СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заглавная буква в именах собственных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскоиу языку для 2 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Заглавная буква в именах собственных»

Технологическая карта урока

Заглавная буква в именах собственных.


Учебный предмет

русский язык

Учебник

В. П. Канакина, В.Г. Горецкий 2 часть .Издательство « Просвещение» 2012г.

Программа

Школа России

Класс

2

Тип урока

урок фиксации и систематизации новых знаний

Технология построения урока

проблемно-диалогическая, частично - поисковая

Тема урока

Заглавная буква в именах собственных

Цель урока

создание условий для получения обучающимися новых знаний по теме;

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);для формирования интереса к предмету

Основные термины, понятия

имена собственные и нарицательные

Планируемые результаты

Предметные

- уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных

-наблюдать за значением имён существительных,

-уметь классифицировать имена существительные,

- применять правило правописания заглавной  буквы в именах собственных.

- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах, в группах;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- учить планировать свою деятельность на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- моделировать информацию;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Организация пространства

Формы работы

Средства обучения

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.


Технологии

исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные


Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Слайды

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.





Слайд 1



Проверка готовности обучающихся к уроку

Прозвенел звонок для нас!

Вы зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем,

И урок наш мы начнем.


Подготовка рабочего места.



II . Актуализация знаний и фикса-ция затруд-нений в деятельности.

Предметные:

- уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных

- систематизировать знания о правописании заглавной  буквы в именах собственных

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Регулятивные УУД

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;


Слайды 2-3






Слайд 4

- Сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза.

- Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.

-Попробуйте назвать тему нашего урока.

- Чему мы должны сегодня с вами научиться?

Дети составляют и читают фразу « Страна заглавных букв».







Тема урока «Заглавная буква в именах собственных».











Сегодня на уроке …(формулировка задач учащимися)


III. Чистописание





Предметные:

- находить нужный звук;

- давать характеристику звукам;

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные(УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.



Слайд 5


Слайд 6













- Найдите одинаковый звук в словах: Галина, Григорий, город, гриб, гроза, газета.

- Какой это звук?

- Какой буквой этот звук обозначается на письме?

- Сегодня на уроке мы будем работать над написанием заглавной буквы Г.

- На что похожа буква Г?

- Из каких элементов состоит заглавная буква Г?

- Спишите с доски: Гг

- Прочитайте предложение.

- Почему некоторые слова записаны с большой буквы?

Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт.

- Что вы знаете об этом человеке?

- Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните заглавную букву в словах.




Согласный, звонкий,

парный.

Буква г

Письмо заглавной и строчной буквы Гг

Имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы.

12 апреля 1961 года советский космический корабль «Восток» совершил первый в истории полет с человеком на борту. Он облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю.

Дети записывают предложения в тетрадь и подчёркивают заглавную букву в именах собственных

IV.Сло-варная работа


































V.Фор

мирование новых поня

тий и спосо

бов дейст

вий


1.Проблемный вопрос




















Физминутка





4.Аллея фами-лий








5.Пло-щадь имён





























































6. Море отчеств.




7. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей.








8. Клички живот-ных.


10. Боль-шая буква в географических названиях.



Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- моделировать информацию;


Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; стремятся хорошо учиться.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;




Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий




Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- моделировать информацию;

Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;









Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).





Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;












Познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;


Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.




Слайды 7-8













Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11



Слайд 12


Слайд 13











Слайд 14
























Слайд 15



Слайд 16-17












Слайд 18


Слайд 19


Слайд 20



Слайд 21

- Отгадайте загадки, запишите словарные слова.

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.


Окраской - сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона.

Кто она?


Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.


Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.


Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.


У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.


-На какие две группы можно разделить записанные слова?

- Птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время?

- Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их.

Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев.

-Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть?

- Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы.

- Чем ещё различаются слова? (Значением.)

- Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной?

- Какие слова относят к именам собственным?


– На ваших столах лежат карточки. Внимательно прочитайте слова и стрелочками распределите их по ячейкам. Работать будете в паре. «Подпиши предметы»
- У всех так? (Нет)

А что не так?
- Составьте предложение с любым из слов.








Мы немного устали. Проведем физминутку для глаз.



Из истории русских фамилий.

- Знаете ли вы, что фамилии на Руси появились сравнительно недавно? Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин. Бедные люди обычно получали фа­милии по ремеслу, которым они занимались. Например, Кузнецов, Столяров, Плотников. Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Косолапов, Головин, Носов.

-Знаете ли вы, что означают ваши фамилии?

-Остановимся на площади имён.

- Какие же имена были раньше?

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить

среди родственников. Часто когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был – Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за маленький рост.

Имя могло отражать черту характера или поведение человека (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз).

Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям-святцам. В этом случае ребёнку давали имя того святого, чей день приходился на день рождения или день крещения малыша.

Современные родители выбирают имена своим детям независимо от календаря.

«Что значит твоё имя»

- Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что означает ваше имя?

В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие – это русские имена. Очень легко понять, что они значат, Владимир – владеет миром, Людмила – людям милая, Светлана – светлая.

Есть имена, пришедшие к нам из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имён тоже есть значения. Кто знает значение своего имени, и откуда оно к нам пришло?

-Имена бывают полные и сокращенные: Анастасия – Настя, Саша - Александра, Алеша – Алексей, Дмитрий – Дима.

- Назовите имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам



-Можно ли по отчеству человека узнать, как зовут отца.

-Скажи своё отчество соседу по парте, а он назовёт имя вашего отца.



- Составьте из слов предложение. Запишите его. Подчеркните в словах заглавную букву.

Александра Сергеевича Пушкина, сказки, дети, любят

- Подчеркните главные члены предложения.

- Какие сказки Пушкина Вы знаете?








В СТРАНЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ обитают разные животные. Познакомьтесь с ними.

Упражнение 100.

- Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями.



- Жители СТРАНЫ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ спрашивают, знаете ли вы свой адрес в мире?

- Запишите предложения, дополнив их словами по смыслу




Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

Воробей



Ворона




Сорока





Медведь





Лисица





Заяц

Проверка




Звери и птицы


Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.

Работа в парах.

Самопроверка


Коллективная работа (устно).

- Да


Роза – роза, Шарик – шарик, Земля – земля





Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.


Работа в парах

Устная работа

(Хороши груши в корзине у Груши. Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза)

Дети глазками следят за объектами на слайде.






Ответы учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников о значении своей фамилии


Маслацова

Карелова

Лузина

Жунусов






































Ответы учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников о значении своего имени


Карина

Настя

Алина

Арман








Саша, Женя, Валя.


Да


Работа в паре. Дети называют своё отчество и угадывают имена отцов.






Д ети любят сказки Александра Сергеевича Пушкина.








к ошка Шарик

собака Мурка

к орова конь

конь Зорька





Мы живём на планете Земля, в стране Россия, в селе Водино. Наша школа находится на улице Дружбы.



Физминутка

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.



Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо сделать прыжок хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун,
козёл Бодун, воробей Тишка,
поросёнок Гришка, красивая синичка.

Дети слушают стихотворение и выполняют соответствующие движения.

Самостоятель

ная работа

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

Слайд 21

-Вернуться домой мы сможем, если верно выполним тест. Найдите и отметьте знаком "плюс" слова, которые пишутся с заглавной буквы, остальные знаком "минус". Результаты выполненной работы проверим.

- Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2?

-В чем испытывали трудности.


Дети выполняют работу.

Затем проверяют работу по эталону.

Самопроверка.


Проверка со слайда.




Итог урока.

Рефлексия

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Слайд 22-23

-Какие слова относят к именам собственным?

-Как пишутся имена собственные?

- Наше путешествие подходит к концу.

-Что интересного вы  узнали об именах?

-Чем запомнился сегодняшний урок?

Расскажите по схеме:

Оцените свою работу и работу товарищей.

В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать?

Выставляются оценки. Комментируется дом.задание.

Дети еще раз повторяют правило.

Имена собственные:

имена

  • отчества

  • фамилии

  • клички животных

  • названия городов, стран, улиц, рек

Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по схеме.