СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать представление о первобытном человеке. О быте и занятиях древних людей.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое»»

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое»


Цель: Дать представление о первобытном человеке. О быте и занятиях древних людей.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека (с важными достижениями первобытного человека-овладение речью, умение добывать огонь, земледелием, приручением животных, наскальной живописью;

- расширить словарный запас, введение новых слов;

Развивающие;

- развитие связной речи, словотворчество;

- развитие воображения, фантазии и логического мышления путем создания проблемной ситуации;

-развитие причинно-следственного мышления, ретроспективного взгляда на развитие человека;

Воспитывающие;

- воспитание экологической культуры;

- воспитание наблюдательности за изменением явлений и событий окружающей жизни.

Тип занятия: Фронтальное занятие по развитию речи.

Форма занятия: Нетрадиционная (занятия - путешествия).

Продолжительность: 30 минут.

Участники: Воспитатель и дети.

Возраст обучающихся: 6-7 лет.

Оборудование и материалы: разрезные картинки, буквы, мяч, слова для составления предложений, иллюстрации жизни и быта древних людей:

картинки с изображением мамонтов - 2 шт.;

картинки с изображением саблезубого тигра - 2 шт.;

изготовление орудий труда;

орудия труда и охоты;

изготовление ямы-западни для диких животных;

охота на мамонтов;

добывание огня;

приготовление мяса на костре;

выделка шкур;

ловля рыбы;

наскальная живопись;

кипячение воды;

использование острой палочки в качестве вилки.

Предварительная работа.

1. Рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий о жизни первобытного человека.
2. Знакомство с животными (мамонт, саблезубый тигр), обитавшими в древние времена.
3. Просмотр мультфильмов:
- "Всемирная история. Древний человек"
- "Кот, который гулял сам по себе"
4. Изготовление костюмов и украшений древних людей.

Методы; мозговой штурм, игровые методы, метод проблемных ситуаций, метод интегрированного подхода к подаче нового материала.

 

Ход занятия

1. Организационная часть. (10 минут.)

Дело было на рассвете...
В группе нашей были дети.
Кто на стульчике сидел,
Кто на улицу глядел…
Рома пел,
Матвей молчал,
А Семен ногой качал.
И тут сказал ребятам Саша
- Скучно, скучно так сидеть
И на улицу глядеть.
Ведь гораздо интересней побывать в другом нам месте.

- Ребята, где бы вы хотели сейчас оказаться в прошлом или будущем?

(Ответы детей.)

- Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? (Настоящее)

Настоящее, оно какое? (счастливое, удачное, грустное)

- А как будет называться время, которое будет? (будущее)

- Как можно сказать о будущем? (неясное, таинственное, чудесное, блестящее)

- А как будет называться время о прошедших событиях? (Прошлое)

- Прошлое, оно какое? (далекое, темное, боевое, туманное, забытое)

- Ребята, а возможно человеку оказаться в прошлом? (нет)

-Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, назад его повернуть нельзя) .

- А что нам может помочь вернуться в прошлое?

- Давайте построим машину времени. Какой должна быть машина времени? Вот какие-то детали, соберите их правильно (дети собирают из разрезных картинок машину времени)

- А отправимся мы с вами в далекое-далекое прошлое на несколько веков назад. Нас с вами ждут удивительные приключения.

- Вот посмотрим мы сейчас, кто же опоздал у нас! (Дети складывают ладошки так, чтобы между ладошками получилась «дырочка», смотрят одним глазом, другим).

- Все собрались. Все на месте. Ну, тогда - в путь!

- Чтобы включить нашу машину времени, нам нужно знать код. Кодом будет слово, разгадав которое мы узнаем, кто нас встретит в прошлом.

1 буква в этом слове будет та, какой звук слышится на первом месте в слове ЧАСЫ

2 буква будет та, какой звук слышится после звука Р в слове ВРЕМЯ.

3 буква та, которая слышится после звука М в слове ЗЕМЛЯ.

4 буква- это тот звук, который стоит на последнем месте в слове ЛИЦО.

5 буква та, какой звук стоит на первом месте в слове ВОЗРАСТ.

6 буква та, какой звук слышится после звука В в слове ВЕК.

7 буква в этом слове та, какой звук стоит вторым в слове СКЕЛЕТ.

- Какое слово у нас получилось? ЧЕЛОВЕК.

- Значит, нас встретит в прошлом – ЧЕЛОВЕК, но это будут наши предки, первые люди.

- Пора запускать Машину в ход. Занимайте места, закрывайте глаза и представьте, что наша машина отправляется в путь.

На машине мы летим, Обо всем узнать хотим.

2. Основная часть (15 минут).

Рассказ воспитателя.

- Давным-давно это было. На нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошел ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Но он все-таки появился.

- Мы с вами оказались на опушке густого, непроходимого леса. Рядом с нами заросли сладкого тростника. Вдруг из леса выходят странные существа. Посмотрите на них.

- Как они выглядят? - На кого похоже эти существа?

(высказывания детей; тело покрыто шерстью, похоже на обезьяну, передвигается на двух ногах) (рассуждение детей – на обезьяну и на человека).

- Вот такой, наш далекий предок, первобытный человек. Какими физическими качествами, по-вашему, обладал он человек? Рассмотрите, какое тело у него.

Дети: Сильный, смелый, ловкий и т.д.

Воспитатель: Верно, он был быстр, ловок и сообразителен. А для чего древнему человеку надо было быть таким сильным, смелым, ловким?

Дети: Охотиться, убегать от хищников и т.п.

- Как вы думаете, физические качества современных людей изменились? Почему?

Дети: Не надо охотиться, убегать от хищников.

- А какими качествами обладает ваше тело, насколько вы физически развиты?

Физминутка

Что такое наше тело?

Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться,

 Прыгать, бегать, баловаться…

Наши ушки звуки слышат.

Воздухом наш носик дышит.

Ротик может рассказать.

Глазки могут увидать.

 Ножки могут быстро бегать.

 Ручки все умеют делать.

Пальчики хватают цепко

И сжимают крепко-крепко

 Как владеем мы умело

Этим стройным, сильным телом.

Воспитатель: Посмотрите, во что был одет древний человек? А почему у него такая необычная одежда? Тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками. А кто догадался, зачем ему шкура? Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались. Может быть, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? Конечно, ему нужна была вода, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка. Что же он ел? Первобытные люди собирали в лесу корешки растений, семена, разные грибы и ягоды, охотился на диких животных. Как согревались древние люди? (добывали огонь) Огонь обогревал, оберегал от диких зверей, помогал готовить еду. Однако если огонь не поддерживать, то он быстро погаснет.
- Ребята, что нужно делать, что бы огонь не погас? (чтобы огонь не погас и день, и ночь дежурные по очереди подкладывали ветки и сучья в костёр). - Ребята, может кто-нибудь знает, как древним людям удалось добыть огонь?
Прошло много веков, прежде чем человек овладел этим искусством. Обрабатывая дерево, люди заметили, что если сильно-сильно тереть одну сухую палочку о другую, палочка нагревается и тлеет. На ней можно раздуть пламя. Вот так человек овладел огнём и научился его добывать. Как это ни

странно, самый древний способ добывания огня сохранился до нашего времени. Первобытные люди добывали огонь трением одной деревянной палочки о другую. Мы тоже добываем огонь трением - спички о коробок. Но разница есть, и очень большая. Зажечь спичку дело одного мгновения, а чтобы зажечь кусок дерева даже очень сухого, нужно повозиться минут пять, а то и больше. Да и уметь надо. Спичку всякий зажжет, а попробуйте добыть огонь по первобытному способу. Попробуем и мы.

Физкультминутка
Чтобы нам добыть огонь,
Трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится.
Два хлопка над головой.
Два хлопка перед собой.
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Влево, вправо наклонись
И тихонечко садись.

- Как вы думаете, где, в чем жили первобытные люди? Почему люди искали пещеры, а не оставались спать на земле? Давайте посмотрим, где же чаще всего селились наши предки. Там, где были горы, люди, жили в пещерах. Где гор не было, строили себе хижины из костей и шкур животных. Из каких еще материалов можно строить дома? (Из кирпича, блоков, камня, стекла и т.д.)
— Как называется дом, построенный из дерева? (Деревянный.)
— Из кирпича?
— Из блоков?
— Из панелей?
— Из камня?
— Из бумаги?
— Из стекла?
— Из песка?
— Из глины?

- В те далёкие времена на земле водились мамонты. На какого зверя похож мамонт? А чем мамонт отличается от слона? А ещё водились тогда саблезубые тигры с огромными и острыми, как сабли клыками и огромные пещерные медведи. Охотились на них большими группами (мужчины одного племени). Как вы думаете, почему охотились сообща? Добыть столь крупное животное в одиночку невозможно. 

- Итак, Человек жил не один, а среди других людей. Что нужно людям, чтобы понимать друг - друга? Как они общались? Собрался один на охоту, как позвать других?

(Рассуждение детей.)

- Можно позвать жестами. Как? (дети изображают) А можно голосом. (Дети показывают.)

- Сначала они общались с помощью звуков, но это было очень неудобно и тогда они придумали свой язык, то есть разные слова. Так возник язык, возникла речь. Дети, на каком языке мы с вами говорим? Как и всякая другая, наша речь состоит из … чего? Из предложений. А из чего состоят предложения? Из слов. А слова состоят? Из слогов. А из чего же состоят слоги? Из звуков.

 – Современные люди умеют говорить. Значит ли это, что язык жестов им уже не нужен? Нет, язык жестов сохранился и в наше время. Иногда он нам помогает, делает наше общение более выразительным.

- Давайте выясним, как мы с вами владеем языком жестов.

Как принято приветствовать друг друга? (Протягивать руку. Махать рукой.)

 Предупреждать, что чего-то делать нельзя? (Грозить пальцем.)

 Как одним знаком установить тишину? (Приложить палец к губам и сомкнуть их.)

 Показать, что правильно понимаем друг друга? (Кивнуть головой.)

Однако нужно помнить: привычка размахивать руками, наскакивать на собеседника, толкать его, хватать за одежду во время разговора – это признак невоспитанности, неумения вести себя в обществе.

Давайте покажем, как мы владеем речью. (Проводится игра: «Полслова за вами».

- Встаньте в круг. Я буду стоять в центре с мячом. Внимательно слушайте меня. Я произношу начало слова, бросая мяч кому-нибудь из вас. Тот, кто ловит мяч, должен это слово закончить. (Например: ло-шадь, ло-пата, иг-ра, по-ле, зи-ма, вес-на, ко-мар, ко-за, тет-радь и т. д.)

- Следующее задание называется «Живое предложение». Слова из предложений перепутались. Давайте поставим их на место.

Замок, на, стоит, горе, высокой.

Дверь, замок, крепкий, висит, на.

Слова стоят не по порядку. Поэтому не очень понятно, о чем же говорится в предложении. Расставьте слова правильно, чтобы все стало понятно и предложение звучало красиво.

«Игра с мячом»

- Я бросаю мяч, называю слово, а вы называете слово с противоположным значением.

Умный - …            сухой - …        печаль - …            быстро - …

Сладкий - …         плохой - …      утро - …               большой - …

Светло - …           смелый - …      ночь - …               тихо - …

День - …              молодой - …     весело - …           начало - …

Жадный - …         сытый - …        больной - …         старый - …

Сильный - …         жарко - …       чёрствый - …       и др.

- Есть такие упражнения, которые помогают упражняться в произношении? (скороговорки, чистоговорки). « Желтый, жирный, жадный жук прятал денежки в сундук». « Ехал грека через реку, видит Грека: в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап-цап». «Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои! ». Молодцы!

- Посмотрите на картинки. Кто изображен? (первобытный человек и современный человек) Сравните их.

3. Заключительная часть (5 минут).

- Мы с вами познакомились с первыми людьми, живущими на Земле. Поэтому время, в котором они жили, называют ПЕРВОБЫТНЫМ, а люди первобытными.

- На сегодня наше первобытное приключение заканчивается. Закрывайте глаза, наша машина времени отправляется назад в наше время. И мы снова окажемся мальчиками и девочками, живущими в нашем мире.

Итак, как назывались люди, в которых мы с вами превращались (ПЕРВОБЫТНЫЕ)

- Во что они одевались?

- Что ели?

- На кого охотились?

- А где жили?

- Как добывали огонь?

- Хотели бы вы пожить в те времена?

- Понравилось ли вам наше путешествие?

- Что больше всего запомнилось?

В следующий раз мы обязательно посетим людей прошлого и узнаем, чему же они еще научились.

 












«Общение первобытных людей». Подготовительная группа


Цель: формирование положительного отношения к результатам труда человека, правомерности этических норм.

Задачи:

— уточнять первоначальные представления о возникновении языка и речи как главного средства общения людей;

— воспитывать чувство восхищения достижениями человечества;

— способствовать развитию умений самостоятельного применения полученных знаний в игровой, речевой, изобразительной деятельности.

Оборудование: настольно-печатные игры «Сложи и прочитай», «От палочки и гусиного пера до компьютера», «Уроки этикета», листы бумаги, угольные и восковые мелки (по числу детей), диктофон, письмо.

Ход НОД 

Воспитатель. Ребята, к вам за помощью обратились работники музея Пермского телефонного завода. В своем письме они рассказали о том, что в заводском музее собраны книги, фотографии, вещи, предметы, с помощью которых можно узнать о его истории. Есть интересные выставки, посвященные людям, которые работали на заводе, их трудовым успехам. Частыми гостями заводского музея бывают дети из школ, детских садов.

Сейчас работники музея по просьбе детей решили сделать выставку, посвященную тому, как общались люди в разные времена. Они уже подобрали книги по этой теме, но, к сожалению, в них нет картинок. А маленькие дети так любят рассматривать картинки и играть, а не просто слушать!

Работники заводского музея объехали все пермские книжные магазины, но нигде не смогли найти нужные им книги или картинки. Тогда они решили обратиться за помощью к вам. Музейные работники знают, что у вас есть много книг, альбомов, игр по этой теме. Они очень надеются на то, что вы им поможете. Ребята, вы согласны помочь работникам заводского музея?

Дети. Да.

Воспитатель. Я очень рада, что вы готовы им помочь. А как мы сможем это сделать?

Дети. Мы можем подобрать иллюстрации, рисунки, записать наши рассказы.

Воспитатель. Предлагаю вам сегодня вспомнить все, что вы знаете об общении людей в разные времена. Ребята, что интересного вы узнали недавно о жизни древних людей?

Дети. Люди вместе охотились на животных, собирали ягоды, дикие яблоки, съедобные коренья, грибы, ловили рыбу, научились делать разные инструменты; прятались от холода в пещерах, в пещере всегда горел огонь.

Воспитатель. Древние люди очень много трудились, чтобы сохранить свою жизнь: не умереть от голода, не замерзнуть, не стать жертвой диких животных. Постепенно их жизнь менялась. С появлением огня, разных инструментов, необходимости поделиться друг с другом своими победами, удачами у людей возникла нужда передавать свои знания, умения другим людям. Умели ли первобытные люди читать и писать?

Дети. Нет.

Воспитатель. Да, древние люди не умели читать и писать! Они общались с помощью жестов и звуков. А если они жили далеко?

Дети. Они били в барабаны — тамтамы.

Воспитатель. Боем барабанов приглашали на праздник в соседнее селение, сообщали, что приближаются враги. А что делали древние люди, если они хотели что-то сообщить, а тамтамов не было?

Дети. Они зажигали костры.

Воспитатель. А как же древние люди передавали свои знания, умения, рассказывали другим о своих победах, удачах?

Дети. Они рисовали на стенах пещер.

Воспитатель. Да, древние люди, которые когда-то давным- давно жили в пещерах, были и первыми художниками. Они оставили нам свои рисунки и на стенах пещер, и на костях животных. В те времена люди еще не научились делать карандаши и краски. Чем же они рисовали?

Дети. Каменным углем, жидкой глиной, сочными корешками и стеблями растений.

Воспитатель. Да, эти материалы всегда были под рукой у древних художников, их легко было найти прямо «под ногами» — в пещере и на земле. А вот что они рисовали, вы вспомните, если поиграете в игру.

Игра «Сложи и прочитай»

По предложению воспитателя дети делятся на две микрогруппы, каждая из которых получает набор разрезных картинок. Картинки нужно перевернуть изображениями вверх и сложить так, чтобы края кусочков совпадали получается силуэтное изображение бивня мамонта. Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и составить по ним рассказ. На них изображены события из жизни первобытных людей, выполненные в стиле «наскальных рисунков».

Воспитатель. Рисунки, которые люди делали на камнях, коре, костях животных, получались не очень большими. Их могли видеть только те, кто подходил к ним близко. Как же древний человек мог о чем-то рассказать другому человеку, живущему далеко?

Дети. Он передавал этот рисунок другому человеку.

Воспитатель. Ребята, а сейчас послушайте сказку Р. Киплинга о древних людях «Как было написано первое письмо».

Воспитатель читает сказку и задает детям вопросы.

• О чем мы узнали из этой сказки?

• Умели ли первобытные люди читать и писать?

• Как они передавали какие-либо сообщения, находясь далеко друг от друга?

• Что случилось после того, как Тегумай и Таффи отправились ловить рыбу?

Дети коллективно пересказывают фрагмент сказки. В процессе пересказа воспитатель выставляет или изображает на доске рисунок, сделанный Таффи.

Почему вождь племени сказал, что Таффи сделала великое открытие? Зачем людям нужно уметь читать и писать?

Дети отвечают.

Давайте попробуем написать друг другу небольшое сообщение таким же способом, каким пользовались первобытные люди — с помощью рисунков. Разделитесь на пары, «напишите» друг другу рисуночные «письма» и обменяйтесь ими. Получив «древнее письмо», надо постараться расшифровать его, а затем выслушать автора письма, чтобы сравнить: правильно ли было понято послание.

На выполнение задания дается 5—6 мин. Дети получают листы бумаги, угольные или восковые мелки, расходятся парами по группе, рисуют друг другу «письма» и обмениваются расшифровками. Во время этой работы воспитатель переходит от одной группы к другой, помогая затрудняющимся детям составить или расшифровать послание. После того как дети поработают парами, воспитатель может предложить рассказать, как им удалось понять сообщения друг друга.

Почему неудобно рисуночное письмо, почему писать письма удобнее словами, состоящими из букв?

Дети. Рисунок можно понять по-разному.

Воспитатель. Верно, рисунок можно понять по-разному, а слово, составленное из букв, точно передает информацию. Вот почему древний человек придумал знаки, которые может понять другой человек. На чем же сначала изображали знаки, ведь бумаги тогда еще не было?

Дети. На коре.

Воспитатель. Изображение знаков на коре (бересте) привело к возникновению письменности. А на чем люди пишут сейчас?

Дети. На бумаге.

Воспитатель. Да, сейчас люди пишут на красивой белой бумаге. Чем сначала писали (царапали) люди знаки на бересте?

Дети. Палочками.

Воспитатель. А вот что придумали люди со временем, чтобы писать, вы вспомните, если поиграете в игру.

Игра «От палочки и гусиного пера до компьютера»

Раскладывая картинки по порядку, нужно отразить этапы совершенствования письменных принадлежностей людей: от палочки, с помощью которой царапали на бересте, перьев (гусиных, металлических), карандаша, ручки, пишущей машинки до компьютера. Если дети выполняют задание правильно, получается постепенно расширяющаяся от начала до конца лента (если какая-то картинка оказывается не на своем месте, лента получается неровная).

Воспитатель. Ребята, мы с вами вспомнили о том, что древние люди общались между собой с помощью жестов, разнообразных звуков, рисунков. Прошло много лет с тех пор, как люди начали произносить первые слова. Сейчас трудно сказать, когда и где они появились, но ученые считают, что первые слова возникли на охоте, когда короткие команды позволяли действовать вместе. О чем еще могли сообщить люди друг другу при встрече?

Дети. О своих победах, удачах, находках, о том, что их радует, огорчает.

Воспитатель. Все верно, при помощи речи люди могли сообщить друг другу о своих находках, о том, кто их обидел, порадовал; о тех действиях, поведении, которые приятны или огорчительны для других людей. Постепенно стал появляться этикет. Вспомните, что это такое.

Дети. Это правила поведения, которые нужно выполнять.

Воспитатель. Да, этикет — правила, которые нужно обязательно выполнять в общении. Предлагаю поиграть в игру, она напомнит вам о правилах поведения в гостях, за столом, при приеме гостей.

Игра «Уроки этикета»

Для игры понадобятся три большие карты, в центре которых — изображения на темы: «Прием гостей», «В гостях», «За столом». Дети делятся на три микрогруппы и распределяют карты между собой. Маленькие карточки с сюжетными картинками перемешиваются и кладутся лицевой стороной вверх. По сигналу ведущего дети выбирают карточки по своей теме и выкладывают их около большой карты. В случае правильного поведения героев на картинке игрок кладет маленькую карточку около большой так, чтобы совпали половинки кружочков на них, а в случае недопустимого поведения персонажей, карточка откладывается в сторону.

После того как все микрогруппы выполнят задание, воспитатель предлагает каждой из них проанализировать сюжеты на своих маленьких карточках, а также дать оценку поведения персонажей на отложенных картинках. Воспитатель поощряет тех, кто первым правильно выбрал сюжетные картинки и лучше всех объяснил ситуации на них.

Воспитатель. А теперь пришла пора вспомнить пословицы про добрые, вежливые слова.

Дети. «Доброе слово сказать — что дождь в засуху», «Доброе слово сказать — посошок в руку дать», «С добрым словом и черная корка сдобой пахнет», «Ласковое слово лучше мягкого пирога», «Ласковое слово, что весенний день».

Воспитатель. Как вы понимаете смысл пословицы «Ласковое слово, что весенний день»?

Дети. Приятно слышать добрые, ласковые слова, от добрых слов становится радостно.

Воспитатель. Да, очень приятно слышать в свой адрес ласковые слова. И настроение становится таким же замечательным и солнечным! Ребята, вот мы и вспомнили о том, как человек учился общаться. Так что же мы отправим работникам музея телефонного завода для оформления интересной выставки для детей?

Дети. Наши рассказы, рисунки, описания игр про общение древних людей, пословицы и поговорки.

Воспитатель. Молодцы, как вы все хорошо придумали! Давайте сегодня после дневного сна отберем рисунки для выставки. А дома вместе с родителями вы придумаете кроссворды. Потом все это мы отправим работникам музея. Думаю, что у них получится интересная выставка о том, как человек научился общаться.