СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по теме "Фразеология"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания по теме "Фразеология"»

Система заданий по теме «Фразеология» на уроках русского языка

1.Задания, служащие пополнению словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами.

  • Подберите подходящий по смыслу фразеологизм (демонстрация через проектор), соединив лексическое значение в 1 колонке с фразеологизмом во 2 колонке.

  • Объясните значение предложенных фразеологизмов. Составьте с ними предложения: капля в море; без сучка и задоринки; в одну минуту.

  • Замените данные фразеологизмы антонимичными.

Выходить из себя – ...(взять себя в руки, держать себя в руках).
В первую голову – ...(в последнюю очередь, в конце концов).
Рукой подать – ...(за тридевять земель).
Заварить кашу – ...(расхлебывать кашу).
Засучив рукава – ...(спустя рукава).
Капля в море – ...(видимо-невидимо).
Семи пядей во лбу – ...(без царя в голове).

  • «Угадай-ка!»

Учащимся даются загадки-шутки: по предложенным фразеологизмам необходимо догадаться, о чем идет речь?

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают; его всюду суют (нос)

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают

( уши)

3. Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле;

на него бросают слова и деньги (ветер)

4. Его можно проглотить; за него тянут; на нем вертится то, что

вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего (язык)

5. Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говорить; в нее прячут концы нечестные

люди; иногда они выходят из нее сухим (вода)

2. Задания, составленные с учетом ведущего модального канала восприятия и развивающие креативность мышления учащихся.

Восстановительный диктант

Учитель диктует текст, ученики выписывают встретившиеся в нем фразеологизмы и затем письменно восстанавливают по ним текст

Нашли сороки в лесу кусок сыра. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любительницы сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, пронюхали о находке, вот одна кружится, другая, третья... того и гляди утащат кусок среди бела дня из-под носа.
Спорили, спорили сороки, а сыр тем временем под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало подальше от греха. Хватились сороки, а ее уж и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать!

« Проба пера»

( данное задание развивает не только речь, но и креативность мышления)

Напишите шуточное объявление с использованием фразеологизмов (фразеологизмы записаны на доске). Примерные тексты объявлений: Вставляю палки в колеса; Обучаю игре на нервах; Куплю хорошо подвешенный язык.

Игра в мяч

Учитель кидает мяч кому-нибудь из учеников. Ребенок, подобрав слово-синоним, возвращает мяч обратно.

Например, белые мухи (снег), битый час (долго), во весь дух (быстро), держать язык за зубами (молчать), засучить рукава (работать), как сельдей в бочке (много), косая сажень в плечах (могучий), краем уха (мельком), перемывать кости (сплетничать), поджать хвост (испугаться), родиться в рубашке (быть счастливым).

3. Задания, направленные на изучение русской фразеологии в лингвокультурологическом аспекте.

«Одень человека»

Используя фразеологический словарь, оденьте человека.

Например, голова - по Сеньке и шапка; туловище - плакаться в жилетку, родиться в сорочке; ноги- сапоги всмятку, под каблуком

Разновидностью подобной работы может быть «Трапеза».

Например, сделать котлету, облупить как яичко, дать леща, кислые щи.

«Город мастеров»

Слово учителя: мы пришли с вами в город мастеров. Здесь в каждом домике живут фразеологизмы, возникшие в устной речи людей разных профессий
(на карточках записаны фразеологизмы, и ученики должны определить, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота).

1) топорная работа; без сучка, без задоринки; снять стружку. (Столяр)

2) на один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками. (Портной)

3) доводить до белого каления; между молотом и наковальней. (Кузнец)

4) калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе. (Повар)

5) ставить в тупик; зеленая улица; на всех парах. (Железнодорожник)

6) позолотить пилюлю; как рукой сняло; затаить дыхание. (Доктор)

Лото «Эмоции и чувства человека»

Учащимся даются карточки с шестью полями, вверху каждого поля указаны чувства или эмоции человека. Затем учитель читает фразеологические обороты, а ребята должны их записать в нужный квадрат.

любовь

презрение

гнев

обида

счастье

удивление

Используемые фразеологизмы: сквозь зубы, надувать губы, быть на седьмом небе, рвать и метать, вот те раз, носить на руках.

Ответы:

любовь

носить на руках

презрение

сквозь зубы

гнев

рвать и метать

обида

надувать губы

счастье

быть на седьмом небе

удивление

вот те раз!

«Найди пару»

Ученикам предлагаются полярные характеристики значений фразеологических оборотов, а также двенадцать фразеологизмов, спроектированных на экране в хаотичном порядке. Все предложенные фразеологизмы ученики должны сгруппировать по парам.

Характеристики значений:

Сходство – различие

Начало – конец

Множество – меньшинство

Согласие – ссора

Молодость – старость

Правда – обман

Фразеологизмы:

Как сельдей в бочке, в один голос, на закате лет, как две капли воды, раскрывать глаза, встречать в штыки, как небо и земля, первые шаги, в самом соку, оставить с носом, кот наплакал, дышать на ладан.

Ответы:

Сходство – различие: как две капли воды - как небо и земля

Начало – конец: первые шаги - дышать на ладан

Множество – меньшинство: как сельдей в бочке - кот наплакал

Согласие – ссора: в один голос - встречать в штыки

Молодость – старость: в самом соку - дышать на ладан

Правда – обман: раскрывать глаза - оставить с носом