Задания и материалы для повторения по русскому языку.
7 класс
Причастие как часть речи. Изучить теоретический материал на стр.39-69, параграфы 12-21, часть первая. Материал в голубых рамках нужно выучить наизусть!
Упражнение 1.
Выписать в одну колонку словосочетания «прилагательные + существительные», а в другую – «причастия + сущ.».
Нежный взгляд, серая мыш(?), разрезанный пирог, вымытые полы, чистый пол, танцующие дети, пр..смешная история, пропавший щеноч..к, ар..стованный пр..ступник, кожа..ая куртка, сломанный стул, зашитая дырка, городской парк, звери..ые следы, поющие птицы, (ярко)красные розы, сорванные розы, выкрашенные волосы, подстреленная птица, стреляющий воин, уд..вительный рассказ, листве(н-нн)ый лес, ч..рный кот, почерневшие камни, подстриженные волосы, открытая дверь, серебря(н-нн)ая цепочка, построенный дом, пр..школьная те(р-рр)итория.
Упражнение 2.
От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.
Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.
Упражнение 3.
Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.
Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.
Упражнение 4
Перепишите, вставьте пропущенные буквы. Страдательные причастия подчеркните одной чертой, действительные — двумя. Выделите суффиксы причастий.
1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл..мые ветром. 2)Зарево на дальних высотах трепещ..щим румянцем отразилось. (Л.) 3) На мысли, дыш..щие силой, как бисер, нижутся слова. (Л.) 4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу..щий обоз и на холме средь желтой нивы чету беле..щих берёз. (Л.) 5) Русалка плыла по реке голубой, озаря..ма полной луной. (Л.) 6) И вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремлющие своды. (П.)
Упражнение 5
Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.
1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.
Упражнение 6
Переписать предложения, расставить и объяснить знаки препинания при причастных оборотах.
1. На тарелк(е-и) лежал сыр нарезанный тонкими ломтиками. 2. Мальчик прочитавший эту книгу получил высокую отметку.3. Сделанные из серебра статуэтки сразу привлекли моё внимание. 4. Листья ярко осв..щенные солнцем к..зались красными.5. Мы сели в автобус под(?)ехавший к нашей остановк(е-и).6. Мы с удовольствием смотрели на хорошо вычищенную посуду. 7.Костёр разожженный мальчиками был виден издалека. 8. Катя одела новое пальто сшитое из плотной ч..рной ткани.9.В честь праздника мама поставила на стол салат приготовленный из экзотических фруктов. 10. Туго заплетенные косички торчали в разные стороны.
Упражнение 7
Прочитайте текст и выполните задания.
Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой3 сокровищницы языка живого, сотворенного3 и, однако же, без устали творящего3, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).
1. Найдите в тексте причастия.
2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.
3. Запишите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.
4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.
5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.( Под цифрой три).
Упражнение 8
Выполнить морфологический разбор всех причастий в тексте по плану.
(Стр. 84, параграф 25, часть первая). План разбора нужно выучить наизусть!
Текст № 1.
Поднявшийся утром ветер вдруг стих. На паруснике находивш..мся далеко в море повисли паруса. Обеспокое…ый капитан вышел на мостик.Западная часть неба становилась всё темнее, постепенно покрывалась тучами не предв..щавшими ничего хорошего. Капитан приказал убрать паруса и встревоже…ая команда немедленно выполнила распоряжение.
Скоро низко нависшие тучи закрыли всё небо и через полчаса ураган с бешеной силой обрушил на корабль разъярё…ые волны.
Текст № 2
Исследователей-путешественников проника..щих в лесные дебри,
горы и тундры, интересуют все полезные ископаемые встреча....ся
в толще земли дикие животные и птицы живущ..е повсюду, деревья и тра-
вы произр..стающие в изучаемом районе. Исследователи бывают и в субтропиках и на дымящ..мся вулкане, спускаются на дно моря, заб..раются в пещеры. Производимые ими наблюдения, собра…ые кол..екции, сдела…ые рисунки, начерче…ые карты дают богатый материал для дальнейшей работы в кабинетах и лабораториях.
Деепричастие как часть речи. Изучить теоретический материал на стр. 97-99, параграф 28, стр. 104-108, параграфы 30, 31, 32. часть первая. Материал в голубых рамках нужно выучить наизусть!
Упражнение 1
Выпишите в столбик сначала глаголы несовершенного вида, а затем совершенного.
Образуйте от них деепричастия соответствующего вида. Выделите суффиксы деепричастий.
Воевать, возникнуть, вымокнуть, завизжать, запереться, издавать, красться, найти, обвести, обламывать, обрести, околдовывать, отвлечься, ошибиться, препираться, посеять, продрогнуть, рассеять, расторгнуть, сдвигать, сдаться, упереться.
Упражнение 2 .
От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:
Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.
С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.
Упражнение 3
От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте суффиксы деепричастий.
Построить, услышать, завить, растаять.
Упражнение 4
Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Это полезно знать.
Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.
Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.
Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.
Деепричастный оборот. Изучить материал на стр. 100-104, параграф 29, часть первая.
Упражнение 1
Спишите, выделите запятыми деепричастия и деепричастные обороты
Робко свечу потушив я подхожу к окну.
Зима смеясь от счастья плачет весны качая колыбель.
Измучив доброго коня на бранный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый.
Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу.
Порой она скользила меж камней смеясь неловкости своей.
Скользя по утреннему снегу друг милый предадимся бегу нетерпеливого
коня.
Звезда полей горит не угасая.
Иван Евдокимович был тронут и уходя обнял меня.
Я остановился глотая волнения маленькими глоточками как лёд в
полдень.
Глупо смеясь и ласково мыча протягивал он Татьяне пряничного петушка.
Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату.
Каштанка отскочила присела на все четыре лапы и протягивая к коту морду залилась громким визгливым лаем.
Упражнение 2
Спешите, подчеркните деепричастные обороты.
1.Наклонив голову, потупя голову, потеряв голову.
2.(Слушать) разинув рот, раздвинув занавески, распахнув ворота.
3.(Работать) спустя рукава, закатав рукава, пришив рукава.
4.Уложив вещи в саквояж, положив зубы на полку, положив учебники в сумку.
5.Открыв глаза, выпучив глаза, глядя в глаза.
6.Перемахнув через забор, махнув на сына рукой, махнув сыну рукой.
Упражнение 3
Спешите, замените подчеркнутые глаголы деепричастиями. Как изменится пунктуация предложений? Подчеркните деепричастные обороты, расставляя знаки препинания.
Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляет задуматься о горькой судьбе одинокого человека.
Уронила голову на руки, отрешённо смотрит вдаль бедная девушка. Переживания сжимают сердце, туманят её безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратились в плотную стену. Серое небо навевает тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро тоскливо чернеет, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку, напоминают о несбывшихся мечтах.
Кажется, что осенняя природа чувствует настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.
Упражнение 4
Выполнить морфологический разбор деепричастий. Деепричастия выделены жирным шрифтом. План разбора на стр.113, часть первая. План нужно выучить наизусть!
Я наслаждался утренними лучами солнца, мечтая.
Читая, Митя успевал отвечать на вопросы родителей.
Мама, замешивая тесто, рассказывала нам рецепт ее фирменного пирога.
Малыши, разбросав игрушки, книжки и одежду, выбежали из комнаты.
Подарив Катюше конфеты, воздушные шары и большого плюшевого медведя, ребята сели за праздничный стол.
В избушке, распевая, дева прядёт.
Гусь, увидя детей, улетел.
Раскопав землю, мы нашли клад.
Гуляя по парку, ребята ели мороженое и громко смеялись.
Служебные части речи (предлог, союз, частица).
Изучить материал на стр.27-40, параграфы 52-57, часть вторая. Материал в голубых рамках нужно выучить! Стр.42-59, параграфы 58-65, часть вторая. Стр.67-88, параграфы 66-73, часть вторая.
Материал в голубых рамках нужно выучить!
Упражнение 1
Выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.
Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, рухнули с нею, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе.
Упражнение 2
Выпишите предложения с производными предлогами.
1) Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 2) (В)место меня на семинар отправился мой коллега. 3) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки. 4) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой. 5) Он частенько отправлялся (в) место , чрезвычайно опасное.) 6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7) Мы шли (на)встречу с одноклассниками.
Упражнение 3
Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Возьмите в овал сочинительные союзы; надпишите над ними, каковы они по значению.
1. Вода была холодная но он (не) почу...ствовал ни холода ни быстрого течения.Начинался отлив и около подводных камней тихо в...рчала океанская вода. Пустыня ДЫШ...Т ровными но слабыми вздохами. 4. Луч... солнца прорвался скво...ь тучи и оз...рил землю. 5. По мху то тут то там были разброс...ны мелкие ж...лтые цветы, в...лялись сух...е ветки. 6. Забл...стели на каплях орешника капли не то росы не то вчерашн... дождя. 7. Ударила под берегом рыба а потом где (то) в отд...лени... запел пастуш...й рож...к. 8. Пов...нуясь стари...ной традиц... я тоже бросил серебр...ную монетку в ф...нтан. 9. Он торопился зато до т...мноты дош...л до деревн... 10. Рыбная ловля не только разв...вает у нас любовь к природ... но и д...ёт нам много знаний о ней. (По К. Паустовскому)
Упражнение 4
Запишите, возьмите в овал союзы, связывающие части сложного предложения. Надпишите над сочинительными союзами букву с, подчинительными — п.
Свет падал на кусты сирени, и в чашечках её цветов дрожали капельки росы.
Если свет падал на кусты сирени, в чашечках её цветов дрожали капельки росы.
Когда свет падал на кусты сирени, в чашечках её цветов дрожали капельки росы.
В чашечках цветов сирени дрожали капельки росы, потому что свет падал на её кусты.
Упражнение 5
Вставьте пропущенные буквы, запятые. Над подчинительными союзами надпишите, какие значения они выражают; подчеркните грамматические основы и однородные члены в предложениях с союзом И.
Всё (с, з)двинулось и см...шалось едва над водой взм...тнулась стая скумбрий. (Тот) час все удоч...ки на молу взв...лись буд (то) их подкинула высокая волна. Лески подымались и опускались торопливо и (не) пр...рывно и на конце каждой билась| и св...ркала скумбрия. По всему молу скакали тугие рыбы с синеватыми спинками. Кот вертелся среди скач...щей рыбы и глаза его пылали зелёным восторгом. (По К. Паустовскому)
Упражнение 6
Заключите в прямоугольник формообразующие частицы. Подчеркните глаголы, с которыми они употреблены. Определите наклонение глаголов.
1. Ехал бы далече, да болят плечи (поговорка). 2. Не отказался бы мой Мишка и от драки, да весь опутан сетью он. (И. Кр.) 3. Щепотки волосков Лиса не пожалей — остался б хвост у ней. (И. Кр.) 4. Да перестаньте болтать! 5. Давайте сосредоточимся на том, что нам предстоит. 6. Пускай, как стрелки в полдень, будут вместе веленья нашей совести и чести! (С. Марш.) 7. Пусть дом не будет знать обид, обман забудет, брань и ссоры, Ненужные пустые споры, Пусть в нём согласие царит.
Упражнение 7. Спишите, заключите частицы в прямоугольник, сверху подпишите их значение.
1. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. (И. Кр.) 2. Именно в это время раздался звонок. 3. До чего же красивая бабочка! 4. Отдельные вершины даже летом сверкали белоснежными шапками. 5. Ведь ты б у нас была царь-птица. (И. Кр.) 6. Едва ли он свернул с дороги и пошёл напрямую по кустам и бурьянам. 7. А до цели оставалось почти три километра. 8. Вряд ли следовало идти этой дорогой. 9. А что за охотник без хорошего ружья? 10. Как поработала зима! 11. Вот этот дом, нам послуживший век, почти умеет пользоваться речью. (С. Марш.) 12. Разве я не добрый пёс, хоть и закорючкой хвост? (О. Конст.) 13. То не беркут ли кружится? Не гремучая ль змея проскользнула близ меня? (О. Конст.) 14. Звёзды низко, вот они. Только руку протяни, и огня ты их коснёшься. (О. Конст.) 15. Ум с хитростью лишь внешне схожи. (О. Конст.) 16. Вон как ярок вишни цвет. (О. Конст.)
Выполнить синтаксический разбор. План разбора на стр. 127 и 128, часть вторая, выучить наизусть! Изучить памятку ниже. Члены предложения знать наизусть!
За лето река обмелела, притаилась между берегами.
Огни далёкой деревни ярко и весело светились в ночи.
Вечером не забудь покормить гусей и уток.
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.
Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка.
Наступила холодная, вьюжная, морозная зима.
Ураган налетел внезапно и быстро.
Зимнее солнце светит, но не греет.
В реках, озёрах, прудах водится много рыбы.
Гром перекатывается, грохочет, встряхивает землю.
Уже улетели на юг ласточки, скворцы, грачи, журавли.
Деревья, листва, дорожки покрылись инеем.
Наши руки пахнут домом и брусникой, и этот запах долго не исчезает.
Была полночь, и вокруг стояла тишь.
Дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь.
Набежали мрачные тучи, и старый бор приготовился к бою.
Одинокая капля дождя упала в воду, и от неё пошли тонкие круги.
Дождь не прошел, а капли с деревьев падают и сверкают на солнце.
Стояла поздняя осень, и погода была ужасная.
Холодный ветер нес над землей рваные клочья туч, и из них стал сыпать снег.
Солнце уже не греет, начались штормы, и ветерок тянет к северу.
За рекой поднялась тёмная туча, а над землёй вдруг пронёсся сильный вихрь.
Ветер не шумит кроной, и птицы не щебечут.
Берёзы ещё густо зеленели, и земля пахла прелыми листьями.
Зарябила вода, и на воде поплыли листья.
На вербах отпали тонкие чешуйки, и показались серенькие барашки.
Потемнело, нахмурилось небо, и побежали темные грозовые тучи.
В углу трещал сверчок, и за окном бешено выла вьюга.
На Бронной зажглись фонари, а на Патриарших прудах светила золотая луна.
Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора.
аступило утро, и наш пароход подошел к Астрахани.
В саду раздавались голоса и был слышен смех.
Я крикнул, и мне ответило эхо.
Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили.
Все деревья выпустили клейкие листочки, а старый дуб стоит без листьев.
В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.
Пушистый рыжий хвост прикрыл спину, а глаза впились в страшного зверя.