Сценарий проведения классного часа «Законы сохранения доброты».
Цель: формирование толерантного отношения к сверстникам и взрослым людям.
Планируемый результат и формирование УУД.
Личностные:
- учить соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, выделять нравственные аспекты поведения, ориентироваться в нравственных нормах и правилах. Регулятивные:
- учить определять тему и цели мероприятия, оценивать свою работу.
Познавательные:
- строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно – следственные связи.
Коммуникативные:
- учить слышать и слушать друг друга, согласованно выполнять совместную деятельность, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками.
Ход классного часа.
Настрой на работу. Орг. момент.
— Добрый день! — тебе сказали,
— Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Нам желают «Доброго пути!»
— Будет легче ехать и идти.
— Здравствуйте! — ты скажешь человеку,
— Здравствуйте! — он скажет нам в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно,
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад,
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат. (А.Кондратьева. )
-Я желаю вам добра и думаю, что наше общение будет приятным и полезным. А начнем мы его с прослушивания песни Ю.Энтина «Дорогою добра» (видео ролик).
-Ребята, мы начали наш классный час с замечательных стихов А .Кондратьевой и удивительной песни Ю. Энтина. О чем в них говорится? - Как выдумаете, о чем пойдет речь на нашем классном часе?
Ответы детей.
- Верно, сегодня мы поговорим о доброте и о добром отношении друг к другу.
2. Актуализация знаний.
- Доброта... Добро... Что же это такое? У вас на столах лежат толковые словари. Откройте их и найдите, что значит слово «добро» и «доброта» ДОБРО - 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.). («Толковый словарь русского языка») Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Словарь Ожегова) Доброта – это очень важное, нужное качество, без которого человек не может называться человеком.
-С чем можно сравнить добро? С солнцем, весенней радугой, яркими, красивыми цветами, мамой, улыбкой, семьей, другом, красотой, лаской, теплом, счастьем, весельем, жизнью, любовью, праздником, радостью, смехом. Это всё хорошее, красивое, всё положительное, полезное.
-Если бы мы смогли потрогать это качество, то какое оно было бы на ощупь? теплое, мягкое, нежное, приятное, пушистое.
-А вы знаете, что слово «добро» очень древнее, оно является исконно русским словом. Доброжелательность всегда ценилась русским народом, которые издавна с благодарностью воспевают всё доброе, сделанное во имя людей. Даже в древней азбуке буква «Д» называлась «добро». Именно поэтому оно живо до сих пор, оно вечно. Это подтверждают народные пословицы.
Игра «Собери пословицу»
Задание: из слов попробуйте собрать пословицы.
1 группа « Жизнь дана на добрые дела.»
2 группа «Про доброе дело говори смело.»
3 группа «Доброе слово дороже богатства».
- Итак, что у вас получилось? - Какое же самое главное слово во всех пословицах? - Молодцы, конечно, это ДОБРО.
3. Основная часть.
-Посмотрите, пожалуйста, на доску, прочитайте про себя ещё одну пословицу о добре.
- Кто готов её прочитать вслух?
- Теперь прочитаем её хором. «Нам жизнь дана на добрые дела».
- А в чём её смысл? Жизнь человека – это путь. Путь из добрых дел.
- Давайте и мы отправимся в путь по дороге добра. Во время путешествия нам необходимо найти ответ на вопрос: «А нужно ли быть добрым?» Я предлагаю отправиться в путь пешком, а почему? ( полезно для здоровья)
- Итак, в путь! Смена позы (шагаем змейкой между партами под музыку).
-Ребята, первая наша остановка - Уголок уважения. (Игра «Обида») Познакомьтесь, это Оля (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вы берёте Олю в руки и мысленно говорите обидные слова. Ведь обижая даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Оле что-то обидное, мы будем загибать край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя). - Посмотрите на Олю, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале встречи? Что в ней изменилось? Почему? - Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как это сделать? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
- Ребята, а сейчас посмотрите на Олю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале? Нет. Почему?
Вывод: Боль от обиды остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее разгладить.
- А может ли добрый человек обидеть другого?
- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?
- Должны ли мы друг друга уважать?
Вывод: Уважение – это хорошее отношение к другому человеку. У каждого из вас есть в сердце Уголок уважения.
-Наше путешествие продолжается (Смена позы -шагаем змейкой между партами под музыку).
Следующая остановка «Уголок дружбы».
-Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает Это слово?
Значит что оно?
Проведем мозговой штурм. Продолжите фразу: «Дружба – это …».
- Д.Н. Ушаков в своём «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба - …это бескорыстные близкие отношения, основанные на взаимном доверии». - Скажите, у какого человека больше друзей? (у доброго).
- Ребята, а как нужно себя вести, если все - таки между друзьями возник конфликт? - Давайте составим правила дружбы.
(Работа в группах: обсуждение и составление правил дружбы).
• Не выдавать чужие секреты;
• Всегда быть откровенным с другом;
• Не бойся попросить прощения;
• Не груби;
• Не надо менять друзей;
• Надо быть постоянным в дружбе;
• Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;
• Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
• Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
• Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).
• Радуйся вместе с другом его успехам.
• Предлагай свою помощь, а не жди просьбы о помощи.
• Старайся, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавай неловких ситуаций.
• Защищай друга; и т.д. (Проверка)
(Все правила записываем на ватмане, который висит на доске).
-Какие отношения должны быть между друзьями? Добрые отношения.
Вывод: У каждого из вас есть в сердце Уголок дружбы.
- В пути мы часто встречаемся со многими тайнами.
- А кто их из вас любит их разгадывать?
- Отгадайте загадку. « День и ночь стучит оно, Словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг Прекратится этот стук.» (сердце)
- Где же в человеке спряталась доброта? (в самом СЕРДЦЕ) –
Предлагаю вам послушать рассказ «Красота сердца».
- А можете вы по названию догадаться о чём этот рассказ? ( варианты ответов)
На одной планете жили обыкновенные люди. Но один человек был не такой, как все. Он во всём искал доброту и постоянно задавал себе вопрос: - Для чего я живу? Однажды, наблюдая за тем, как солнышко ласково посылает свои лучи на землю, обратился к нему: - Солнышко, почему ты так ярко светишь? - Я отдаю тепло всем людям и всех согреваю, - ответило солнце. Тогда человек понял, для чего он живёт. Оказывается, он тоже может … - Как вы думаете, что он понял.. (предположения детей) греть и давать людям доброту своего сердца. И это так прекрасно!
- Так в чём же заключается красота сердца? Дарить людям добро. - Приложите свои ручки к сердцу.
- Что вы слышите? (стук) - Скажите, а что хочется сделать, когда мы слышим стук в дверь? (открыть её) - Так же и сердцем… Мы его должны чаще открывать друг для друга, делиться добротой, делая добрые дела.
4.Подведение итога. Рефлексия.
Создание круга доброты, уважения и дружбы.
-Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Пусть будет шире Дружбы круг.
Другу руку ты пожми,
И сердцем добрым обними.
Много в мире нужных вещей,
Но доброе сердце – намного важней.
Пусть наше сердце добрым будет,
Мы все друг друга очень любим!
- Давайте ответим на вопрос нашего классного часа: «Нужно ли быть добрым? Почему?» Мне хотелось бы, чтобы в ваших сердцах всегда была доброта, уважение и дружба.
- В конце классного часа я хочу вам сделать комплимент: мне было очень хорошо и приятно с вами работать и я хочу вам подарить сердце, на котором записаны законы доброты. Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами запомнили и соблюдали их.
- Пришло время сказать друг другу «До свидания» с новой надеждой на встречу. Вы были молодцы!