Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней
группе «Зайчик и снеговик»
Программное содержание:
Упражнять в счете предметов в пределах 5 по образцу.
Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Развивать умение составлять целостное изображение предмета из геометрических фигур.
Продолжать учить сравнивать два предмета по длине, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короткий.
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Организационный момент «Друг»
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(дети выполняют действия согласно словам)
Основная часть
Воспитатель: (стук в дверь)
Ребята, кто это к нам в гости пришел? (ответы детей)
Воспитатель: правильно это зайчик!
Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуй, зайчик!
Воспитатель: Зайчик, почему ты такой грустный? Что случилось?
- Ребята, на улице зима, можно играть в снежки, кататься на санках, на лыжах, очень много игр и забав на улице зимой. Вот и я вышел на улицу, хотел слепить снеговика, а я не умею. Я не знаю геометрические фигуры, поэтому я и не смог.
Воспитатель: Ребята, а мы сможем помочь? А как мы поможем? Мы с вами знаем геометрические фигуры?
Воспитатель: Ребята, а давайте зайчика попросим остаться у нас на занятии, мы покажем ему геометрические фигуры. Но с начала мы с вами будем отгадывать загадки. Они необычные, про знакомые нам с вами геометрические фигуры:
1.Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня. (Квадрат)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а что у нас в группе похоже на геометрическую фигуру квадрат?
2.Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На кольцо и колесо
Кто же я такой друзья? (Круг)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а что у нас в группе похоже на геометрическую фигуру круг?
Дети: часы, шарики, мячи и т.д.
3.Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам. (Треугольник)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а что у нас в группе похоже на геометрическую фигуру треугольник?
Дети: крыша театра, детали конструктора и т. д.
4.Дверь в стене и книжный шкаф,
Даже книжка на руках,
И окно, и подоконник –
Это всё ... (Прямоугольник)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а что у нас в группе похоже на геометрическую фигуру прямоугольник?
Дети: дверь, окно и т. д.
Как снеговик выглядит? На какие геометрические формы похож Снеговик?
Задание «Слепи Снеговика»
Дети выкладывают Снеговиков из геометрических фигур, называют геометрические фигуры и уточняют, сколько кругов им понадобилось.
Воспитатель: Хорошо, а как же мы сделаем снеговика из фигур? (На столах у каждого ребенка 2 больших круга, 2 маленьких круга (глаза, квадрат (шапка, треугольник (нос). Дети собирают снеговика.
Воспитатель: Молодцы! Вот и показали зайчику как надо делать
снеговика.
Зайчик : -Вот, теперь я знаю как лепить снеговика, и своих друзей научу.
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь давайте немного отдохнем
Физкультминутка:
В понедельник я катался
А во вторник рисовал
В среду боксом занимался
А в четверг хоккей играл
В пятницу я прыгал, бегал, очень много танцевал
А в субботу – воскресенье во дворе снежки играл. (дети выполняют действия согласно словам)
Воспитатель: ребята, посмотрите, что в корзине у Буратино? Кому он принес морковки?
Воспитатель:
: Ребята, это вам задание! Посчитайте сколько яблок в корзине. Давайте с вами посчитаем, 1,2,3,4,5. Всего 5 яблок.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Сережа посчитай, пожалуйста, сколько всего морковок? ) 1,2,3,4,5. Хорошо, молодец!
Воспитатель: Ребята, скажите, на какую геометрическую фигуру похожа морковь?
Дети: На треугольник.
Воспитатель: Какого она цвета?
Дети: Оранжевого.
Воспитатель: Молодцы.
А теперь давайте найдем цифру 5 покажем зайчонку.
Воспитатель: (Зайчик кашляет). Ребята, кто кашляет. Кто это? Это зайчик! Зайчик, ты не заболел? Ребята, что с зайчиком случилось? (Ответы детей, снег ел, мороженое ел, шарфик не завязывал).
- А чтобы наш зайчик не болел, не простудился, выберите ему длинный шарфик, а короткие шарфики мы подарим его друзьям, чтобы они не болели. И скажем зайчику, чтобы он больше не ел снег и тепло одевался. (Детям предлагается выбрать полоски разные по длине)
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, а чем же мы с вами сегодня занимались? (ответы детей) - Понравилась вам играть? (Да).
Воспитатель: Ребята, вы и считать умеете и геометрические фигуры знаете. Спасибо всем! Все вы были молодцы!
А еще, мы помогли зайчику, показали, как надо собирать снеговика, показали геометрические фигуры, посчитали морковки, и сделали им подарки (шарфики)