СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2016 г. (11 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2016 г. (11 класс)

Просмотр содержимого документа
«Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2016 г. (11 класс)»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2016–2017 учебный год

(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

(11 класс)

1. Выпишите слово (слова), в котором (которых) букв больше, чем звуков. Обоснуйте ответ.

Досчитать, брызжет, выявляющий, французский, разъезжающий, паяльник, уясняя.


2. Прочитайте диалог. Объясните, на чём построена языковая игра в диалоге.


Мышь обещает поведать Алисе грустную историю и вдруг вскрикивает:

– Прохвост!

– Про хвост?! – удивляется Алиса. – Грустная история про хвост?!

– Глупости! – сердится мышь. – Вечно всякие глупости! Как я от них устала!

Этого просто не вынести!

– А что нужно вынести? – спрашивает Алиса, всегда готовая услужить?

(Л. Кэрролл. Алиса в стране чудес.)


Приведите подобные примеры (не менее двух) языковой игры.


3. На уроке для разбора по составу были даны следующие слова: грешница, поленница, пепельница, отличница, пленница. Первый учащийся выделил во всех этих словах суффикс -ниц-, а второй выделил во всех этих словах суффикс -н- и суффикс -иц-. Объясните с точки зрения словообразования, кто из учащихся прав. Во всех ли случаях мы можем получить однозначный ответ?


4. Даны фразеологизмы на иностранных языках с одним значением:


to pull strings («натянуть верёвки», англ.);

alle Hebel in Bewegung setzen («привести в движение все рычаги», нем.);

tocar todos los resortes («нажать на все рессоры», исп.);

faire jouer touts les ressorts («заставить все рессоры работать», фр.).


-Сформулируйте значение фразеологизмов.

-Сгруппируйте фразеологизмы по образным схемам переосмысления.

-Подберите русский фразеологизм с тождественной некоторым приведённым иностранным фразеологизмам схемой образного переосмысления значения.


5. Назовите основной принцип русской орфографии. В чём суть этого принципа? Из перечисленных ниже слов выберите те, которые содержат орфограммы, где этот принцип не соблюдается. Объясните, какие иные принципы орфографии реализуются в каждом из выбранных вами слов.


дуб

рассол

заря

голубь

лишь

вечер

сыграл

мираж


6. Дано предложение: Провожающие, провожающие провожающих, – отъезжающие.

Возможно ли точно ответить на вопрос, сколько в этом предложении знаменательных слов? К каким частям речи они принадлежат? Ответ обоснуйте.


7. Известно, что стилистическая окраска средства связи между частями сложноподчинённого предложения способна влиять на общую стилистическую окраску всего предложения. Проиллюстрируем сказанное на примере сложноподчинённого предложения с придаточным причины: В доме было прохладно, ПОТОМУ ЧТО печь топили давно и она успела остынуть (общеупотр.) – Шапки он не надел, ПОТОМУ КАК холодно было (прост.) – Прости им, ИБО не ведают, что творят (книжн., высок.).

Такая же картина характерна для сложноподчинённого предложения с придаточной частью условия.

Перечислите разговорные/просторечные средства связи между частями сложноподчинённого предложения с придаточной частью условия. Для каждого случая приведите пример соответствующего сложноподчинённого предложения.


8. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством анаграммирования (перестановки букв местами) зашифрован лингвистический термин.

Пример: Кекс Али (ответ: лексика).


Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Тигроед и Ваяло.


9. Прочитайте текст.


В вершине дерева, за ветку УЦЕПЯСЬ,

Червяк на ней качался.

Над Червяком СОКОЛ, по воздуху носясь,

Так с высоты шутил и издевался…

(И.А. Крылов)


Соответствуют ли выделенные в тексте словоформы нормам русского языка?

Прокомментируйте свой ответ.


10. Прочитайте стихотворение В.Я. Брюсова «Июльская ночь». На место пропусков вставьте буквы. В чём лингвистическое своеобразие стихотворения?


Iюльская ночь.

(азбука отъ А до )


Алый бархатъ вечерѣетъ,

Горделиво дремлютъ ели,

Жаждет зелень, и iюль


Колыбельной лаской млѣетъ...

Нѣжно отзвуки пропѣли...

Разостлался синiй тюль.


Улетѣли феи – холить

Царство чары шаловливой,

Щебетъ ..дкихъ эпиграммъ.


Начинает.. сны неволить,

М..ро льетъ нетерпеливый,

Юга ясный өимiамъ.

(Брюсов В.Я. Краткiй курсъ науки о стихахъ. М., 1919)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!