договариваться и приходить к общему мнению;













Осознавать свои возможности в учении; адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием.


Находить и извлекать информацию

Интегрировать и интерпретировать информацию

Оценивать содержание и форму текста

Использовать информацию из текста



Л. Н. Толстой «Ивины»


Приём ТРКМ «Сводная таблица» (работа в паре)


линии сравнения

Сергей

Иленька Грап

1.Черты характера

Терпеливый, мужественный твёрдый характер, весёлый, находчивый, жестокий

Услужливый, тихий, добрый

2.Как к нему относятся другие ребята?

С восхищением. Сергей нравился ребятам.

С презрением. Иленьку ребята не жалели.

3. Как вы относитесь к герою?









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!