РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4-Х КЛАССОВ ПО ТЕМЕ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
1Пояснительная записка
Начальная школа формирует учебный потенциал развивающейся личности, закладывает фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств, формирует основу социально ответственного поведения ребенка в обществе и в семье.
Предлагаемое занятие опирается на программу «Лестница роста» Абляшевой С.Т. и ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно- игровой деятельности с педагогом и сверстниками.
Цель занятия: создание условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей учащихся, сплочении и развитии детского сообщества, в раскрытии своих возможностей и способностей.
Задачи:
формировать адекватную самооценку, навыки регуляции поведения и самоконтроля.
способствовать развитию самопознания у младших школьников
снизить тревожность и эмоциональное напряжение
формировать психологический потенциал, обеспечивающий успешное продвижение ребенка в учебной деятельности.
Время: 30-40 минут
Аудитория: учащиеся 4-х классов
Инструментарий: презентация, бумага, карандаши для учеников.
Ход занятия
Знакомство, приветствие
Упражнение 1. «Меня зовут … и вы еще не знаете, что я люблю …».
Цель: знакомство участников тренинга, сплочение коллектива
Упражнение «Продолжи фразу»
Детям показывается рисунок «Школьный путь». На нем изображена гора, отображающая школьный путь с 1-го по 10-й класс.
Участникам предлагается продолжить фразу: «В четвертом классе мне больше всего запомнилось…»; «В пятом классе мне хотелось бы…».
-Ребята, я знаю, что многие из вас могут быть встревожены переходом в среднее звено, в 5 класс. Ведь теперь нагрузка на вас будет больше! Но впереди вас ждет очень много интересных предметов и знакомств.
Экспресс-методика выявления тревожности учащихся 3-5 классов.
Цель: определить уровень тревожности учащихся младшего школьного возраста.
Детям предлагается оценить свое самочувствие в последнее время.
Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы
«В последнее время…» (Приложение)
А сейчас я предлагаю вас нарисовать ваш страх, выплеснуть ваши переживания на бумагу.
Упражнение «Нарисуй свой страх».
Психолог предлагает ребятам нарисовать свой страх. Затем каждый желающий может рассказать о своем страхе по опорным вопросам:
- Что это за страх?
- Как он выглядит?
- Как его зовут?
- Где он живет?
- Что он чувствует?
- О чем он думает?
После этого психолог предлагает ребятам избавиться от своих страхов; он рассказывает, как их можно уничтожить.
Упражнение на снятие эмоционального напряжения.
Необходимо сжать пальцы в кулак, большой палец загнуть внутрь. Вдох. Не торопясь, кулак сжимать с еще большим усилием. Выдох, усилия ослабляются, кулак разжимается. Повторить 5 раз.
Упражнение «Я все могу!».
Каждый по очереди повторяет слова: «Я все могу! Что бы ни случилось, я справлюсь! Я сильный! Я все могу!»
Приложение
Экспресс-методика выявления тревожности учащихся 3-5 классов.
Цель: определить уровень тревожности учащихся младшего школьного возраста.
Детям предлагается оценить свое самочувствие в последнее время.
Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы
«В последнее время…»
Я быстро устаю (да, нет)
Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят (да, нет)
Я чувствую себя свободнее (да, нет)
У меня появилось головокружение/ слабость/ подташнивание (да, нет)
Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет)
Мне не хватает уверенности в себе (да, нет)
Я чувствую себя в безопасности (да, нет)
Я избегаю трудностей (да, нет)
Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет)
У меня стало больше конфликтов (да, нет)
Домашние задания стали интереснее (да, нет)
Я хуже понимаю объяснения учителя (да, нет)
Я долго переживаю неприятности (да, нет)
Я не высыпаюсь (да, нет)
Хочу, чтобы меня учила моя учительница (да, нет)
Подсчет баллов:
Начисляется по 1 баллу:
за каждый ответ «да» на вопросы – 1,4,5,6,8,9,10,12,13,14,15
«нет» на вопросы – 2,3,7,11
Оценка уровня тревожности:
1-4 балла – низкий уровень
5-7 баллов – средний уровень
8-10 баллов – повышенный уровень
11-15 баллов – высокий уровень.