СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Закон логики (8 кл)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Закон логики (8 кл)»


8 класс Тема 1. 2. Законы логики

Общая цель урока: сформулировать законы математической логики, научиться преобразовывать логические выражения, используя логические законы.

Опорные понятия, используемые в процессе урока:

- логика, логические операции, логические выражения

Новые понятия, используемые в процессе урока:

- законы логики, формализация.

Решаемые учебные задачи:

- Познакомить учащихся с законами математической логики; сформулировать правила преобразования логических выражений;

- научить учащихся приводить логическое выражение к нормальной форме;

- Развитие логического мышления. 

Средства ИКТ, используемые на уроке:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

Методика проведения урока:

Формирование проблемы урока

Задание на соответствие:  Даны 2 столбца: «Определения» и «Понятия» Установите между ними соответствие.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПОНЯТИЕ

-показывает, какие значения принимает сложное высказывание при всех сочетаниях (наборах) значений входящих в него простых высказываний

Простое высказывание

- это выражение, содержащее одну или несколько переменных, соединенных знаками логических операций и скобками и превращающихся в высказывания при подстановке вместо этих переменных простых суждений

Логическая переменная

- повествовательное предложение, относительно которого можно сказать истинно оно или ложно

Сложное высказывание

- буквы, обозначающие высказывания (А, В,...), ими можно заменить любые высказывания (с любым содержанием).

Таблица истинности

- способ построения сложного высказывания из данных высказываний, при котором значение истинности сложного высказывания полностью определяется значениями истинности исходных высказываний.

Логическая функция



Объявление темы и цели урока

Сегодня на уроке мы будем строить таблицы истинности, и решать логические задачи с помощью законов математической логики.




Учебные материалы:

Для связи между мыслями используются логические операции, для которых существуют основные законы формальной логики. Таковыми являются законы тождества, коммуникативный, ассоциативный, дистрибутивный.




С целью упрощение сложных высказываний их можно заменить на равносильные на основе законов алгебры высказываний с целью получения высказываний более простой формы. Рассмотрим примеры упрощений.


Пример 1. Требуется упростить: А & В v A & НЕ (В).

По закону дистрибутивности и вынесем А за скобки:

А & В v А & НЕ (В) = А & (В v НЕ(В)) = А & 1 = А.


Пример 2. Требуется упростить: (A v В) & (A v HE (В)).

Применим закон дистрибутивности:

(A v В) & (A v НЕ (В)) = A v (В & НЕ (В)) = A v 0 = А.


Пример 3. Требуется упростить: НЕ(НЕ(Х) ИЛИ НЕ(Y)).

Применим закон де Моргана:

НЕ(НЕ(Х) ν НЕ(У))=НЕ(НЕ(Х)) & НЕ(НЕ(У))=Х & У


Задания для учащихся:

Задание 1.

Найти среди перечисленных сложных суждений противоречащие и эквивалентные:

1. А знает В, но В не знает А.

2. А и В не знают друг друга.

3. Неверно, что А и В не знают друг друга.

4. Тогда как В знает В, А не знает В.

5. Если А знает В, то В знает А.

6. Неверно, что В знает А только тогда, когда А знает В.

7. Неверно, что А знает В или В знает А.

8. А не знает В или В не знает А.


Задание 2.

Пусть а - истинное высказывание, b - ложное высказывание. Определить значение истинности следующих сложных высказываний:

1. (a v b) ⊃ a

2. (a & b) ⊃ a

3. a ⊃ (a & b)

4. a ⊃ (a v b)

5. (a ⊃ b) ⊃ a

6. a ⊃ (b ⊃ a)

7. ~a ⊃ ~(a v b)

8. ~(a ⊃ a & b)

9. (a & ~a) ⊃ b

10. (a ⊃ (b & ~b)) ⊃ ~a


Задание 3.

Упростите логические выражения. Правильность упрощения проверьте с помощью таблиц истинности для исходных и полученных логических формул.

a) A v (НЕ(А)&.В);

б) А &(НЕ(A) v В);

в) (А v В)&( НЕ(В) v А)&(НЕ(С) v В)

г) (1 v (A =B))v((A v C)&1)


Задание 4.

И спользуя законы логики упростить выражение:

1)


2) (AB)+B= A+B+B = A+B


3)


4) Найдите X, если







Задание 5.

Какое логическое выражение равносильно выражению ¬ (A / B) / ¬C?

1)¬A / B / ¬C 2)(¬A / ¬B) / ¬C 3)(¬A / ¬B) / C 4)¬A / ¬B / ¬C


Задание 6.

"Прогноз погоды". На вопрос, какая завтра будет погода, синоптик ответил:

        1. Если не будет ветра, то будет пасмурная погода без дождя.

        2. Если будет дождь, то будет пасмурно и без ветра.

        3. Если будет пасмурная погода, то будет дождь и не будет ветра.

Так какая же погода будет завтра? 
Решим эту задачу средствами алгебры логики.

Решение:

  1.         Выделим простые высказывания и запишем их через переменные:
       A – «Ветра нет»
       B – «Пасмурно»
   С – «Дождь»

   2.          Запишем логические функции (сложные высказывания) через введенные переменные:
     Если не будет ветра, то будет пасмурная погода без дождя: 
     A → B & C 
     Если будет дождь, то будет пасмурно и без ветра:
     С → B & A 
     Если будет пасмурная погода, то будет дождь и не будет ветра
     B → C & 
     Запишем произведение указанных функций:
    F=(A→ B & C) & (C→B & A) & (B→ C & A) 
   

Упростим формулу (используются законы де Моргана, переместительный закон, закон противоречия):

F=(A→ B & ¬C) & (C→B & A) & (B→ C & A)

 = (¬A v B & ¬C) & (¬C v B&A) & (¬B v C&A) =

= (¬A v B & ¬C) & (¬B v C&A) & (¬C v B&A) =

= (¬A &¬ B v B&¬C&¬B v ¬A&C&A v B&¬C&C&A) & (C v B&A)=

= ¬A & ¬B &(C v B&¬A) =A&¬B&C v¬ A&¬B&B&¬A =

= ¬A&¬B&¬C


3.         Приравняем результат  единице, т.е. наше выражение должно быть истинным:F = ¬A &¬ B & ¬C = 1 и проанализируем результат:

Логическое произведение равно 1, если каждый множитель равен 1.

¬A = 1; ¬B = 1; ¬C = 1.значит: A = 0; B = 0; C = 0;

Ответ: погода будет ясная, без дождя, но ветреная.


Задание 7.

«Поход в кино». Рустам, Аня и Мээрим решили пойти в кино. Каждый из них высказал свои пожелания по поводу выбора фильма.

Рустам сказал: «Я хочу посмотреть французский боевик».

Мээрим сказала: «Я не хочу смотреть французскую комедию».

Аня сказала: «Я хочу посмотреть американскую мелодраму».

Каждый из них слукавил в одном из двух пожеланий. На какой фильм пошли ребята?

Решение:

1.         Выделим простые высказывания и запишем их через переменные:

А — «Французский фильм»

В — «Боевик»

С — «Комедия»


2. Запишем логические функции (сложные высказывания). Учтем условие о том, что каждый из ребят оказался прав в одном предположении:

а) «Французский боевик» ¬A&B˅AB

б) «Американскую мелодраму» ¬¬AB˅¬ А &¬¬В

в) «Нефранцузская комедия» ¬¬A&C˅¬AC

3. Запишем произведение:
  (¬A&B˅AB) & (¬¬AB˅¬ А&¬¬В)&( ¬¬A&C˅¬AC)=1.


Упростим формулу: (¬A&B˅A&¬B) & (¬¬A&¬B˅¬ А&¬¬В)&( ¬¬A&C˅¬A&¬C)=

(¬A&B˅A&¬B) & (A&¬B˅¬ А&В)&( A&C˅¬A&¬C)=

=(¬A&B& A&¬B˅ A&¬B& A&¬B˅¬A&B &¬А&В˅ A&¬B&¬A&B)&( A&C˅¬A&¬C)=

=(A&¬B ˅¬A&B)&( A&C˅¬A&¬C)= A&¬B& A&C˅¬A&B& A&C˅ A&¬B&¬A&¬C˅¬A&B&¬A&¬C= ¬A&B&¬C˅ A&¬B&C =1

6. Составим таблицу истинности для выражения:
 ¬A&BC˅ AB&C:


А

В

С

¬A&B&¬C˅A&¬B&C

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

1

0

1

1

0

1

0

0

0

1

0

1

1

1

1

0

0


1

1

1

0



7. Найдем по таблице значения переменных, для которых F=1.

 А)

0

1

0

1

Б)

1

0

1

1


8. Проанализируем результат:

 Результат Б) не является решением, т.к. в ответе Мээрим оба утверждения оказываются неверными, что проти­воречит условию задачи.

 Результат А) полностью удовлетворяет усло­вию задачи и поэтому является верным решением.

Ответребята выбрали американский боевик.


Задания из учебника


Решение:

Введем следующие обозначения:  

«Это сосуд греческий» — G; 
«Это сосуд финикийский» — F; 
«Сосуд изготовлен в III веке» — V3;
«Сосуд изготовлен в IV веке» — V4;
«Сосуд изготовлен в V веке» — V5.

Формализуем задачу, записав в данных обозначениях условия задачи.

Со слов учителя следует, что Индира права только в чем-то одном: или G = 1, или V5 = 1.


Таким образом, тождественно истинным будет высказывание: G¬V5 v¬GV5.=1

Аналогично, из слов Эмиля и учителя следует: F¬V3 v ¬FV3 = 1,

а из слов Лены и учителя: ¬G¬V4 v GV4 = 1.

Кроме того, ясно, что сосуд может быть изготовлен только в одном из веков и только в одной из стран. Эти условия можно записать так:

V3¬V4¬V5  ˅ ¬V3V4¬V5  ˅ ¬V3¬V4V5 = 1,

F¬G v ¬FG = 1.


Итак, мы получили пять тождественно истинных высказываний. Их нужно логически перемножить. Резуль­тат должен быть также тождественно истинным высказыванием:

1 = (G¬V5 v ¬GV5) & (F¬V3 v ¬FV3) & (¬G¬V4 v GV4) & (F¬G v ¬FG) &(V3¬V4¬V5  ˅ ¬V3V4¬V5  ˅ ¬V3¬V4V5) =

 (упростим: сначала перемножим первую и третью скобки и вторую и четвертую скобки)

=(G¬V5¬G¬V4˅¬GV5¬G¬V4  ˅ G¬V5GV4  ˅ ¬GV5 GV4)&( F¬V3F¬G˅¬FV3 F¬G˅ F¬V3 ¬FG  ˅ ¬FV3¬FG) & (V3¬V4¬V5  ˅ ¬V3V4¬V5 ˅ ¬V3¬V4V5) =

учитывая, что, G¬G = 0, GG = G,¬ G¬G =¬ G, упростим выражения в первой и второй скобках:

=(¬GV5¬V4  ˅ ¬V5GV4 ) &( ¬FV3G ˅¬V3 F¬G)& (V3¬V4¬V5  ˅ ¬V3V4¬V5  ˅ ¬V3¬V4V5) =

(перемножим первую и вторую скобки и упростим полученное выражение)

(¬GV5¬V4  ¬FV3G˅¬V5GV4¬FV3G˅¬GV5¬V4  ¬V3 F¬G ˅ ¬V5GV4¬V3F¬G) & (V3¬V4¬V5  ˅ ¬V3V4¬V5  ˅ (¬V3¬V4V5)=(¬V5V4¬FV3G˅¬GV5¬V4  ¬V3 F) & (V3¬V4¬V5  ˅ ¬V3V4¬V5  ˅ ¬V3¬V4V5)= ¬GV5¬V4  ¬V3 F¬GV5¬V4  ¬V3 F=1, если ¬G=1, V5=1, ¬V=1, ¬V3=1, F=1


Ответ: сосуд финикийский и изготовлен в V веке.

 

Подведение итогов.

Рефлексия.  

  • Какова была цель нашего урока?

  • Достигли ли мы этой цели?

  • Если нет, что помешало?

  • Если да,  то, что помогло?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя