Задания по русскому языку
для выполнения стилистического, орфографического и пунктуационного разбора для учащихся
Текст №1
Выполнить стилистический разбор, объяснить правописание пропущенных букв и знаков препинания (т.е. выполнить орфографический и пунктуационный разбор)
Летопись древнейший вид повествовательной древне (русской) литературы; произведение состоящее из п_следовательного оп_сания исторических событий св_детелем или учас(?)ником которых был автор летописи – летописец; характеристики лиц с которыми он встр_чался; народных ск_заний и ра(сс,с)казов которые он слыш_л и зап_сал и т.п.
Такие записи поп_лнялись и видоизм_нялись и (в)последстви_ образов_вали летописный сборник – свод. Первый такой свод летописи написа(нн,н.)ый летописцем (монахом) Нестером в 1112 году называется «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первые княжити и откуда Русская Земля стала есть».
Текст №1
Выполнить стилистический разбор, объяснить правописание пропущенных букв и знаков препинания (т.е выполнить орфографический и пунктуационный разбор)
Летопись - древнейший вид повествовательной древне (русской) литературы; произведение, состоящее из последовательного описания исторических событий свидетелем или участником которых был автор летописи – летописец; характеристики лиц с которыми он встречался; народных сказаний и рассказов, которые он слышал и зап_сал и т.п.
Такие записи пополнялись и видоизменялись и впоследствии образовывали летописный сборник – свод. Первый такой свод летописи написанный летописцем (монахом) Нестером в 1112 году называется «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первые княжити и откуда Русская Земля стала есть».
Текст №2
Выполнить стилистический разбор, объяснить правописание пропущенных букв и знаков препинания (т.е. выполнить орфографический и пунктуационный разбор)
Маленькая Ассоль (ни,не)когда (не)бывала так далеко в лесу, как теперь. Ей_1 поглощённой нетерпеливым желанием поймать игрушеч(?)ную яхту с алыми парусами_1 не смотрелось (по) сторонам_2 возле бер...га ручья_3 где она суетилась_3 было довольно препятствий_4 занимавших внимание. Мшистые ств(а,о)лы упавших деревьев _5 высокий папоротник _5 кусты шиповника_6 жасмина и орешника_7 все это мешало ей на каждом шагу_8 одолевая эти препятствия_9 она постепенно теряла силы_10 останавливаясь всё чаще и чаще_11 чтобы передохнуть или смахнуть с лица паутинку. Когда потянулись осоковые и трос(?)никовые заросли_12 Ассоль совсем было потеряла из вида алое сверкание парусов_13 но_14 обежав излучину течения_14 снова увидела их _15 степенно и неуклонно бегущих прочь.
Текст №2
Выполнить стилистический разбор, объяснить правописание пропущенных букв и знаков препинания (т.е. выполнить орфографический и пунктуационный разбор)
Маленькая Ассоль никогда не бывала так далеко в лесу, как теперь. Ей, поглощённой нетерпеливым желанием поймать игрушечную яхту с алыми парусами, не смотрелось по сторонам; возле берега ручья, где она суетилась, было довольно препятствий, занимавших внимание. Мшистые стволы упавших деревьев, высокий папоротник, кусты шиповника, жасмина и орешника - все это мешало ей на каждом шагу; одолевая эти препятствия, она постепенно теряла силы, останавливаясь всё чаще и чаще, чтобы передохнуть или смахнуть с лица паутинку. Когда потянулись осоковые и тростниковые заросли, Ассоль совсем было потеряла из вида алое сверкание парусов, но, обежав излучину течения, снова увидела их, степенно и неуклонно бегущих прочь.
Текст №3
Выполнить стилистический разбор, объяснить правописание пропущенных букв и знаков препинания (т.е. выполнить орфографический и пунктуационный разбор)
Лучше всего наблюдать скв...рца рано утром_1 до восхода солнца_1 а для этого надо и вставать пораньше. Впрочем_2 стари(нн,н)ая умная поговорка гласит_3 Кто рано встал, тот не потерял_4. Если вы по утрам _5 каждый день_5 будете с...деть тихо_ 6 без ре(з,с)ких движений где – нибудь в саду или огороде_7 то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем бли(з,с)ко. Попробуйте бросать птице червяков или крошки хлеба сначал(а,о) издалека_8 потом всё уменьшая расстояние. Вы добьётесь того_9 что через некоторое время скворец будет брать у вас пищ... из рук и садиться вам на плечо. А прилетев на будущий год_10 он очень скоро возобновит и заключит с вами прежнюю дружбу. Только (не) обманывайте его доверия. (И.Куприн)
Текст №3
Выполнить стилистический разбор, объяснить правописание пропущенных букв и знаков препинания (т.е. выполнить орфографический и пунктуационный разбор)
Лучше всего наблюдать сквОрца рано утром, до восхода солнца, а для этого надо и вставать пораньше. Впрочем, стариННая умная поговорка гласит: « Кто рано встал, тот не потерял». Если вы по утрам, каждый день, будете сИдеть тихо, без реЗких движений где – нибудь в саду или огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем блиЗко. Попробуйте бросать птице червяков или крошки хлеба сначалА издалека, потом всё уменьшая расстояние. Вы добьётесь того, что через некоторое время скворец будет брать у вас пищУ из рук и садиться вам на плечо. А прилетев на будущий год, он очень скоро возобновит и заключит с вами прежнюю дружбу. Только НЕ_ обманывайте его доверия. (И.Куприн)
Текст №4
Выполнить стилистический разбор, объяснить правописание пропущенных букв и знаков препинания (т.е. выполнить орфографический и пунктуационный разбор)
Чичиков в довольном расположении сидел в своей бричке_1 катившейся давно по ст...лбовой дороге. Из предыдущей главы уже видно_ 2 в чём состоял главный предмет его вкуса и склонностей_3 а потому не диво _4 что он скоро погрузился весь в него и телом _5 и душою. Предположения _6 сметы и соображения _7 блуждавшие по его лицу _7 видно _8 были очень приятны _9 ибо ежеминутно ост...вляли после себя следы довольной усмешки. Занятый ими _10 он не обращал (ни,не)какого внимания на то _11 как его кучер _12 довольный приёмом дворовых людей Манилова _12 делал весьма дельные замечания чубар...му пристяжному коню _13 запряжённому с правой стороны. (Н.Гоголь)
Текст №4
Выполнить стилистический разбор, объяснить правописание пропущенных букв и знаков препинания (т.е. выполнить орфографический и пунктуационный разбор)
Чичиков в довольном расположении сидел в своей бричке, катившейся давно по стОлбовой дороге. Из предыдущей главы уже видно, в чём состоял главный предмет его вкуса и склонностей; а потому не диво, что он скоро погрузился весь в него и телом, и душою. Предположения, сметы и соображения, блуждавшие по его лицу, видно, были очень приятны, ибо ежеминутно остАвляли после себя следы довольной усмешки. Занятый ими, он не обращал никакого внимания на то, как его кучер, довольный приёмом дворовых людей Манилова, делал весьма дельные замечания чубарОму пристяжному коню, запряжённому с правой стороны. (Н.Гоголь)
Текст №5
Выполнить стилистический разбор, объяснить правописание пропущенных букв и знаков препинания (т.е. выполнить орфографический и пунктуационный разбор)
Над степью, заслонив солнце, в зените стояла густо – лиловая градовая туча. Белые обочины её клубились и снежно блистали, но чёрная вершина была грозна своей тяжкой неподвижностью. Из – за тучи широким веером косо ниспадали солнечные лучи. Они потоками расходились, приближаясь к земле и ложась на дальние просторные степи. Степь, задымленная тучевой тенью, молчаливо, покорно ждала дождя. Ветер кружил сизый столб пыли, уже дыша духовитой дождевой влагой. А через минуту, скупой и редкий, пошёл дождь. Ядрёные холодные капли вонзались в дорожную пыль, сворачиваясь в крохотные комочки грязи. Подул низовой ветер, и степь наполнилась сухим ропотом прошлогодних бурьянов. (М.Шолохов)
Текст №5
Выполнить стилистический разбор, объяснить правописание пропущенных букв и знаков препинания (т.е. выполнить орфографический и пунктуационный разбор)
Над степью_1 заслонив солнце_1 в зените стояла густо – лиловая_2 градов...я туча. Белые обочины её клубились_3 и снежно блистали_4 но ч(о,ё)рная вершина была грозна своей тя(ж,ш)кой неподвижностью. Из – за тучи ш...роким веером косо ниспадали солнечные лучи. Они потоками расходились_5 (при,пре)ближаясь к земле_6 и ложась на дальние_7 просторные степи. Степь_8, задымленная тучевой тенью_8 молчаливо_9 покорно ждала дождя. Ветер кружил сизый стол(б,п) пыли_10 уже дыша духовитой дождевой влагой. А через минуту_11 скупой и ре(д,т)кий_11, пошёл дождь. Ядрёные х...л...дные капли вонзались в дорожную пыль_12 сворачиваясь в крохотные комочки грязи. Подул низовой ветер_13 и степь наполнилась сухим ропотом прошлогодних бурьянов. (М.Шолохов)
Текст №6
Выполнить стилистический разбор, объяснить правописание пропущенных букв и знаков препинания (т.е. выполнить орфографический и пунктуационный разбор)
Фомин молча слез с коня, стал рассёдлывать его, а потом отошёл в сторону, так и не сняв седла, - сел на поросшую папоротником кочку.
- Что ж, коней придётся бросить, - сказал он, испуганно озираясь по сторонам.
- А дальше? – спросил Чумаков.
- Надо пеши перебираться на ту сторону.
- Куда?
Перебудем в лесу до ночи, тогда переедем через Дон и схоронимся на первых порах в Рубежном, там у меня родни много.
- Очередная глупость! – яростно воскликнул Капарин. – Ты предполагаешь, что там тебя не будут искать? Именно в твоём хуторе тебя теперь и будут ожидать! Чем ты только думаешь?
Ну, а куда же нам деваться? – растерянно спросил Фомин. (М.Шолохов)
Текст №6
Выполнить стилистический разбор, объяснить правописание пропущенных букв и знаков препинания (т.е. выполнить орфографический и пунктуационный разбор)
Фомин молча сле_ с коня_1 стал ра(сс,с)ёдлывать его_2 а потом отошёл в сторону_3 так и (не) сняв седла, - сел на поро(?)шую папоротником коч(?)ку.
- Что ж, коней придёт(?)ся бросить, - сказал он_4 испуга(нн,н.)о озираясь по сторонам.
_5 А дальше_6 – спросил Чумаков.
- Надо пеши перебират(?)ся на ту сторону.
- Куда?
Перебудем в лесу до ночи, тогда переедем через Дон и схоронимся на первых порах в Рубежном, там у меня родни много.
- Очередная глупость! – ярос(?)но воскликнул Капарин. – Ты предп_лагаешь_7 что там тебя не будут искать? Именно в твоём хуторе тебя теперь и будут ожидать! Чем ты только думаешь?
Ну, а куда же нам деваться? – растеря(нн,н.)о спросил Фомин. (М.Шолохов)
Текст №7
Выполнить стилистический разбор, объяснить правописание пропущенных букв и знаков препинания (т.е. выполнить орфографический и пунктуационный разбор)
Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.
Первому, старшему из всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклокоченные, чёрные, скулы широкие, лицо бледное. Лицо третьего, Илюши, было довольно незначительно: горбоносое, подслеповатое. Четвёртый, по имени Костя, мальчик лет десяти, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Последнего, Ваню, я сначала было и не заметил. (И.С.Тургенев)
Текст №7
Выполнить стилистический разбор, объяснить правописание пропущенных букв и знаков препинания (т.е. выполнить орфографический и пунктуационный разбор)
Всех мал(?)чиков было пять_1 Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.
Первому_2 старшему из всех_2 Феде_3 вы бы дали лет четырнадцать. У второго мальчика_4 Павлуши_4 волосы были всклокоченные_5 ч(?)рные_6 скулы ш_рокие_7 лицо бледн_е. Лицо третьего_8 Илюши_8 было довольно незначительно_9 горбоносое, по(?)слеповатое. Четвёртый_10 по имени Костя_10 мальчик лет десяти_11 возбуждал моё любопытство св(?)им задумчивым и п_чальным взором. Последнего_12 Ваню_12 я сначала было и (не) заметил. (И.С.Тургенев)
Текст №1
Выполнить стилистический разбор, объяснить правописание пропущенных букв и знаков препинания (т.е. выполнить орфографический и пунктуационный разбор)
Летопись древнейший вид повествовательной древне (русской) литературы; произведение состоящее из п_следовательного оп_сания исторических событий св_детелем или учас(?)ником которых был автор летописи – летописец; характеристики лиц с которыми он встр_чался; народных ск_заний и ра(сс,с)казов которые он слыш_л и зап_сал и т.п.
Такие записи поп_лнялись и видоизм_нялись и (в)последстви_ образов_вали летописный сборник – свод. Первый такой свод летописи написа(нн,н.)ый летописцем (монахом) Нестером в 1112 году называется «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первые княжити и откуда Русская Земля стала есть».
Текст №2
Выполнить стилистический разбор, объяснить правописание пропущенных букв и знаков препинания (т.е. выполнить орфографический и пунктуационный разбор)
Маленькая Ассоль (ни,не)когда (не)бывала так далеко в лесу, как теперь. Ей_1 поглощённой нетерпеливым желанием поймать игрушеч(?)ную яхту с алыми парусами_1 не смотрелось (по) сторонам_2 возле бер...га ручья_3 где она суетилась_3 было довольно препятствий_4 занимавших внимание. Мшистые ств(а,о)лы упавших деревьев _5 высокий папоротник _5 кусты шиповника_6 жасмина и орешника_7 все это мешало ей на каждом шагу_8 одолевая эти препятствия_9 она постепенно теряла силы_10 останавливаясь всё чаще и чаще_11 чтобы передохнуть или смахнуть с лица паутинку. Когда потянулись осоковые и трос(?)никовые заросли_12 Ассоль совсем было потеряла из вида алое сверкание парусов_13 но_14 обежав излучину течения_14 снова увидела их _15 степенно и неуклонно бегущих прочь.
Текст №3
Выполнить стилистический разбор, объяснить правописание пропущенных букв и знаков препинания (т.е. выполнить орфографический и пунктуационный разбор)
Лучше всего наблюдать скв...рца рано утром_1 до восхода солнца_1 а для этого надо и вставать пораньше. Впрочем_2 стари(нн,н)ая умная поговорка гласит_3 Кто рано встал, тот не потерял_4. Если вы по утрам _5 каждый день_5 будете с...деть тихо_ 6 без ре(з,с)ких движений где – нибудь в саду или огороде_7 то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем бли(з,с)ко. Попробуйте бросать птице червяков или крошки хлеба сначал(а,о) издалека_8 потом всё уменьшая расстояние. Вы добьётесь того_9 что через некоторое время скворец будет брать у вас пищ... из рук и садиться вам на плечо. А прилетев на будущий год_10 он очень скоро возобновит и заключит с вами прежнюю дружбу. Только (не) обманывайте его доверия. (И.Куприн)
Текст №4
Выполнить стилистический разбор, объяснить правописание пропущенных букв и знаков препинания (т.е. выполнить орфографический и пунктуационный разбор)
Чичиков в довольном расположении сидел в своей бричке_1 катившейся давно по ст...лбовой дороге. Из предыдущей главы уже видно_ 2 в чём состоял главный предмет его вкуса и склонностей_3 а потому не диво _4 что он скоро погрузился весь в него и телом _5 и душою. Предположения _6 сметы и соображения _7 блуждавшие по его лицу _7 видно _8 были очень приятны _9 ибо ежеминутно ост...вляли после себя следы довольной усмешки. Занятый ими _10 он не обращал (ни,не)какого внимания на то _11 как его кучер _12 довольный приёмом дворовых людей Манилова _12 делал весьма дельные замечания чубар...му пристяжному коню _13 запряжённому с правой стороны. (Н.Гоголь)
Текст №5
Выполнить стилистический разбор, объяснить правописание пропущенных букв и знаков препинания (т.е. выполнить орфографический и пунктуационный разбор)
Над степью_1 заслонив солнце_1 в зените стояла густо – лиловая_2 градов...я туча. Белые обочины её клубились_3 и снежно блистали_4 но ч(о,ё)рная вершина была грозна своей тя(ж,ш)кой неподвижностью. Из – за тучи ш...роким веером косо ниспадали солнечные лучи. Они потоками расходились_5 (при,пре)ближаясь к земле_6 и ложась на дальние_7 просторные степи. Степь_8, задымленная тучевой тенью_8 молчаливо_9 покорно ждала дождя. Ветер кружил сизый стол(б,п) пыли_10 уже дыша духовитой дождевой влагой. А через минуту_11 скупой и ре(д,т)кий_11, пошёл дождь. Ядрёные х...л...дные капли вонзались в дорожную пыль_12 сворачиваясь в крохотные комочки грязи. Подул низовой ветер_13 и степь наполнилась сухим ропотом прошлогодних бурьянов. (М.Шолохов)
Текст №6
Выполнить стилистический разбор, объяснить правописание пропущенных букв и знаков препинания (т.е. выполнить орфографический и пунктуационный разбор)
Фомин молча сле_ с коня_1 стал ра(сс,с)ёдлывать его_2 а потом отошёл в сторону_3 так и (не) сняв седла, - сел на поро(?)шую папоротником коч(?)ку.
- Что ж, коней придёт(?)ся бросить, - сказал он_4 испуга(нн,н.)о озираясь по сторонам.
_5 А дальше_6 – спросил Чумаков.
- Надо пеши перебират(?)ся на ту сторону.
- Куда?
Перебудем в лесу до ночи, тогда переедем через Дон и схоронимся на первых порах в Рубежном, там у меня родни много.
- Очередная глупость! – ярос(?)но воскликнул Капарин. – Ты предп_лагаешь_7 что там тебя не будут искать? Именно в твоём хуторе тебя теперь и будут ожидать! Чем ты только думаешь?
Ну, а куда же нам деваться? – растеря(нн,н.)о спросил Фомин. (М.Шолохов)
Текст №7
Выполнить стилистический разбор, объяснить правописание пропущенных букв и знаков препинания (т.е. выполнить орфографический и пунктуационный разбор)
Всех мал(?)чиков было пять_1 Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.
Первому_2 старшему из всех_2 Феде_3 вы бы дали лет четырнадцать. У второго мальчика_4 Павлуши_4 волосы были всклокоченные_5 ч(?)рные_6 скулы ш_рокие_7 лицо бледн_е. Лицо третьего_8 Илюши_8 было довольно незначительно_9 горбоносое, по(?)слеповатое. Четвёртый_10 по имени Костя_10 мальчик лет десяти_11 возбуждал моё любопытство св(?)им задумчивым и п_чальным взором. Последнего_12 Ваню_12 я сначала было и (не) заметил. (И.С.Тургенев)