СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по русскому языку за курс 5 класса. Повторение и обобщение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В файле преставлены материалы и задания для повторения основных тем, изучаемых в пятом классе.

(Учебник под редакцией Т.А. Ладыженской).

Просмотр содержимого документа
«Задания по русскому языку за курс 5 класса. Повторение и обобщение.»

Задания и материалы по русскому языку. 5 класс.

Повторение и обобщение.

  1. Фонетический разбор. Изучить информацию из памятки ниже.

Или в учебнике, стр.142 и 145, часть первая.



Выполнить разбор слов по плану на стр. 163 (Ч. 1). План разбора нужно выучить наизусть!

Слова для разбора: корней, ложка, варежки, гвоздь, дуб, дорожка, маяк, юла, песня, поляна, радостно, снег, улыбка, цифры, морковь, фамилия, Юлия, рыбка, берёзка¸справка, мая, баян, вьюга, клюв, полёт, ёлка, юг, ясный, стоят, каюта, приём, обезьяна, малина, письмо, возьмём, праздник.





2.Морфемный разбор. Изучить информацию из памятки ниже.

Выполнить морфемный разбор в соответствии с порядком разбора на стр.29 (Ч.2). Порядок разбора нужно знать наизусть!

Слова для разбора: рыбный, перевозчик, безводный, переносица, синеватый, бесправный, влетел, проехал, верхушка, сладковатое, наговорили, фигурист, (в) сарафанчике, берёзка, лужок, шерстяным (шарфом), уходит, тихая, сварщик, барабанщик.

3. Морфологический разбор. Выполнить морфологический разбор

(существительного и прилагательного). Планы разборов на стр. 88 и 109. (Ч.2).

Если возникают сложности с морфологическим разбором, изучить материал на стр. 56-65,параграфы 88-90, стр. 71-73, параграфы 93 и 94. А также стр. 98 и 106, параграфы 99 и 102. Часть вторая!

Планы разборов нужно выучить наизусть! Слова для разбора в предложениях выделены жирным курсивом.

  • В тёплом, но сыром воздухе остро чувствовалось дыхание осени.

  • На ёлке блестели разноцветные гирлянды.

  • Из-за леса встало золотое солнце, запели птицы, ожили города и посёлки.

  • Ночью ветер злится и стучит в окно.

  • Деревья, листва, дорожки покрылись инеем.

  • На зиму синица прилетает из леса, навещает жильё людей, приветсвует весёлой и звонкой песенкой.

  • Улетают журавли, и низкие облака заволакивают небо.

  • Солнечным утром налаживает свою нехитрую песенку весёлая синица, пускает звонкую дробь по тайге дятел.

  • Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес, ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес.

  • В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой, светит месяц, тройка мчится по дороге столбовой.

  • Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи.

  • Весело горит яркий огонёк, яростно припекает горячее солнце.

Жаворонки звенят, воркуют голуби, молча реют ласточки, лошади жуют сено.

  • Ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.

  • Под вечер мы вышла на поляну, где рос огромный дуб.

  • Солнце уже не греет, начались штормы, и ветерок тянет к северу.

  • Одинокая капля дождя упала в воду.




4.Главные и второстепенные члены предложения. Выучить наизусть информацию из памятки ниже. Или стр.86-93 в учебнике, часть 1.


5. Простые и сложные предложения. Изучить материал на стр. 117, параграф 43, часть первая. Выполнить упражнение.

 Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.


1. Небо уже потемнело в лес опускались сумерки.

2. Васютка ощипал уток зарыл их в горячие угли костра лёг на пихтовые ветки и начал щёлкать орехи.

3. Устал Васютка за день но сон не шёл.

4.Когда туман растворился перед мальчиком открылось большое, мало заросшее озеро.

5. Васютка бросился вперёд упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду шлёпать по ней руками окунать в неё лицо.

 Васютка погрел ноги высушил сапоги и портянки оторвал от кальсон тесёмки и повязал ими державшуюся на трёх гвоздях подошву правого сапога.

6. Осталось две спички кончались и Васюткины силы.

7. С берега поднялись стаи белых чаек и с недовольными криками закружились над рекой.

8. Григорий Афанасьевич прижал лицо сына к животу и легонько похлопал по спине.

9.Мчались куда-то мохнатые тучи шумел и качался лес в небе раздавались тревожные крики птиц.

10. На Васюткины сапоги налипли комья грязи он устал вспотел и нет-нет да и переходил на рысь.

11. Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер.

12.Васютка снял прохудившиеся сапоги размотал грязные портянки.

13. Взметнулись искры высоко поднялось пламя.


6. Синтаксический разбор. Выполнить синтаксический разбор простых и сложных предложений. Планы на стр. 113 и 121 (Ч.1). Члены предложения в памятке выше или на стр. 86-93 в учебнике, часть первая.

План разбора нужно выучить наизусть!

  1. Тонкая паутина зацепилась за ветки.

  2. Капуста - хорошая начинка для пирогов.

  3. Усталые партизаны возвратились в лагерь затемно.

  4. Наступило утро, и дети пошли в лес за земляникой.

  5. Маша, посвяти свою новую книгу маме.

  6. Осень подкрадывается незаметно, зима приходит внезапно.

  7. Я кормила сизых голубей семечками и хлебом.

  8. Весной и осенью ешьте овощи и фрукты.

  9. Бабушка купила на рынке коровье молоко и булки с изюмом.

  10. Ешь малиновое варенье, Маша.

  11. Я хотел пойти с папой в цирк и снова увидеть необыкновенную девочку.

  12. Зима еще хлопочет и на весну ворчит.

  13. Скоро осень проснётся и заплачет спросонья.

  14. Падали шишки, лес шумел, за деревней выли голодные волки.

  15. Грибной дождик кончился, туча пошла дальше, показалось яркое солнышко.

  16. Осенние листья темнеют и теряют яркие краски.

  17. Давно село солнце, вечерний лес затих, звери и птицы замолчали.

  18. Играют волны, ветер свищет, и мачта рвётся и скрипит.

  19. В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.

  20. Пушистый рыжий хвост прикрыл спину, а глаза впились в страшного зверя.

  21. Наступила холодная, вьюжная, морозная зима.

  22. Подо льдами крепкими дремлют воды рек, белыми сугробами лёг на крыши снег.

  23. Летом я бегал по улицам и играл в футбол.

  24. Пони бегает по кругу и в уме круги считает.

  25. Красивые пионы и тюльпаны цветут в парке.

  26. Ураган налетел внезапно и быстро.

  27. Впереди нас круто спускался глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща.

  28. Осень завладела полем, лесом, лугом.

  29. Молодые артисты на большой сцене пели и танцевали.

  30. Кто, петух и баран жили в лесной избушке.

  31. Котёнок рассыпал крупу и муку на кухне.

  32. Яркие фонарики горят, чудо обещают.

  33. Шёлк не рвётся, булат не сечётся, золото не ржавеет

7. Части речи. Выучить наизусть таблицу ниже.


Часть речи

Обозначает

Отвечает на вопросы

Примеры

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ  ЧАСТИ  РЕЧИ

Имя существительное

предмет

кто?

что?

человек,

карандаш

Имя прилагательное

признак предмета

какой? какая?

какое? какие?

высокий, красивая,

чистое, дружные

Глагол

действие предмета

что делать?

что сделать?

читать,

пробежать

Имя числительное

количество или порядок предметов при счёте

сколько?

какой?

пять,

девятый

Местоимение

указывает на предметы, признаки, но не называет их

кто? что?

чей? какой?

я, мы, ты, вы, он, она, оно, они,

себя, некто, наш

Наречие

признак действия, признак признака

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?

весело, сегодня, справа, вперёд, красиво

СЛУЖЕБНЫЕ  ЧАСТИ  РЕЧИ

(употребляются только вместе с самостоятельными и не являются членами предложения)

Предлог

Выражает зависимость сущ-х,               числительных и местоимений от других слов в словосочетании и предложении.

в, на, за, к, о, по, над, под, от, до, перед, об, около, у, из, про, после

Союз

Связывает члены предложения,       простые предложения в составе сложного.

и, а, но, да, или

Частица

Придаёт различные дополнительные оттенки словам.

пусть, пускай,  бы, б, ли, разве,           неужели, ишь, не, ни, как,-то,-либо,        -нибудь, кое-    

Записать предложения, над каждым словом сверху подписать, какой частью речи оно является.

Скоро ударят первые морозы.

На лесной опушке стоит деревянная избушка.

Лёгкий ветерок пробежал по саду.

Морозы на окнах узоры рисуют.

Птицы улетают в тёплые края.

Солнце село за дальним селом.

Ты пойдешь сегодня на тренировку?

Дождь идет на улице?

Уходим завтра в море.

Друзья смастерили скворечник и повесили его на берёзу.

На стекле мороз нарисовал мохнатую ёлочку и забавного зайца.

В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев.

В конце года на соревнования приезжали спортсмены из Германии.

Алька сидел на изгибе ствола берёзы и охотился за стрекозами.

Под лучами солнца вспыхивают и переливаются капельки росы в траве.

Из зарослей березняка дорожка вывела путников к окраине деревни.

За деревьями мы увидели кирпичный дом с аркой в стене.

Под кустом сирени в тени спал кот Барсик.

По вечерам мальчик с удовольствием грелся у жаркой печки.

Подул лёгкий ветерок, и сонная бабочка вспорхнула.

К вечеру высокие облака исчезают с неба.

В сухом воздухе стоит запах полыни и мёда.

Я добрался до края соснового леса.

Луга за рекой славятся удивительным клевером.

У костра на траве спала собака пастуха.

В огородах жители выращивали зелень и овощи.

В начале февраля прошли сильные снегопады.

Бордовые розы расцвели в саду пышным цветом.

Ребята катаются с горки на лыжах и санках.

Над головой у нас свистел ледяной ветер.

На стене висела картина в раме из дерева.

Бабушка Егора жила в доме на краю посёлка.

8. Предложения с обращениями. Изучить теорию, стр. 106, параграф 39, часть первая. Выполнить упражнения.

 Упражнение 1.

Выпишите те предложения, в которых есть обращения.

1) Березы белоствольные, растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй, солнце, здравствуй, лес.5) Как хорошо ты, о море ночное. 6). Катя, закрой окно.7) Папа, ты прости меня за грубость.

 Упражнение 2.

Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Мой друг настойчиво добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

4. Ребята пошли на речку.

5. Мама купила мне книгу.

6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

7. Мама испекла пирожки.

 

Упражнение 3.

Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других - обращениями.

Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка, мама, бабушка.

9. Предложения с прямой речью. Изучить теорию на стр.123-126, параграф 45, часть первая. Выполнить упражнения.

1. Запишите предложения, расставьте знаки препинания  и составь схемы предложений.

1) Смотрю ему вслед и думаю зачем живут такие люди?
2) Я хотел бы купить масла проговорил крестьянин.
3) Мне кажется нет ничего вкуснее! заметил полковник
4) Не стоит мне уже лучше перебил Иван.
5) Александр спрашивает можно я ещё приду.
6) Что такое десант раздался чей-то голос.
7) Только ты не шуми сказал отец.


2.  Не списывая, составь схемы.

  1. Вот он кричит: «Поди-ка сюда, Верный мой работник Балда».

  2. “Там, в лесу, стоит одна, - отвечает ей она.

  3. Вот из моря вылез старый Бес: “Зачем ты, Балда, к нам залез?”

  4. “Я не сержуся, - тихо молвила она.

  5. Князь им вымолвил тогда: «Добрый путь вам, господа!»

10. Предложения с однородными членами. Изучить материал на стр. 99- 102, параграфы 37 и 38. Выполнить упражнения.

1.Спишите текст. Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.

СКВОРЕЦ

Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса!Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа.
(К. Паустовский.)

2.Запишите предложения, выпишите ряды однородных членов.

  1. Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам. (В. Песков) 2) Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд. (А. Фадеев) 3) Были это весёлые, сильные и смелые люди. (М. Горький)

4) Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, как русский, — сильно, пламенно и нежно! (М. Лермонтов) 5) Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова вспыхнули. (А. Пушкин)

3. Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения, подпишите части речи над однородными членами предложения.

1.Тотошка беспокойно бегал и задорно лаял на тучи.

2. Он и его помощники стучали молотками пилили напильниками паяли полировали.

3.Дядя никогда не кричал на ребят и не мешал играть и не запрещал вечерние костры.

4.  Не гордись  а учись.

5 . Осенью солнце не греет  но блестит ярче летнего.



11. Глагол как часть речи. Изучить материал на стр.113-124, параграфы 104, 105, 107, 108.+ Стр. 131-140, параграфы 111-115.


Упражнение 1.Распределите глаголы по столбикам.


НЕ пишется раздельно

НЕ пишется слитно






(Не)годовать, (не)думает, (не)здоровится, (не)понимает, (не)хвалит, (не)навижу, (не)истовствовать, (не)любишь, (не)говорю, (не)играет, (не) спит, (не) думает, (не) играет, (не) спорит, (не) хочет, (не) говорит.


Упражнение 2. Определите вид каждого глагола (НВ или СВ), подпишите сверху над словом.

Приплыть, спасать, завлечь, наступить, прибегать, пробежать, заплатить, предлагать, предложить, запевать (песню), запеть, выполнять, выполнить, дружить, сражаться, принести, подружиться, сберечь, сберегать, мирить, примириться, белеть, белить, побелить, побелеть, платить.

Упражнение 3. Образуйте все возможные формы времени от глаголов совершенного и несовершенного вида. Образец выполнения на стр. 137, упр. 706, вторая часть.

Обидеть, посадить, гадать, добежать, стелить, скрывать, бороться, пить, ходить строить заметить, подбежать, узнать, читать, прочитать, выполнить, похвалить, отдать, знать, надеяться, платить, заплатить, выдать.

Упражнение 4. Выпишите только глаголы в неопределённой форме.

Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь, думать, прыгну, отдать, выучить, узнать, открыть, ест, бегут, думают, отдала, красивый, компьютер, починить, спать, отвернулся, узнал.

Упражнение 5. Выпишите глаголы, данные в скобках, замените их глаголами в неопределённой форме.

Образец: сплю – спать.

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.