Тема: Закрепление. Деление трёхзначного числа на двузначное
Целевые установки (планируемые результаты):
Предметные. Выполнять в пределах 1000 письменно деление на двузначное число; выполнять устные вычисления, находить значения выражений в несколько действий; решать текстовые задачи, уравнения, где неизвестное число – делитель и множитель.
Метапредметные:
• регулятивные: контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в ходе вычисления) характера; выполнять действия по образцу; осуществлять самоконтроль;
• познавательные: находить рациональные способы вычислений; работать с информацией, заданной в форме таблицы; выявлять закономерности;
• коммуникативные: стремиться к сотрудничеству; участвовать в диалоге.
Личностные. Умение анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учёбе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Открываем тетради и оформляем.
Мы все любим телевизор и нам нравятся разные программы. Вот сегодня я и предлагаю вам на время урока математики перенестись в телецентр.
Вы сегодня будете выступать в качестве игроков, участников различных программ. Право главного режиссёра я оставляю за собой.
Вам предстоит пройти нелёгкие испытания, т.е. показать все свои знания, умения и навыки по математике. Сегодня мы должны закрепить свои знания по теме «Деление трёхзначного числа на двузначное». Перед вами листы участников испытаний, вы сами будете оценивать свою работу баллами.
Условия успеха каждого участника:
Быть внимательным, самостоятельным.
Не оставлять вопрос без ответа.
На выполнение каждого задания затратить минимум времени и максимум усердия.
На этом уроке мы:
повторим приём письменного деления трёхзначного числа на двузначное число;
закрепим умение решать задачи нового вида;
закрепим навыки устного счёта;
повторим решение уравнений;
вспомним рациональные способы вычислений.
Девиз нашего урока:
«Незнающие пусть научатся, а знающие - вспомнят ещё раз»
(Античный афоризм)
Итак, начинаем.
Сейчас нам придётся пробежаться по лабиринтам студий телецентра.
2. Устный счёт.
В качестве разминки нам предстоит стать участниками программы "Сам себе режиссёр".
1. Найдите произведение чисел 30 и 12. (360)
2. Уменьшите в 6 раз число 540 (90)
3. В школе учится 70 человек. Остальные 430 учеников валяют дурака. Сколько всего учеников в этой школе? (500)
4. Длина канализационной трубы от входа до выхода - 96 м. Спасаясь от милиционера, преступник прополз по этой трубе 29 м. Сколько м осталось ползти преступнику до выхода, у которого его ждет другой милиционер? (67)
5. Делимое 99, делитель 9, найдите частное. (11)
6. 6 сотен умножить на 7 (4200)
7. 8 часов – сколько это минут? (480)
8. Длина стороны зеркала квадратной формы - 10 дм. Скольким квадратным метрам будет равна площадь отражения лица царевны Несмеяны, если, когда она любуется собой, это отражение занимает как раз всю площадь зеркала? (100 дм²)
9. Найдите частное чисел 90 и 15 (6)
10. Термометр показывает 5 градусов мороза. Сколько градусов мороза покажут 3 таких же термометра? (5 градусов)
Ответы: 360, 90, 500, 67, 11, 4200, 480, 100 дм², 6, 5 градусов.
Проверка. Подведение итогов.
Без ошибок – 3 балла
1 – 2 ошибки – 2 балла
3 – 5 ошибок – 1 балл
Более 5 ошибок – 0 баллов
Претендентами на победу стали участники, набравшие наибольшее количество баллов. Отстающие, не отчаивайтесь, ещё есть шансы на победу!
3. Решение примеров.
А сейчас вы станете участниками программы «Умники и умницы».
Давайте покажем, как мы научились делить трёхзначные числа на двузначные, а также выполнять другие вычислительные действия.
Но для начала повторим алгоритм письменного деления трёхзначного числа на двузначное.
Для этого решим пример: 387 : 43 (Ученик у доски решает пример, проговаривая алгоритм.)
Самостоятельная работа.
Учащимся предлагается выполнить задания самостоятельной работы по технологии Ж. А. Караева. Работа состоит из трёх уровней сложности, и чтобы получить наивысший балл необходимо решить задания всех уровней.
Уровень А | Каждый пример 1 балл |
648 : 72 = 9 475 : 95 = 5 192 : 32 = 6 | |
Уровень В | За каждый пример 2 балла |
(168 + 336) : 84 = 6 (850 - 598) : 63 = 4 | |
Уровень С | 3 балла |
28 ∙ 13 - 180 : 36 = 359 | |
Итого: |
Самопроверка и выставление баллов.
4. Физкультминутка.
А сейчас – рекламная пауза.
Повторяйте за мной слова, а движения придумывайте сами.
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы ногами топ-топ.
Мы глазами миг-миг,
Раз – туда, два – сюда,
Повернись вокруг себя,
Вправо, влево наклонись,
Соседу мило улыбнись
И тихонечко садись!
5. Работа над задачей (работа в паре).
А теперь мы с вами являемся участниками передачи «Ты не поверишь!».
Просто невозможно поверить, что ученики 4"Б"класса справятся с решением трудной задачи.
Внимательно прочитайте задачу, представляя себе то, о чём читаете.
На двух участках посадили деревья: на одном участке 18 одинаковых рядов, на другом 14 таких же рядов. Всего посадили 256 деревьев. Сколько деревьев посадили на каждом участке?
На доске:
| В одном ряду | Количество рядов | Во всех рядах |
I | ? | 18 р. | ? ? } 256 д. |
II | одинаковые | 14 р. |
Решение задачи.
1) 18 + 14 = 32 (р.) - всего
2) 256 : 32 = 8 (д.) - в одном ряду
3) 8 ∙ 18 = 144 (д.) - на I участке
4) 8 ∙ 14 = 112 (д.)
Ответ: на II участке посадили 112 деревьев.
Ты не поверишь, но ученики 4 "Б" класса решили задачу!
Доска бела от мела,
Рука устала, затекла спина.
Мы друг на друга смотрим очумело,
А всё-таки задача решена!
Все, кто справился с задачей - получают 2 балла (все действия, вычисления, пояснения).
6. Психологическая разгрузка
- Хотите повеселиться? Я приглашаю вас поучаствовать в передаче «Смехопанорама».
Желающие выходите к доске, встаньте полукругом, чтобы вы видели друг друга. Слушайте и выполняйте мои команды с помощью мимики и жестов.
Изобразите, как вы думаете над решением трудной, неподдающейся задачи.
А теперь к вам пришло озарение! Вы знаете, как решить! Вы поняли!
К большому сожалению, ваше решение оказалось неправильным.
- Аплодисменты артистам!
7. Решение уравнений.
А сейчас вы находитесь на передаче «Момент истины».
- Посмотрите на листочки, лежащие у вас на партах. Как называются эти выражения? (Уравнения)
96 ∙ х = 384 х : 4 = 48 192 - х = 48 399 : х = 57 х + 95 = 475.
Назовите только те уравнения, в которых неизвестное число должно быть найдено делением. Решим эти уравнения по вариантам: первое уравнение решает - 1 вариант, второе уравнение - 2 вариант.
Проверка.
1 вариант: 2 вариант:
96 ∙ х = 384 399 : х = 57
х = 384 : 96 х = 399 : 57
х = 4 х = 7
Проверка: Проверка:
96 ∙ 4 = 384 399 : 7 = 57
384 = 384 57 = 57
Подведение итогов: за правильно решённое уравнение поставьте себе 2 балла.
8. Рациональные способы вычислений (устная работа).
Мы участники игры «Самый умный».
Вычисли удобным способом:
227 + 74 + 153 + 26 + 15 =(227 + 153) + (74 + 26) + 15 = 380 + 100 + 15 = 495
145 + 697 = (145 + 700) - 3 = 842
5 ∙ (2 ∙ 64) = (5 ∙ 2) ∙ 64 = 640
369 + 178 + 192 = (178 + 192) + 369 = 370 + 369 = (370 + 370) - 1 = 740 - 1 = 739
25 ∙ 7 ∙ 4 =(25 ∙ 4) ∙ 7 = 100 ∙ 7 = 700
354 – 98 = (354 - 100) + 2 = 254 + 2 = 256
96 : (8 ∙ 3) = (96: 3) : 8 = 32 : 8 = 4
Подведение итогов.
9. Домашнее задание.
А сейчас передача «Что? Где? Когда?».
Что задано на дом? В учебнике с. 86 – 87
задание 3 (1 столбик), 8.
Где его выполнить? В рабочей тетради.
Когда принести? На следующий урок математики.
10. Подведение итогов, рефлексия.
И завершающий момент - программа «Минута славы».
Дети подсчитывают количество баллов.
Появляется слайд с оценочной таблицей:
16 и более баллов – универсальный игрок
10 – 15 баллов – игрок - любитель
менее 10 баллов – зритель - телеман
Перефразируя наш сегодняшний эпиграф урока, я думаю, можно сказать, что те кто знал – вспомнили ещё раз. А кто не знал – чему-нибудь да научились!
Закончите любое из предложений:
Я научился ________________
Я был удивлён _______________
Мне удалось ___________________
Мне было трудно ______________
На этом уроке …
Я всё понял.
Было интересно.
Скучно.
Запомню надолго.
Спасибо! Урок окончен!
13