СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заглавная буква

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока необычен и интересен для детей

Просмотр содержимого документа
«Заглавная буква»

Конспект урока русского языка 1 класс

Тема: Заглавная буква (слайд 2)

Цель:

  1. Закрепить понятие «большая буква» в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных и географических названиях.

  2. Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, активизировать мыслительную деятельность.

  3. Учить применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе, (слайд 3)

Оборудование:

Слайды, цветные карандаши, мяч.



Ход урока

I.Организационный момент

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно, работаем старательно. (слайд 4)

II.Сообщение темы и цели урока

Я беру конверт в руки и говорю ребятам, что это письмо от Незнайки. Вскрываю конверт и читаю:

“Дорогие ученики из 1-1класса. Я приглашаю вас посетить Цветочный город на ковре–самолете. Мне очень хочется узнать, умеете ли вы дружно трудиться, преодолевать трудности. Незнайка”.(слайд 5)

Ну как, ребята, принимаем приглашение Незнайки? – спрашиваю детей.

Итак, сегодня мы отправляемся в Цветочный город. Чтобы полет прошел успешно, необходимо выполнять следующие условия:

вспомнить, когда пишется большая буква в словах;
точно и правильно выполнять задания;
быть очень внимательными (слайд 6)

III. Физминутка

Перед полетом мы сделаем разминку.

(руки на столе перед грудью согнуты в локтях)

Наши пальчики проснулись.

(Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены)

С добрым утром!

(пальцы рук переплести (рукопожатие))

Потянулись, потянулись, потянулись.

(Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться)

Стали дружно умываться.

(Ладошки трут друг друга, имитируя намывание.)

Полотенцем вытираться.

(Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев.)

Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем.

(Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук))

Дружно делаем зарядку!

(Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад. Пальцы расслаблены, взмахи кистями

Пришли в школу.

(Руки на парте согнуты в локтях.)

И уселись за тетрадку.

(Дети показывают готовую к работе ручку.)

Внимание! Ребятам занять свои места. Чтобы ковер–самолет взлетел, надо сказать, волшебные слова:

“Ковер–самолет, возьми нас в полет”

Дети проговаривают эти слова.

Мы летим! Ребята, посмотрите, какой интересный след оставляет ковер–самолет.

IV.Минутка чистописания

Дети списывают с доски заглавные буквы : Н, А, Р, К

V.Закрепление изученного материала

Задание №1 (слайд 7,8)

Мы прилетели. Посмотрите, под кочкой лежит полюбившаяся нам книга – “Азбука” и записка.

Записка: 20, 6, 18, 17, 6,15, 30, 6, 10, 20, 18, 21, 5, 3, 19, 7, 17, 6, 18, 6, 20, 18, 21, 5

Азбука: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я

Учитель: Как мы будем расшифровывать записку?

Дети: Надо по цифрам узнать нужную букву, а затем – слово.

Ученики по очереди, выходят к доске и пишут по записке нужную букву.

Учитель: Посмотрите на доску и скажите, что нужно сделать, чтобы получилась понятная фраза?

Дети: Разделить на слова. Их здесь пять.

Учитель: Сделайте на доске поправки. О чем надо помнить?

Дети: Начало пишу с большой буквы. Если предложение повествовательное, то в конце ставлю точку.

Дети исправляют, затем читают хором, что получилось.

Учитель: Это что?

Дети: Пословица (слайд 6)

Учитель: О чем она вам говорит?

Ученики высказывают свое мнение.

Учитель: Запишите пословицу в тетрадь. Пусть она будет в путешествии нашим девизом.

Путешествуя, мы подведем итог тому, какие слова пишутся с большой буквы и почему.

Задание №2

Мы идем по дорожке, по её краям растут удивительные цветы. Если мы присмотримся, то определенный вид цветов растет на определенной улице, а значит и улицы у них по названиям цветов.

Догадайтесь, какие здесь улицы. Я покажу вам (слайды 9,10,11,12,13), вы скажите название улицы



(Одуванчиковая, Колокольчиковая, Незабудковая, Ромашковая, Васильковая)

Запишите начальную букву в этих названиях. Подумайте, как запишите эти буквы. Почему?

Подчеркните гласные одной чертой, согласные – двумя чертами.

Мы идем по дорожке, солнышко светит, пестрые бабочки летают, пчелки жужжат.

Задание №3

VI.Физкультминутка “Прогулка”.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
(Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
(Бег на месте)
До лужайки добежим.
(Бег продолжается.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки,
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. (Присели).
Немного отдохнем.
А потом, по тропиночке пойдем.

(Ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, выдох, за парту сели).

Задание №4

К нам приближаются коротышки, но они грустны. Оказывается, малыши потеряли начальные буквы в своих именах. Давайте им поможем! (слайд 14)



На доске написаны имена, под именами выпавшие буквы, вы должны от буквы к именам провести стрелочку и прочитать, что получилось, а также подумать, с какой буквы пишутся имена, (слайд 15,16)

ВОСЬКА
ОМАШКА
УЛЬКА
АРГАРИТКА
ИНТИК
НЕЖИНКА
ПУНТИК
НОПОЧКА
П А Г Ш В К З С М Р

Коротышки довольны. Они хотят, чтобы вы поработали в тетрадях. Мальчики запишут имена девочек, а девочки – имена мальчиков. Подчеркните в именах орфограммы.

(Дети записывают имена в тетрадь, обозначают карандашом орфограммы)

Ребята, вы знаете имена жителей Цветочного города, теперь они хотят познакомиться с вами.

Задание №6 работа с учебником

Для этого вы должны выполнить в тетради упражнение 25 на стр. 19 (учебник “Русский язык”, автор Т.Г. Рамзаева).

(Перед записью упражнения проводится разбор)

Пулька снова заскучал. Почему?

(Ответы детей).

Он потерял своего верного друга. Найти просто. Надо собрать картинку, и она оживет (см. рисунок).

(На столе разложены листы бумаги с частями от собаки. Дети собирают щенка. Собака собрана.)

Вы составили щенка,
Клички нет ещё пока.
Вы, ребята, помогите,
Кличку для щенка найдите.

(Из предложенных вариантов дети находят нужную на доске кличку и обводят её в овал)

Шарик Бобик Булька Тузик

Щенок с визгом бросился к своему хозяину. Запишите кличку собаки в тетрадь, сделайте звуко–буквенный разбор.

(Разбор делается с комментированием)

Нас встречает умнейший человечек этого города – Знайка. Знайка много читает, делает различные открытия. Он о чём–то хочет спросить вас, мы должны подумать и дать правильный ответ.

-Кому доводилось слышать о богатыре Илье Муромце? (слайд 17)

-А задумывались ли вы над тем, Муромец – это фамилия или отчество?

(Свободные высказывания детей)

В чистом поле пыль столбом поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьиному приближается…(слайд 18)

Как же звать героя по имени–отчеству?

Задание №7 Запишите фамилию, имя, отчество богатыря.

Дети: Илья Иванович Муромец.

-А теперь поиграем!

Задание №8

Самодиктант “Поиграем в парах”.

Помните игру в мяч “Я знаю пять имён девочек…”. Каждый удар мяча соответствует или одному имени, или одной фамилии, или названию одного города и т.д. Поиграй с соседом по парте! Пусть каждый из вас запишет по три женских имени, три мужских имени, три фамилии, названия трёх городов, трёх рек. Не забудьте подчеркнуть большую букву одной чертой!

Есть ли совпадения в ваших записях?

(После проверки дети хором читают стишок о заглавной букве)

Имена, фамилии,
Клички, города,
Реки и озёра
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда. (слайд 19)

Ребята, мы познакомились с жителями Цветочного города. Сейчас нам надо возвращаться в класс. Ковёр–самолёт перед нами. Скажем заветные слова:

“Ковёр–самолёт,
Возьми нас в полёт”

Летим! Чтобы в пути нам было весело, поиграем.

Задание №9

Интеллектуальная викторина.

Кот, испытавший на себе все выходки весьма вредных мышей. (Леопольд)

Друг дяди Фёдора и Матроскина. (Шарик)

В меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. (Карлсон)

Сказочный герой, который кого угодно мог довести до слёз. (Чипполино)

Кому принадлежат слова: “Кто людям помогает, тот тратит время зря”. (Шапокляк)

Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского? (Айболит)

VII.Итог урока

Вот и подошло к концу путешествие. Много интересного было на нашем пути. О чём мы говорили на уроке? (Ответы детей)

Урок наш будет считаться законченным, если вы соберёте слова, которые кроются под следующими номерами: (слайд 20)

А

Б

В

С

Е

З

И

М

О

П

У

К

!

Р

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

4,10,1, 4,7,2,9. 3,4,5,8. 6,1. 11,14,9,12,13.

Спасибо всем за урок! (слайд 21)

Дети проговаривают: “Спасибо всем за урок!” – хором.