СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по внеурочной деятельности "Почемучки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое занятие по внеурочной деятельности "Почемучки"

Просмотр содержимого документа
«Занятие по внеурочной деятельности "Почемучки"»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать.

Позвольте представиться…Коржуева Татьяна Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СШ№12».

Тема мастер-класса: «Организация внеурочной проектно-исследовательской деятельности младших школьников»

Сегодня мне бы хотелось продемонстрировать организацию исследовательской работы в рамках курса «Юные почемучки».

Моя цель: показать элементы организации исследовательской работы в рамках курса «Юные почемучки», и убедить вас в том, что исследовательская работа обучающихся является мощным механизмом развития широкого спектра УУД )


Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального. Дени Дидро

- Кто такие исследователи?

Исследователи — лица, занимающиеся научными исследованиями, способствующие получению новых знаний.

- Как вы думаете, какими качествами обладают исследователи?


(Любознательностью, жаждой знаний, тягой к новому, неизведанному Наблюдательностью Терпением Творчеством Трудолюбием Пытливостью Эрудированностью Целеустремленностью)

- А могут ли ученики быть исследователями? (….)

Ребенок с первых уроков и каждый день делает открытия, с той только разницей, что эти открытия делаются им не для человечества, а для него самого – конкретного маленького человека. Педагогу очень важно и дальше развивать его познавательную активность.

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать предположения, отвечать за принятые решения.

На уроке, даже проблемном, не всегда есть возможность учесть индивидуальные особенности ученика, его опыт, его видение мира, его познавательные стратегии. Для этого больше подходят индивидуальные формы работы или работа в группах. Такую форму работы «личностно-ориентированное взаимодействие» я реализую во внеурочной деятельности на курсе «Юные почемучки».

Свою работу по организации проектно-исследовательской деятельности я начинаю в первом классе с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создаётся образ группы и планируется дальнейшая работа. Главное – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в свои силы, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Затем систематически направлять и корректировать исследовательскую деятельность учащихся.


«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития», — говорил Георгий Ввлентинович Плеханов. Именно это заставляет нас задуматься о том, что грамотно организованная и обоснованная исследовательская работа – это «выращивание» талантливых детей, педагогическая поддержка их на пути самореализации и развития.

Как формировать навыки исследовательской деятельности у учащихся?


Если представить методику организации исследования младших школьников в общем виде, то она может быть поделена на три относительно самостоятельных этапа.

На подготовительном этапе обозначается проблема, формулируется тема, ставится цель и задачи, выдвигаются гипотезы, продумываются возможные варианты решения. Опыт показывает, что момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность является одним из самых сложных в методическом отношении этапов.

При выборе темы следует соблюдать определённые правила:

-тема должна быть интересна ребенку,

-тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования,

-учитывая интересы детей, надо стараться держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь,

-тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности,

-тема должна быть такой, чтобы могла быть выполнена относительно быстро,

- тема должна соответствовать возрастным особенностям,

-желание должно сочетаться с возможностями,

-с выбором темы не стоит затягивать.

Основной этап - это непосредственно, исследовательская работа: изучение литературы, беседы с другими людьми, просмотр телепередач, использование Интернета, эксперименты, наблюдения, анкетирование, опыты. Очень важна на этом этапе совместная работа детей и родителей.

На заключительном этапе оформляются результаты исследования (доклад, макет, проект). Моментом завершения детской исследовательской работы непременно является публичное представление её сначала в классе, а затем в школе и городе.

На всех этапах я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное русло.

Мой принцип: Я помогу тебе это сделать самому!

Считаю, исследовательская деятельность

*создаёт положительную мотивацию;

*формирует глубокие и действенные знания;

*развивает интеллектуальные способности;

*развивает познавательную активность и самостоятельность;

*формирует уверенность в своих силах.


Коллеги! Сегодня я предлагаю вам на некоторое время стать учениками и сделать вместе первые шаги в исследовательской деятельности.

Ход мастер – класса.

Сейчас я покажу фрагмент занятия курса «Юные почемучки» с детьми 2 класса. На предыдущих занятиях дети учились выделять проблему, определять цель и задачи, выдвигать гипотезы. Дети уже имеют необходимые знания о понятиях и этапах исследования.

Предлагаю вам разделиться на 2 группы. Каждой группе я раздала памятки и листы для фиксации проекта.

I. Подготовительный этап.

1.Актуализация проблемы.

Сегодня мы будем работать в группах. Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Теперь вы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.

- Послушайте отрывки из произведений и вспомните их название.

(учитель зачитывает отрывки):

А) Ну, Мишка, - говорю,- ты специалист. Что варить будем? Только такое, чтоб побыстрей. Есть очень хочется…. Давай кашу, - говорит Мишка.

(«Мишкина каша» Николай Носов)

Б) Принесла старуха котёл. Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. («Каша из топора» Русская народная сказка)

В) Нужно было сказать: - Раз, два, три,

Больше не вари! И перестал горшочек варить кашу. («Горшок каши» Братья Грим)

- Что общего в названиях этих произведений?

- Думаю, вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить?

(о каше)

- А вы любите каши?

- Посмотрите, пожалуйста, кадры из известной вам сказки.

(Клип «Каша из топора»)

- Как вы считаете, можно сварить кашу из топора? (нет)

2.Определение сферы исследования

- А хотите узнать, из чего варят каши?

- А узнать секрет, как сделать кашу вкусной?

3.Выбор темы исследования.

-Хотите стать исследователями и сами дать ответ на эти вопросы?

-Итак, думаем над темой. Можете представить её в виде пословицы. Посмотрите памятку. Кто объявит тему нашего исследования? ( «Каша – пища наша», «Каша-еда наша»).Запишите её.

-А какая цель нашего исследования? Пользуйтесь памяткой (Узнать, из чего делают каши и как сделать кашу вкусной.)

-Задачи (…….)

4.Выработка гипотезы.

-А как вы думаете, из чего варят каши и как сделать кашу вкусней? (предположения детей:

1) Предполагаю, что каши варят из крупы.

2) Думаю, что разные каши варят из разной крупы.

3) Возможно, каша будет вкусней, если в неё добавить варенье или фруктов)


-Молодцы! Это ваши предположения. А ведь мы хотим знать точно, из чего делают каши.

5. Выявление и систематизация подходов к решению.

- Откуда мы будем добывать знания? (Дополнительные - из книг, сети Интернет, беседы с взрослыми, проводить эксперименты)

II. Основной этап.

Перед вами словари найдите толкование слова Каша

1. В толковом словаре C. И. Ожегова даётся такое толкование: КАША - Кушанье из сваренной или запаренной крупы.

- В многообразии каш и круп, из которых их готовят, нам поможет разобраться таблица, которая есть у каждой группы на столе. Прочитайте, что мы будем определять. (Растение – крупу – кашу.)

2. Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай». Отгадайте мои загадки…

Игра «Угадай»

1) Черна, мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят,

Кто съест – похвалит. (гречка)

У вас у каждой группы на столе стоят крупы. Найдити гречневую крупу. (Находят гречневую крупу среди других круп.)

- Из какого растения получают гречку? Найдите в предложенных текстах(Гречихи)

Каша называется -…(записывают в тетради название каши)- гречневая. Занесите данные в таблицу

- Знаете ли вы, почему она так называется?

2) Слушайте вторую загадку.

Как во поле на кургане

Стоит курица с серьгами. (овёс)

-Какую крупу получают из овса? Кто не знает обращаемся к источникам. (овсяную.)

- Ещё её называют овсяные хлопья.

Каша называется -… (овсяная) Занесите в таблицу.

А ещё она называется «геркулес». Она придаёт силу, в ней самое большое количество витаминов. Эту кашу едят по утрам почти все англичане. Овсяной кашей питались даже римские воины.

3) Третья загадка…

В поле метёлкой, в мешке – жемчугом. (пшеница)

- Из пшеницы получают какую крупу? (пшеничную и манную) (дети находят крупы) Кашу варят – пшеничную и манную (запись в тетради) Пшеничная каша сытная, питательная и полезная. А вот в манной каше больше всего калорий. Её ели даже богатыри.

4) Какой крупой часто кормят цыплят? (пшённой)

- Как называется растение, из которого её получают? (просо)

А каша? пшённая.

- В ней много белка, она самая питательная.

Д/з:- В нашей таблице не все крупы и не все виды каш.

- Какие ещё каши вы знаете?

Я попрошу продолжить таблицу дома.

3.- Ребята, если сварить кашу из одной крупы и воды, она будет вкусной?

- Вспомните, почему получилась вкусной каша из топора? (соль, сахар, молоко, масло) Ведь недаром говорят «Кашу маслом не испортишь».

- А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала вкуснее?

4. Эксперимент.

- Хотите приготовить вкусную кашу?

Каша у вас уже в «тарелках». Подумайте, что вы в них «добавите», чтобы улучшить вкус. Приклейте наклейки с добавками или нарисуйте их.

-Какие вкусные каши у вас получились. Так и просятся в рот.

III. Рефлексия.

К концу подходит наше занятие. Давайте, дети, подведём итог нашей работы. Удалось ли нам найти ответы на интересующие нас вопросы? Подтвердились ли ваши гипотезы?

1) Да, каши варят из крупы.

2) Да, разные каши варят из разной крупы.

3 )Каша будет вкусней, если в неё добавить варенье или фрукты)


Занимаясь исследовательской деятельностью с детьми, я выделила важных момент, необходимый для успешной исследовательской работы. Необходимо развивать в детях творческое мышление.

Для развития творческого мышления можно использовать вербальные и невербальные задания, предложенные Савенковым Александр Ильич и учителями, работающими по данной теме.

Вербальный интеллект – логическая форма мышления, акцент на словесно-логическую форму мышления, на осознание.

Невербальный интеллект — это образное мышление, представленное на зрительных образах и пространственных представлениях. Развитие этого вида интеллекта поможет человеку ориентироваться в схемах и чертежах, конструировать, рисовать.

Невербальные задания.

(Слайд 6)

Склеивание (агглютинация)Детям предлагается сделать аппликацию из разноцветных геометрических фигур, изобразив то, что придумать кроме него не может никто. Назвать получившегося героя и исследовать его возможности. Нарисуйте несуществующее животное, с новыми необычными свойствами, соединяя различные части животных.

Аналогии. Нарисуйте предмет, похожий на жука. Расскажите о его свойствах. На что похожи эти кляксы? Сконструируй дом, который мы бы построили в пустыне, в горах, на море и т.д.

Акцентирование.
Отметь отличительные черты старинных автомобилей. Что можно увидеть в круге?

Типизация (внимание). Сложи в несколько раз листок и вырежи из него снежинку. Какая из них больше похожа на настоящую – т.е. более типична? Этот прием является основным в художественном творчестве.

Вербальные задания.

(Слайд 7)

Сочини про любой предмет сказочную историю. Придумай сказку с новыми сказочными героями. Придумай предложения со словами: вечер; книга; мир; ветка; стол; облака. Составь рассказ, продолжив первое предложение или используя последнее. Найди как можно больше способов использования предметов. (Например, газета.)

Придумай свои небылицы.

Основными условиями успешности развития исследовательских навыков младших школьников является:

  • умение вести диалог;

  • слушать школьников и принимать их точку зрения не как неверную, а как одну из многих;

  • мгновенно ориентироваться в разных ситуациях;

  • выбирать точные слова для комментариев ответов учеников, обобщений и выводов.

Мои юные исследователи являются участниками и победителями «Открытие мира», «Грани познания».

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


Приложение


Проект исследования

Тема:


Цель:



Задачи:




Гипотеза:



Методы:

















Памятка

Тема должна быть сформулирована коротко,

она должна заинтересовать читателя,

в ней должна быть видна цель.

Цель обычно начинается со слов: изучение,

формирование,

установление,

разработка,

выяснение,

обоснование.

Задачи, как правило, начинаются с глаголов: узнать,

выяснить,

установить,

сравнить,

разработать,

изучить.

Гипотеза: предполагаю, допускаю, возможно, что если, думаю, может быть.

Организация исследования: подумать самостоятельно, изучить литературу, спросить у других людей, просмотреть телепередачи, использовать Интернет, провести эксперимент, наблюдение, анкетирование.

Игра «Угадай»

Растение

Зерно, крупа

Каша



















Растение

Зерно, крупа

Каша

гречиха

гречка

гречневая

овёс


овёс

овсяные хлопья

овсянная

пшеница


манная крупа

пшеница

пшеничная крупа



Пшеничная

манная

просо


пшено


пшённая