План-конспект урока по литературе в 9 классе
Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №22 Нийберг Нина Сергеевна
Тема урока: «Загадка Печорина: сила первого впечатления (первый урок по главе «Бэла» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)».
Цели урока:
1. познакомить учащихся с героем Печорина, сформировать первое впечатление, которое создается в главе "Бэла";
2. развивать навыки анализа текста, умение выделять ключевые детали и интерпретировать их;
3. формировать критическое мышление, способность видеть противоречия в поступках, характере героя.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
- способствовать осмыслению нравственных и этических ценностей через анализ поступков и характера героя;
- формировать уважительное отношение к мнению одноклассников в процессе обсуждения образа героя;
- развивать эмоциональную отзывчивость через сопереживание персонажам и анализ их взаимоотношений.
Предметные:
- научиться выделять ключевые характеристики Печорина, данные в главе "Бэла";
- определять лексическое значение терминов и слов, связанных с описанием героя (например, "портрет", "равнодушие", "эгоизм", "цинизм").
Регулятивные:
- формировать умение формулировать тему занятия, цели занятия;
- умение принимать и сохранять учебную задачу, связанную с анализом образа Печорина;
- развивать навыки поиска и выделения ключевой информации из текста.
Коммуникативные:
- развить умение работать с текстовой информацией, анализировать ее и связно излагать свои мысли;
- формулировать и аргументированно высказывать свою точку зрения на основе текста;
- учиться слушать и слышать мнения одноклассников, вести диалог.
Познавательные:
- формировать умение анализировать литературный текст, выделяя ключевые детали характеристики героя;
- развивать навыки интерпретации текста через понимание мотивов поступков Печорина;
- учиться делать выводы на основе анализа текста и сопоставления различных точек зрения.
Тип урока: комбинированный
Форма (вид урока): урок-беседа
Технологии: проблемный вопрос (технология проблемного обучения), ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), кластеры, мозговой штурм.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная онлайн-доска, раздаточный материал, видеоматериал.
Ход урока
1.Оргмомент. Психологический настрой.
-Здравствуйте, дорогие ученики! Меня зовут Нина Сергеевна, и сегодня у нас с вами есть возможность познакомиться, поделиться мыслями и узнать что-то новое. Помните, что каждый из вас уникален, и ваши мысли, идеи и ответы важны. Несмотря на то, что я сегодня в центре внимания уважаемого жюри, знайте, главное то, что вы в центре моего внимания. Давайте сегодня будем открытыми, любознательными и поддержим друг друга. Не бойтесь ошибаться, ведь ошибки — это ступеньки к новым знаниям.
2. Актуализация знаний.
- А я, пожалуй, перейду к теме нашего урока и начну с прекрасного стихотворения Александра Кушнера. Послушайте, пожалуйста, внимательно:
Что делать с первым впечатленьем?
Оно смущает и томит.
Оно граничит с удивленьем
И ни о чем не говорит.
Оно похоже на границу,
И всё как будто бы за ней
Трава иначе серебрится,
А клюква слаще и крупней.
Что делать с первым впечатленьем
В последующие часы?
Оно проходит дуновеньем
Чужой печали и красы.
И повторится вряд ли снова,
И проживет не много дней,
Но настоящего, второго,
Оно и ярче, и милей.
-Ребята, скажите, о чем стихотворение Александра Кушнера? Какие мысли оно у вас вызвало?
-Я приготовила несколько крылатых выражений, связанных с первым впечатлением. Прочтите их.
А как вы думаете, почему с этого я начала наш урок? Что может создать первое впечатление о человеке? Какие факторы могут его изменить или повлиять на него? А всегда ли первое впечатление верное?
Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Да, действительно, тема нашего урока «первое впечатление о герое Печорина»
-А какие цели мы сегодня перед собой поставим?
-Сегодня мы будем формировать каждый свое впечатление о герое романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григории Александровиче Печорине. Но вместе с тем сегодня у вас будет складываться и первое впечатление обо мне. На партах вы видите белые стикеры, напишите слово, которое у вас возникло после нашего небольшого общения. Проверять эти записи никто не будет. Они вам понадобятся в конце урока
3. Практическая деятельность учеников (заполнение кластера).
3.1 Первое впечатление Максим Максимыча
Ребята перед вами портрет. Что вы можете сказать о человеке, который на нем изображен? Ребята, скажите, что такое «портрет» в художественном произведении?
- Давайте обратимся к тексту и найдем слова Максим Максимыча о первой встрече с Печориным (стр. 8-9).
Какое впечатление производит Печорин на Максим Максимыча?
Давайте заполним кластер. Какой вывод можем сделать, опираясь на портрет Печорина?
(Противоречивая натура, человек вызывающий неоднозначное впечатление)
Давайте запишем наши наблюдения в кластер.
3.2 Первая встреча Печорина и Бэлы.
- Обратимся к другому эпизоду романа: первая встреча Печорина и Бэлы. (стр. 10)
Какова реакция Печорина на «комплимент» Бэлы? Как вам кажется, какие чувства вызвала в герое кавказская красавица? Как охарактеризуем поведение героя?
Ребята, я предлагаю вам соотнести действия героя с собственными убеждениями и оценить поступок Печорина. У вас на партах стикеры с разными цветами:
нежно-розовый означает, что вы ободряете поступок героя, синий-вы относитесь к этому нейтрально, серый и зеленый -поступок заслуживает порицания и вызывает негодование, ярко-розовый мы назовем «эмоциональная кульминация», поскольку этим цветом мы отметим тот поступок который нас наиболее восхитил или же, наоборот, заставил ненавидеть героя.
(Герой проявляет вежливость и учтивость. Бэла привлекла внимание Печорина, понравилась ему).
4. Просмотр видеофрагмента с последующим анализом
Разговор Печорина с Азаматом.
- После посещения свадьбы мысли Печорина заняты Бэлой. Максим Максимыч передает ему подробности разговора Казбича и Азамата.
Кто мне напомнит, в чем суть разговора?
Давайте просмотрим видеофрагмент и проанализируем увиденное.
Как оцениваем поведение героя? Какие выводы можем сделать?
Заполняем кластер (Печорин предстает умным, манипулятивным, расчетливым человеком. Он хорошо разбирается в психологии людей, видит слабости человека и использует это для своей выгоды. Эгоистичен.)
5. Практическая деятельность учеников.
5.1 Разговор с Максим Максимычем. Стремление расположить Бэлу к себе.
Как оцениваем поведение героя? Верим ли в то, что герой искренне надеялся на то, что Бэла станет для него спасением?
(Ответы детей могут разделиться: Печорин расчетлив, напорист, для него все игра/ Григорий Александрович еще верит, что Бэла «особенный ангел, посланный судьбой.)
5.2 Печорин угрожает Бэле тем, что покинет ее.
-Давайте рассмотрим еще один эпизод, в котором описывается «последняя попытка» Печорина расположить Бэлу. (стр.16)
Как такое поведение раскрывает образ персонажа? Верим ли мы в искренность слов героя?
(Герой манипулирует Бэлой, он проявляет отсутствие душевной привязанности, поскольку не осознает, как эти слова могут повлиять на красавицу. Печорин проявляет эгоизм и равнодушие)
-Заполняем кластер, дайте оценку поступку.
6. Просмотр видеофрагмента с последующим анализом
-Какие чувства у вас вызывает этот фрагмент? Как чувствует себя Бэла? Обратите внимание, что здесь мы делаем вывод о поведении героя, опираясь на слова других персонажей. Чем объясняет свое поведение Печорин Максим Максимычу? ( стр.21) Может ли это служить оправданием для поведения Григория Александровича?
Заполняем кластер.
7. Практическая деятельность учеников.
Предсмертная горячка и смерть Бэлы.
-Смерть Бэлы от рук Казбича становится самым драматичным и показательным моментом в повествовании, раскрывающих характер героя. Его поведение можно оценит с разных точек зрения, учитывая действия и внутренние переживания. Давайте разберем это подробнее.
Как ведет себя герой?
(Печорин внешне отстранен и спокоен, не выражает эмоций, не плачет. Он даже кажется равнодушием. Но он отправляет за врачом, хотя понимает, что это вряд ли поможет. Печорин не просит прощения, не признает своей вины.
Во внутренних монологах чувствуется сожаление и горечь, он понимает, что стал причиной смерти Бэлы.)
8. Подведение итогов. Результат занятия.
-Ребята, мы весь урок анализировали поведение и поступки Григория Печорина.
Как изменяется восприятие Печорина по мере развития сюжета?
Как вы думаете, почему Печорин ведет себя так, чем руководствуется? Каковы его мотивы? Какое впечатление у вас сложилось о Печорине?
-Ребята вы только в начале изучения многогранного творения М.Ю. Лермонтова. И я вас уверяю, ваше мнение о герое еще измениться т не раз. А чтобы вам было легче проследить его трансформацию, я предлагаю посмотреть таблицу «Мое мнение о Печорине». Запишите ваше мнение, которое сегодня у вас сложилось о Печорине после анализа главы «Бэла».
(заполняют таблицу «Мое мнение о Печорине»)
Как мы можем применять опыт, полученный на уроке в жизни? Почему важно не судить людей по первым впечатлениям?
- В литературе, как и в жизни, первое впечатление о герое может быть обманчивым. Печорин — сложный, противоречивый герой, и его характер раскрывается постепенно. Умение видеть связь между характером человека и его поступками очень важно в повседневной жизни. Анализируя поступки героя, вы невольно задумываетесь о том, как сами поступаете в жизни.
Домашнее задание(на выбор):
Представьте, что вы журналист, который берёт интервью у Печорина после событий главы «Бэла». Составьте 5-7 вопросов, которые вы бы ему задали, и попробуйте представить, как бы он ответил.
Составьте портретную характеристику Бэлы или Максим Максимыча от лица Печорина (не менее 7-10 предложений).
* В Pinterest создайте доску «Узнай главу из «Героя нашего времени» по фотографии (на основе четырех фотографий).
9. Рефлексия
-Ребята, вы сегодня оценивали поступки героя. Я сейчас попрошу вас оценить наш урок. Выберите стикер, отражающий ваше отношение к нашему уроку, приклейте его, пожалуйста, на вашу папку.
Кто хочет пояснить свое решение?
А еще я просила вас в начале урока написать ваше мнение обо мне.
Скажите, оно осталось прежним или все-таки изменилось?
Ребята, наше занятие подошло к концу. Я благодарю вас за работу и ваше отношение. Мне было приятно работать с вами! Спасибо вам большое!